Политико-правовые теории французских
Социализм (лат. Socialisme – общественный) как политическая идеология – это порождение многовековых чаяний народных масс об обществе социальной справедливости и равенства, солидарности, социальной защиты личности. Представления о таком обществе существовали уже в древнем мире: легенда о «Золотом веке» – общинно-родовых отношениях, не знавших неравенства, эксплуатации и собственности. Мотивы общечеловеческого равенства, братства, самоуправляющихся общин, потребительского коммунизма активно развивались ранним христианством и существенно были усилены в утопиях Т. Мора и Т. Кампанеллы. В эпоху Нового времени социализм, освободившись от религиозной оболочки, основывал свои идеи на философии Просвещения, с позиций теории естественного права.
Но свою классическую форму социалистические идеи начали обретать вместе с утверждением капитализма, по мере того как становилось ясно, что буржуазный строй не освободил людей от эксплуатации, не устранил бесправия значительной части населения, резко ухудшил положение трудящихся, особенно наемных рабочих.
|
|
Социалистические теории были многочисленны и разнообразны, но все они порицали развивающийся капитализм и резко критиковали его пороки. Они указывали на царящую при капитализме анархию производства, связывали безработицу и кризисы с бесплановым ведением хозяйства, называли фальшивыми рассуждения о правах человека без обеспечения права на труд, вскрывали факты морального разложения имущих классов.
Среди приверженцев социализма наибольшую известность в первые десятилетия XIX в. приобрели имена французов Анри де Сен-Симона (1760-1825 гг.), Шарля Фурье (1772-1837 гг.) и англичанина Роберта Оуэна (1771-1858гг.). Их социализм называют утопическим. Но их идеи значительно отличались как по содержанию, так и по форме от наивного, грубоуравнительного коммунизма предшественников – Т. Мора, Ж. Мелье, Т. Мабли и др. Если последние социалисты делали основной упор на проблемы распределения и потребления материальных благ, то Сен-Симон, Фурье и Оуэн главное внимание обращали на организацию их производства.
Первоочередной задачей общественного преобразования они считали создание крупного общественного производства, базирующегося на свободном труде и плановой экономике. Вся теория Сен-Симона и сен-симонистов основана на идее развития экономики, становления нового «промышленного общества». Сен-Симон полагал, что именно «промышленный строй может доставить людям наибольшую сумму общей и личной свободы, обеспечивая обществу наибольшее спокойствие». С помощью крупного производства, писал Фурье, человечество могло бы миновать самые злосчастные периоды своей истории, скоро перейдя к высшим этапам развития.
|
|
Социалисты отвергали любое серьезное политическое, и в особенности всякое революционное, действие. Преобразование общества они не связывали с классовой борьбой и революцией. Сен-Симон, Фурье и Оуэн были уверены, что достаточно объяснить людям преимущества социализма, показать примеры жизни на новых принципах, – и люди станут жить по-новому. Но их представления о путях, способах строительства социалистического общества были неодинаковы.
Сен-Симон предполагал реформировать капиталистическое общество «сверху» посредством устранения от власти непроизводственных классов (военных, феодалов, наследственную знать) и передачи управления государством высокоталантливым лицам из числа «индустриалов», под которыми он разумел «наиболее видных промышленников». Что касается непосредственно народа, то ему, по Сен-Симону, незачем вмешиваться в дело реорганизации общества. Он рассчитывал освободить народ без участия народа, надеясь на сознательность и высокие нравственные качества состоятельных лиц. В социальном проекте Сен-Симона сохранялась частная собственность. Новый строй будет представлять собой централизованно управляемую промышленную ассоциацию, развивающуюся на основе общего плана, и потому превзойдет старый.
По его мнению, новое общество не будет нуждаться в политических институтах, поскольку господствовать будет принцип равенства, основанный на всеобщности труда нравственно, социально и политически созревшего народа, не нуждающегося больше в опеке со стороны государства. Различие между трудящимися будет заключаться только в том, что одни работают руками, другие – головой. Будущее общество для Сен-Симона – это громадная мастерская, где государственно-правовые институты прежде всего обслуживают нужды производства. Поэтому в написанных им произведениях сравнительно мало уделено внимания политике, государству, праву.
Сен-Симон считал, что торжество новых принципов человеческого общежития вполне может обеспечить и королевская власть при наличии парламента и совета министров. Однако между властью короля и парламентом он предлагает ввести еще две структуры: совет ученых, который явится мозгом всей государственной системы и который образуется из представителей академий наук и искусств, и совет промышленников, в который должны входить представители промышленного, торгового, банковского капитала.
Сен-Симон имел многочисленных последователей в странах Европы. Под влиянием его идей складывались взгляды российских мыслителей А.И. Герцена и Н.П. Огарева.
Фурье предлагал строить социалистическое общество «снизу», создавая в нем производственно-потребительские товарищества (фаланги), которые объединяли бы на акционерной основе, без обобществления всех средств производства, представителей различных групп: собственников, промышленников, рабочих, земледельцев и т.д. По Фурье, главная цель нового строя состоит не в том, чтобы уничтожить собственность, а в том, чтобы всех превратить в собственников. Формы труда, организация хозяйства и управление им, равно как и обслуживание и воспитание членов фаланги должны быть такими, что-бы позволили каждому умножить общественное богатство до колоссальных размеров и на этой основе гармонизировать интересы индивида и коллектива, постепенно стереть классовые антагонизмы.
Таким путем Фурье рассчитывал обеспечить полное развитие способностей каждого человека сделать труд не только основным источником богатства, но и источником радости, наслаждения. Естественно, что в таких социальных образованиях отпадает необходимость иметь власть в собственном смысле этого слова. Право, как инструмент принуждения, здесь также не нужно. Цель управления в фаланге, по Фурье, не в принуждении, а в поддержании гармонии, установлении мирового единства.
|
|
Идеи Фурье оказали сильное влияние на развитие социалистических и кооперативных идей в ряде стран Европы, в США. В России их изучали петрашевцы, а затем Н.Г. Чернышевский и другие теоретики русского социализма.
Оуэн считал, что использованию промышленного потенциала в интересах человека препятствует прежде всего частная собственность. Она – плод насилия и несправедливости, источник извращений в человеческих отношениях. Поэтому разумная, справедливая общественно-политическая система должна основываться только на общественной собственности. Но, чтобы провести обобществление собственности, нужно, по Оуэну, осуществить революцию в сознании людей, убедить их в целесообразности такого мероприятия. Способы изменения сознания людей – это наука, просвещение, практические примеры энтузиастов-единомышленников.
Переход в светлое царство разума и справедливости, согласно Оуэну, помогут совершить отдельные индивиды и группы людей, обладающие капиталом и руководствующиеся доброй волей. Они создадут «поселки общности» (коммунистические ячейки) с коллективным трудом, общественной собственностью, равенством прав и обязанностей, отношениями взаимопомощи, заботой о больных и престарелых. Сам Оуэн и его последователи пытались организовать в 30-40-х годах XIX в. подобные коммуны и своим примером увлечь человечество. Эти попытки поглотили его немалое состояние, но все окончились неудачей.