Мусульманское искусство

Характерные черты мусульманского искусства – абстрактность, орнаментальность, неизобразительность.

Абстрактный орнамент рассказывает об абстрактном. Повторяющийся орнамент ненавязчиво, но упорно и скрытно приучает человека к представлениям об Аллахе едином, единственном и непостижимом добром Творце. В исламе изображения живых существ не используются в религиозном просвещении и пропаганде.

Особой формой описания сущности божества стали его имена. Коран приводит 99 имён Аллаха, которые описывают разные стороны божественной природы. Повторять имена Аллаха считается делом благочестивым. В этом ислам отличен от иудаизма, где имя Бога табуировалось и произносились только его заменители, и от христианства, воспринявшего заповедь: «Не упоминай имени Господа твоего всуе». В исламе чем больше упоминать основное имя – «Аллах» и остальные, тем лучше. Их произнесение, внутреннее и внешнее, составляет основу молитв и мистических радений. Повторение – один из надёжных способов постижения истины и выражения своей преданности Богу. Орнамент – бесконечный по своей природе, прекрасно подходил для этого, и он стал способом художественного выражения исламского мироощущения. Сложились три типа орнамента – каллиграфический, растительный (арабеск) и геометрический.

1) Каллиграфический орнамент. Надпись как элемент художественного оформления стала важнейшим признаком мусульманского искусства. Арабский шрифт сам по себе орнаментальный, поэтому надпись в каллиграфическом орнаменте часто не сразу и трудно читается. Каллиграфический орнамент как бы колеблется между красивым исполнением текста и красивым узором, в котором зашифрован текст. Содержание текста – всегда тексты о едином Боге. В этом идеологический смысл орнамента. Каллиграфические тексты всегда требуют от человека, пытающегося их прочесть, определённой подготовки и часто значительных усилий. Это создаёт особый эффект радости и удовлетворения, когда результат достигнут и текст понят. Процесс этот и удовольствие от успеха в какой-то степени сродни процессу узнавания Бога, движения к нему, чтению Корана и возглашению молитвы. В этом динамичном просветлении – особое значение каллиграфического орнамента. Есть у него и другая особенность, отражающая религиозные идеи. Арабское письмо выглядит для зрителя нескончаемой и причудливой вязью, которая тянется вечно. Она многообразна и подвижна и как бы передаёт идею беспрерывности, бесконечности и многообразия, которые и составляют важный аспект представления о Боге.

2) Растительный орнамент. Арабеск(арабеска, т. е. арабский)– непрерывный растительный орнамент, основу которого составляет рисунок бесконечных ритмичных завитков виноградной лозы. Движение округлых завитков лозы украшается и ритмично прерывается листьями и плодами, на этой лозе появляющимися. Они могут и должны быть весьма разнообразными. Пространство между основными ритмическими линиями заполняется другими завитками, растениями и их элементами, вазами и животными. Постепенно становится обязательным характерное для мусульманского искусства заполнение всякого пустого пространства. Часто это делается с помощью интенсивного мелкого растительного узора, не затемняющего, а, напротив, подчёркивающего основной ритм. В арабеске есть два внутренних смысла. Первый – более глубинный, выражает вечное движение и многообразие, которое созвучно понятию Аллаха, и присутствует в каждом повторяющемся и нескончаемом орнаменте. Второй смысл более конкретен – перед нами прославление и любование миром, созданным Аллахом для человека. Коран многократно упоминает растительный мир и животных как великое свидетельство его благорасположения к людям, которые всем этим пользуются. В частности, виноград и виноградная лоза порой выступают как обобщённый символ этого благоволения. Орнамент иллюстрирует и философскую и конкретную суть божества. Наконец, изображение красоты и умиротворённости сада с плодами вызывает в памяти коранические картинки райских садов. Растительный орнамент, таким образом, доставляет удовольствие теми ощущениями, которые Коран хочет привить праведному мусульманину, чуть-чуть изображая, но больше намекая на то, как человек должен радоваться существу Аллаха и его деяниям.

3) Геометрический орнамент. Его прямые линии, треугольники и ромбы, круги и розетки организуют и арабески, и каллиграфический текст. Многоугольные линии, прямоугольники, восьмиугольники и всякие звёзды с треугольниками поначалу обрамляют надписи или растительные орнаменты, но быстро становятся главным мотивом узора.

Аллаха нельзя видеть, нельзя даже пытаться показать его. О нём можно рассказывать, как это делает Коран. Его можно почувствовать, как это делают мистики. Абстрактное искусство ислама художественными средствами рассказывает об Аллахе – бесконечном творце всего сущего, и помогает немножко почувствовать его суть и красоту его величия и его милосердия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: