Однодольные растения. Смотри стр. 222 в учебнике за 9 класс

Двудольные растения

Смотри стр. 222 в учебнике за 9 класс.

Билет № 13

1. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека (парниковый эффект, вырубка лесов, кислотные дожди и другие загрязнения окружающей среды) (Б№30, 1)

2. Усложнение растений в процессе эволюции, классификация покрытосеменных. Определите место вида ландыша майского в системе растительного мира (отдел, класс, семейство, род).

3. Используя знания об иммунитете, объясните, с какой целью человеку делают прививки и вводят сыворотки. Как можно повысить защитные свойства организма? Как защитить себя от ВИЧ инфекции и заболевания СПИДом? (Б №6.2)

Ответ:

2. Первыми растениями на Земле стали одноклеточные зелёные водоросли. Они появились в протерозое. Следующим этапом стал появление многоклеточных водорослей. Отделы Красных и Бурых водорослей включают растения, чьё тело – таллом – не дифференцировано на ткани и органы.

Первые вышедшие на сушу растения были лишены настоящих листьев, их строение напоминает строение многоклеточных зелёных водорослей. Представители отдела Мохообразные имеют уже стебель и примитивные чешуевидные листья. Позднее возникли высшие растения, чьё тело расчленено на корень и стебель. Стали развиваться проводящие ткани. Так появились сосудистые хвощи и плауны (отдел Папоротникообразные).

В карбоне (поздний палеозой) стали распространяться голосеменные растения. Они обладали достаточно сложным строением, их ткани дифференцировались, появилось семенное размножение. Голосеменные растения за счёт этих важных новообразований – ароморфозов – получили возможность заселить глубинные районы материков в условиях глобального похолодания и иссушения климата в карбоне и Перми и прийти на смену папоротникообразным.

Вершиной эволюции растений стали покрытосеменные (цветковые) растения. Приобретя специальный орган полового размножения – цветок, - они получили возможность использовать для опыления не только ветер (при ветроопылении попусту тратилось много пыльцы), но и насекомых-опылителей. Покрытые околоплодниками плоды позволили, используя ветер, воду, животных, перемещать семена на большие расстояния. В результате цветковые заселили все материки (кроме Антарктиды), образовали огромное количество видов (более 240 000) и стали главенствующей группой растений.

Все растения отдела покрытосеменных подразделяются на два класса: двудольные и однодольные. Сравните основные различия между ними.

1. Зародыш семени с двумя семядолями.

2. Запасные питательные вещества семени находятся в семядолях или эндосперме.

З. Листья обычно имеют перистое жилкование.

4. Черешок листа ясно выражен, и редко бывает влагалищное основание листа.

5. Проводящая система в стебле имеет кольцевое строение. Кольцом слоя камбия обеспечивается рост стебля в толщину.

6. Зародышевый корешок семени обычно развивается в главный корень, образуя стержне-корневую систему.

7. Обычно древесные и травянистые формы.

8. Цветки пяти- и четырехчленные.

1. Зародыш семени с одной семядолей.

2. Запасные питательные вещества семени находятся в эндосперме.

З. Листья обычно имеют параллельное жилкование.

4. Черешок листа слабо выражен, но часто представлено листовое влагалище.

5. Проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков. Кольца камбия и роста стебля в толщину нет.

6. Зародышевый корешок рано отмирает, и у семени при прорастании обычно отходит сразу несколько придаточных корней, образующих мочковатую корневую систему.

7. Обычно травы, редко древесные формы.

8. Цветки обычно трехчленные, иногда — двучленные.

Однако те и другие признаки могут встречаться у представителей обоих классов.

К однодольным относятся, например, семейства Лилейные, Злаковые, к двудольным – Розоцветные, Мотыльковые, Паслёновые, Сложноцветные.

Ландыш майский – род Ландыш, семейство Лилейных, класс Однодольные растения, отдел Покрытосеменные, царство Растений.

3. Иммунитет — это свойство организмов защищаться от проникновения чужеродных веществ или клеток. Иммунитет обеспечивается иммунной системой, к которой относятся красный костный мозг, селезенка, тимус (вилочковая железа), кровь, лимфа, скопления лимфоидной ткани по ходу дыхательных и пищеварительных путей, лимфатические узлы.

Иммунный ответ основывается на двух механизмах: клеточном и гуморальном. Они могут быть врожденными или приобретенными:

1. Клеточный иммунитет обеспечивается клетками, например, фагоцитами.

2. Гуморальный иммунитет обеспечивается антителами – химическими веществами, доставляемыми кровью.

Клеточный иммунитет открыт И. И. Мечниковым. Гуморальный – П. Эрлихом.

Иммунный ответ бывает активным и пассивным, естественным и искусственным:

1. Естественный пассивный — иммунитет новорожденного, который обеспечивается организмом матери, который передает ребенку готовые антитела (с молоком).

2. Искусственный пассивный — введение готовых антител в виде сывороток при угрозе эпидемий. Эффект не продолжительный.

3. Естественный активный — возникает после перенесения заболеваний. Связан с самостоятельной выработкой антител переболевшим организмом.

4. Искусственный активный — возникает в результате вакцинации или прививки, при которой в организм вводят убитый или ослабленный возбудитель, что обеспечивает легкое течение заболевания.

Появление многих вакцин от различных болезней связано с именем Луи Пастера. Профилактика ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом. ВИЧ — вирус иммунодефицита человека, вызывающий синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). ВИЧ инфицирует и уничтожает лейкоциты определенного типа, которые обеспечивают формирование иммунитета человека. Больные СПИДом подвержены различным инфекциям, которые и становятся причиной их смерти. Обычно ВИЧ передается с кровью или спермой. От ВИЧ-инфицированной матери вирус может заразить плод через плаценту или попасть в организм ребенка через грудное молоко. В связи с отсутствием эффективного лечения важно соблюдать меры предосторожности: избегать случайных половых связей, при половых контактах использовать презервативы, проверять донорскую кровь на антитела к ВИЧ, использовать одноразовые шприцы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: