В1 |
Расположите имена исторических лиц в хронологическом порядке их жизни и деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в таблицу.
А) | Сильвестр | ||||
Б) | М. Ломоносов | ||||
В) | С. Разин | ||||
Г) | К. Булавин | ||||
В2 |
Какие три из перечисленных ниже государственных учреждений были созданы в правление Петра I? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) | Сенат | |||
2) | Государственный совет | |||
3) | Главный магистрат | |||
4) | Синод | |||
5) | Верховный тайный совет | |||
6) | Кабинет трех министров | |||
В3 |
Установите соответствие между понятиями и их определениями.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ | ||||||||||
А) | кириллица | 1) | стиль в архитектуре, для которого характерны пышность декора и величие | |||||||
Б) | барокко | 2) | система набора солдат в армию | |||||||
В) | рекрутчина | 3) | алфавит, появившийся на Руси в X в. | |||||||
Г) | барщина | 4) | система выплаты дани золотой Орде | |||||||
5) отработки крестьян на земле помещика | ||||||||||
А | Б | В | Г | |||||||
В4 |
Прочтите отрывок из летописи и укажите год, когда произошло описанное событие.
«Король области Римской…сказал: «иду и покорю всю землю Александрову». И собрал великую силу, начальников и епископов своих, и шведов и норвежцев, и сумь и емь и наполнил множество кораблей своими полками и двинулся с великой силой, обуреваем воинственным духом, и пришел в реку Неву и стал на устье Ижоры, желая в безумии своем захватить Ладогу, и даже Новгород и всю область Новгородскую.. И много новгородцев не успело собраться, потому что великий князь Александр поспешил пойти против врагов…И была сеча великая с шведами, избили множество шведов, и самому королю нанес [князь] рану в лицо острым своим мечом».
Ответ: ____________________.
В5 |
Расположите следующие события, явления в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, явления, в правильной последовательности в таблицу.
А) | Берлинский конгресс | ||||
Б) | заграничный поход русской армии | ||||
В) | заключение Россией и Китаем оборонительного союза против Японии | ||||
Г) | оборона Севастополя | ||||
В6 |
Какие три из перечисленных мероприятий были осуществлены в 1825-1855 гг.?
Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) | «чугунный» устав | |||
2) | создание четырехступенчатой системы образования (приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты) | |||
3) | уничтожение университетской автономии | |||
4) | создание сети земских школ | |||
5) | создание нового типа учебных заведений - лицеев | |||
6) | создание трехступенчатой системы образования (приходские училища, уездные училища, гимназии) | |||
В7 |
Установите соответствие между фамилиями исторических личностей и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |||||||
А) Б) В) Г) | И. Крузенштерн К. Брюллов Ф. Глинка А. Бутлеров | 1) | ученый-химик | |||||
2) | ученый-математик | |||||||
3) | мореплаватель | |||||||
4) | композитор | |||||||
5) | художник | |||||||
А | Б | В | Г | |||||
В8 |
Прочтите отрывок из труда современного историка и укажите, о каком сражении идет речь.
«…Генеральное сражение войны 1812 года. Но оно не дало ярко выраженного успеха ни той, ни другой стороне…битва ознаменовала собой кризис наполеоновской стратегии генерального сражения»
Ответ: ____________________.
В9 |
Какие три из перечисленных событий произошли в годы Гражданской войны?
Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) | введение «золотого червонца» | |||
2) | национализация мелких и средних предприятий | |||
3) | принятие Декрета о земле | |||
4) | отмена товарно-денежных отношений | |||
5) | введение всеобщей трудовой повинности | |||
6) | провозглашение России республикой | |||
В10 |
Установите соответствие между терминами, названиями и их определениями.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ТЕРМИНЫ, НАЗВАНИЯ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ | ||||||||
А) | коалиция | 1) | право, предоставляемое иностранному государству на сооружение промышленных объектов | ||||||
Б) В) Г) | экспроприация концессия сословие | 2) | политика устрашения, подавления политических противников вплоть до физического уничтожения | ||||||
3) | военный союз нескольких государств | ||||||||
4) | принудительное лишение собственности | ||||||||
5) | социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями | ||||||||
А | Б | В | Г | ||||||
В11 |
Прочтите отрывок из речи государственного деятеля и напишите, кому принадлежат эти слова.
«Мелкий собственник, несомненно, явится ядром будущей мелкой земской единицы; он, трудолюбивый, обладающий чувством собственного достоинства внесет в деревню и культуру, и просвещение, и достаток. Вот тогда только писаная свобода превратится и претворится в свободу настоящую, которая слагается из гражданских вольностей и чувства государственности и патриотизма».
Ответ: ____________________.
В12 |
Какие три из перечисленных событий относятся к периоду правления Н.С. Хрущева? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) | создание системы «коллективного руководства» | |||
2) | разрешение многопартийности | |||
3) | отставка Г. Жукова с поста министра обороны | |||
4) | создание совнархозов | |||
5) | определение сроков построения коммунизма в СССР | |||
6) | создание Совета министров | |||
В13 |
Установите соответствие между событиями, явлениями внутренней политики СССР и фамилиями руководителей. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛИ
А) Б) В) Г) | создание министерств создание Государственной Думы роспуск совнархозов «кукурузная эпопея» | 1) И.В. Сталин 2) Н.С. Хрущев 3) Л.И. Брежнев 4) М.С. Горбачев 5) Б.Н. Ельцин | |||||
А | Б | В | Г | ||||
В14 |
Прочтите отрывок из работы современного историка и напишите название оппозиционного движения, о котором идет речь.
«Протестная кампания, начавшаяся в связи с судебным процессом Гинзбурга, Галанскова и других, охватила гораздо больший круг людей, чем в предыдущие (и последующие) годы. Формы протеста, в основном, остались прежними – петиции в официальные органы власти, но была освоена и новая, более радикальная, возможность – прямая апелляция к общественному мнению (т.н. «открытые письма»). «Эпистолярная революция» (по тогдашнему выражению) не ограничилась конкретным поводом – делом Гинзбурга, Галанскова и др., ее предметом стали самые разнообразные случаи нарушения государством гарантированных Конституцией прав и свобод. Поток информации о подобных нарушениях возрастал по мере того, как в стране становилось известно о существовании, преимущественно в Москве, группы людей, рискнувших предавать эту информацию огласке. Была осознана ключевая роль самиздата в этом процессе. Возникли новые информационные механизмы, область применения которых быстро расширялась, охватывая все новые регионы. Возникшее брожение начало приобретать некоторые признаки общественного движения…».
Ответ: ____________________.
В15 |
Расположите следующие события, явления в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
А) | Операция «Багратион» | ||||
Б) | Создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) | ||||
В) | Брусиловский прорыв | ||||
Г) | Советско-польская война | ||||