Задания для самостоятельного выполнения
Работа с текстом
Из книги Д. Нэсбитта и П. Эбурдин «Что нас ждет в 90-е гг. Мегатенденции: Год 2000» (1982):
Чем больше человечество видит себя живущим на единой планете, тем больше необходимость для каждой культуры земного шара иметь свое уникальное наследие. Есть желание пробовать кухню друг друга, приятно одеваться в джинсы, наслаждаться иногда одинаковыми представлениями. Но если другой процесс начинает разрушать сферу более глубоких культурных ценностей, то люди вернутся к демонстрации своих различий, и это будет чем-то вроде культурного протеста. История каждой нации, ее язык и традиции уникальны. Поэтому парадоксально то, что чем более похожими мы становимся, тем больше мы будем подчеркивать свою уникальность.
Вопросы для обсуждения:
Вопросы для обсуждения:
Как по мнению авторов сочетается универсализация мировой культуры с ростом значимости ее национальных особенностей?
Собрать материал для дидактической папки и оформить в виде портфолио на тему: «Национальная культура Татарстана на современном этапе»
|
|
Работу оформите в тетради для самостоятельных работ
Форма контроля самостоятельной работы:
- Проверка тетради для самостоятельных работ
Вопросы для самоконтроля по теме:
1) Охарактеризуйте основные направления в развитии изобразительного искусства и музыкальном творчестве. Определите их сходство и различия с искусством первой половины XX в.
2) Что вы можете сказать о развитии абстракционизма во второй половине XX в.? Как художники-абстракционисты определяли главную цель своего творчества?
3) Как вы думаете, с появлением, каких черт в жизни общества связано возникновение поп-арта? Что находится в центре внимания приверженцев этого направления?
4) Что знаменовало собой появление «самоуничтожающегося искусства»? Назовите основные особенности постмодернизма.
5) Что такое бит, битники? Какие еще молодежные движения протеста вы знаете? Как они связаны с массовой культурой?
6) Чем вызван подъем национальных, самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры?
Тема 6.3 Российское общество в эпоху перемен (1992-2008 гг.)
Основные понятия и термины по теме: коммерциализация культуры, конфессия, патриотизм
1. Перемены в начале 1990-х гг.
- новые процессы в развитии культуры.
2. Коммерциализация искусства и массовая культура
- масскульт отечественного образца.
3. Новая эстетика.
- постмодернизм и информационные технологии.
4. Историко-культурное наследие
- возрождение культурной среды.
5. Религиозная жизнь
- рост религиозного сознания
|
|
Краткое изложение теоретических вопросов:
Новые процессы в развитии культуры
Важнейшими условиями экономических и политических преобразований стало утверждение свободы слова, развитие Интернета, рост вовлеченности России в мировое культурное и информационное пространство.
В результате в обществе первой половины 90-х гг. широко распространились настроения разочарования. Исчезла уверенность в завтрашнем дне, у многих людей появилось чувство незащищенности. Становление институтов рыночной экономики сопровождалось стремительным ростом цен и падением жизненного уровня, которое заставило вспомнить о трудностях прошлых лет. В языке быстро укоренились не только многочисленные англоязычные заимствования, но и привнесенные из словаря маргинальных социальных групп слова и понятия. Потребность в общественном идеале была поставлена под сомнение, культура перестала формировать публичное пространство. В результате интеллигенция стала терять роль глашатая общественных настроений.
В первой половине 90-х гг. резко сократилось государственное финансирование объектов культуры — музеев, театров, библиотек. После невиданного взлета перестроечных лет столь же стремительно упали тиражи газет и журналов. Большинство бывших читателей были просто не в состоянии их выписывать. Но во многом такое падение интереса было связано и с ростом влияния телевидения, в изобилии предлагавшего информационные и развлекательные программы. Огромную аудиторию стали собирать развлекательные телевизионные проекты и нескончаемые сериалы. Широкое распространение на радио и ТВ получили многочисленные заимствованные из западной практики интерактивные формы взаимодействия с аудиторией.
Масскульт отечественного образца
Массовая культура в первые послеперестроечные годы ориентировалась почти исключительно на заимствованные образцы. Быстро сформировался и рынок продукции масскульта отечественного образца. Первыми заявили о себе глянцевые журналы, рассчитывавшие на приверженность российской аудитории печатному слову. Этот рынок быстро дробился на сегменты развлекательного чтения «для всех», для женской и мужской аудитории, «по интересам» (кулинария, садоводство, дизайн, спорт и т.п.). Широкое хождение получили книги легкого жанра, особенно детективы (А.Маринина, Д. Донцова, Б. Акунин и др.), любовные романы, фэнтези (Ник Перумов, А. Бушков и др.).
Размежевание на рок и легкую Развлекательную музыку (попсу) происходило на эстраде. Попса заняла значительную часть телевизионного эфирного времени. На рубеже нового тысячелетия стали появляться российские коммерческие ленты, использовавшие опробование в производстве мировой кассовой кинопродукции приемы (такие, как «Ночной дозор» или «Турецкий гамбит»).
«Расползание» массовой культуры создавало в постсоветском обществе культурное пространство непривычного качества, в котором мерилом творческого успеха оказывался успех коммерческий. Процессы коммерциализации захватили в первую очередь рассчитанные на массового зрителя зрелищные искусства. В первые постсоветские годы театр и кино потеряли значительную часть своей аудитории ввиду роста цен на билеты конкуренции теле- и видеопродукции. Театр искал пути вживания в новую реальность. В результате родились театральные антрепризы — временные творческие коллективы, создаваемые под конкретную постановку, а также экспериментальные студии и разнообразные фестивальные проекты.
Постмодернизм и информационные технологии
Появились новые формы общения со зрителем. Спектакли ставились в реальных исторических декорациях (так, опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов» в исполнении труппы Мариинского театра прозвучала на Соборной площади Московского Кремля в мае 2003 г.). В театральных постановках стали широко использоваться приемы документального жанра, в текст вводились интервью или «подслушанные на улице» разговоры. Драматургия таких спектаклей строилась на взаимодействии со зрителем в небольшом зале.
|
|
В кино использовались не только дорогостоящие спецэффекты и компьютерные технологии, но и приемы съемки в режиме реального времени («Русский ковчег», реж. А. Сокуров, 2002) и подходы документального кино, в том числе в характерном ироническом ключе («Первые на Луне», реж. А.Федорченко, 2005). В телевизионной документалистике стал широко применяться метод «исторической реконструкции» реальных событий. Все эти технологии были призваны вовлечь зрителей в действие, сделать их соучастниками происходящего.
Заметное влияние на духовную жизнь оказало вступление России в глобальное информационное пространство и рост возможностей доступа к различным источникам информации. Быстро стали расширяться каналы оперативного получения информации и взаимодействия через Интернет, в том числе в осуществлении проектов в сфере образования, в организации общественной деятельности. Появились многочисленные электронные периодические издания, электронные библиотеки и образовательные порталы, художественные сайты. Число постоянных пользователей Интернета достигло по итогам 2006 г. 27 млн. человек
Возрождение культурной среды
Самоорганизация культурной жизни принимала все более многообразные формы с начала нового тысячелетия, когда стала расширяться материальная база для осуществления инициатив в сфере культуры. Магистральным направлением оставалось освоение национального культурного наследия, рост интереса к которому был связан с поиском устойчивых мировоззренческих основ в переходную эпоху. Процесс возрождения традиционной культурной среды способствовал восстановлению исторических памятников в больших и малых городах России, открытию новых музеев, в том числе на основе частных коллекций, развитию музейных комплексов (например, вокруг музея-усадьбы «Ясная Поляна» Л.Н. Толстого).
|
|
Состоялись торжества по случаю юбилеев больших и малых городов России — 850-летия Москвы, 300-летия Санкт-Петербурга, 1100 -летия Пскова, 1000-летия Казани, 1250-летия Старой Ладоги.
Интерес к историческим традициям России способствовал изданию массовыми тиражами фундаментальных трудов по отечественной истории (Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, С.М. Соловьева, С.Ф. Платонова). Публикация трудов русских мыслителей Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.С. Соловьева, В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, Г.П. Федотова и др. открыла неизвестные массовому читателю страницы отечественного духовного наследия. Возвращение на Родину произведений русских философов и писателей «первой волны» эмиграции, окончивших свои дни в изгнании (И.А. Бунина, И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева, В. И. Иванова, Г.В. Иванова, В.В. Набокова и многих других), позволило говорить о начале процесса восстановления общего поля русской культуры XX в. и исторической памяти. В начале XXI в. в России был перезахоронен прах Федора Шаляпина, Анны Павловой, Ивана Ильина, Ивана Шмеева. Домой возвратились некоторые представители послереволюционной эмиграции (вдова поэта Г.В. Иванова, писатель
Й.В. Одоевцева, певица А.Н. Баянова). В 1994 г. в Россию вернулся А.И. Солженицын.
Огромный интерес вызвали произведения нового российского кино, посвященные осмыслению духовных исканий человека в современном мире. Ряд получивших признание художественных лент («Возвращение» и «Изгнание» А.П. Звягинцева) был снят в жанре притчи. Лидером зрительских предпочтений стал фильм П.С. Лунгина «Остров». Воплощение на экране религиозной картины мира, темы веры и покаяния вызвало широкую дискуссию, переросшую рамки обсуждения конкретного художественного произведения.
Рост религиозного сознания
Важнейшим процессом в развитии духовной жизни новой России стал рост религиозного сознания людей. Религиозное возрождение коснулось всех традиционных конфессий — православия, ислама, иудаизма, буддизма.
Религиозные праздники и события церковной жизни стали для многих неотъемлемой частью духовного опыта.
Новое прочтение сегодня получает тема патриотизма. Это чувство причастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа, гордость за его достижения, бережное отношение к истории страны и своей малой родины. Патриотизм предполагает личную ответственность за становление гражданского и правового сознания, за судьбу страны и за будущее нашей культуры.
Лабораторные работы/ Практические занятия - не предусмотрено