Информационный блок:
Альтернативные школы (от лат. alter - другой), – неполные и полные средние школы в Западной Европе и США, обеспечивающие образование, альтернативное по содержанию, формам и методам. Возникли в конце 60-х гг. ХХ века в противовес авторитарному обучению в традиционной школе. Представлены различными типами. Отличаются индивидуализацией и дифференциацией преподавания, большим числом элективных предметов и курсов обучения, специализированной учебной базой и методами.
Таблица 31.
Типология альтернативных школ
Типы школ | Особенности |
Открытые школы | Отсутствие разделения на традиционные классы с фиксированным. составом учащихся |
Школы «без стен» | Ориентация на широкое использование воспитательных возможностей местной общины, обучение в музеях, театрах парках, горах, лесу и т.п. |
Школы-магниты | Ориентация на углублённое изучение конкретной области знания (учебного предмета, практического курса). Организуются при местных ун-тах, фабриках, больницах |
Учебные центры | Специализированные, своего рода учебно-производственные комбинаты, открытые для всех школьников данной местности и посещаемые ими по собств. выбору или в течение одной учебной четверти, или один раз в неделю в течение учебного года |
Неградуированные школы | Отказ от деления на годичные возрастные коллективы |
Контрольный блок:
|
|
1. На основании учебного пособия А.Н.Джуринского «История педагогики» заполните таблицу 32 «Концепции западной педагогики»:
Концепции | Содержание | |
1. | Традиционная | |
2. | Рационалистическая | |
3. | Феноменологическая |
2. Проиллюстрируйте на примере одной из стран Запада тенденции развития школьной системы: демократизация, диверсификация и дифференциация образования, гуманистическая направленность воспитания, модернизация классно-урочной системы, развитие опытно-экспериментальной деятельности, использование новейших технических средств, интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования и т.д.
3. Охарактеризуйте школьную реформу второй половины ХХ века (на примере одной из стран). Покажите, какие изменения были внесены в содержание школьного образования.
4. Дайте определение следующих понятий:
Тип учреждения образования | Дефиниция |
Грамматическая школа | |
Лицей | |
Гимназия | |
Коллеж | |
Академия | |
Колледж | |
Университет |
5. Выберите правильный ответ:
Какая из европейских программ ориентирована на повышение мобильности студентов?
а/ Лингва б/ Эразмус в/ Висби г/ Темпус
- Классическим образцом централизованной системы образования является:
а/ США б/ ФРГ в/ Канада г/ Франция д) Чехия
|
|
- Департамент образования в США был создан:
а/ в 1910 г. б/ в 1961 г. в/ в 1979 г. г) 2000 г.
- В выпускных классах школы американские школьники сдают:
а/ выпускные экзамены б/ тесты в/выпускные работы г) рефераты
- В Европе дистанционное образование развивается через:
а/ открытые университеты б/ школы заочного обучения в/ курсы г) колледжи
- В США наиболее распространенной формой обучения одаренных детей является:
а/ школа для одаренных б/ создание условий в обычной школе в/ элитарная школа г) спецшкола
- В какой стране система образования имеет следующий вид: 6+3+3?
а/ Германия б/ Россия в/ Франция г/ США
- Назовите страну, в школьном образовании которой доминирует система трехтипных школ:
а/США б/ Япония в/ ФРГ г/ Франция
- Коллеж во Франции это:
а/ старшие классы б/ неполная средняя школа в/ начальная школа
- В какой стране получили распространение репетиторские школы?
а/ Китай б/ Япония в/ Великобритания г) США.
11. В какой стране в школьном образовании есть учебное заведение под названием грамматическая школа?
а/ Великобритания б/ США в/ ФРГ г/ Франция