Принцип решения типовой задачи по молекулярной биологии.
Одна из цепочек молекулы ДНК имеет следующий порядок нуклеотидов: ЦЦГТАЦЦТАГТЦ... Определить последовательность аминокислот в соответствующем полипептиде, если известно, что и -РНК синтезируется на комплементарной данной цепи ДНК.
Пояснение к решению задачи. Известно, что молекула и - РНК синтезируется по принципу комплементарности на одной из цепей молекулы ДНК. Нам известен порядок нуклеотидов в одной цепи ДНК и сказано, что и - РНК синтезируется на комплементарной цепи. Следовательно, надо построить комплементарную цепь ДНК, помня при этом, что аденин соответствует тимину, а гуанин - цитозину. Двойная цепочка ДНК будет выглядеть следующим образом: ЦЦГТАЦЦАГТЦ.
ГГЦАТГГАТЦАГ…Теперь можно построить молекулу и - РНК. Следует помнить о том, что вместо тимина в молекулу РНК входит урацил. Следовательно, ДНК: Г ГЦАТГ ГАТЦАГ и - РНК: ЦЦГУАЦЦУАГУЦ Три рядом расположенных нуклеотида (триплет, кодон) и - РНК определяют присоединение одной аминокислоты. Соответствующие триплетам аминокислоты находим по таблице кодонов. Кодон ЦЦГ соответствует пролину, УАЦ - тирозину, ЦУА - лейцину, ГУЦ - валину. Следовательно, последовательность аминокислот в полипептидной цепи будет: ПРО - ТИР - ЛЕЙ - ВАЛ...
| Первое
| Второе
| третье
|
|
| | У
| Ц
| А
| Г
|
|
|
|
|
|
| | У
| Фен
| Фен
| Лей
| Лей
|
| У
| Ц
| Сер
| Сер
| Сер
| Сер
|
| | А
| Тир
| Тир
| ----------
| ----------
|
| | Г
| Цис
| Цис
| ----------
| Три
|
| | У
| Лей
| Лей-
| Лей
| Лей
|
| Ц
| Ц
| Про
| Про
| Про
| Про
|
| | А
| Гис
| Гис
| Глн
| Глн
|
| | Г
| Apr
| Apr
| Apr
| Apr
|
| | У
| Иле
| Иле
| Иле
| Мет
|
| А
| Ц
| Тре
| Тре
| Тре
| Тре
|
| | А
| Асн
| Асн
| Лиз
| Лиз
|
| | Г
| Сер
| Сер
| Apr
| Apr
|
| | У
| Вал
| Вал
| Вал
| Вал
|
| Г
| Ц
| Ала
| Ала
| Ала
| Ала
|
|
| А
| Асп
| Асп
| Глу
| Глу
|
|
| Г
| Гли
| Гли
| Гли
| Гли
|
Соответствие кодонов и-РНК аминокислотам
Самостоятельная работа студентов по биологии №7
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИТОЗА И МЕЙОЗА
Параметры сравнения
| Митоз
| Мейоз
| 1. Тип деления
|
|
| 2. Число этапов деления
|
|
| 3. Наличие интерфазы
|
|
|
|
| 4. Фазы деления
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. Наличие конъюгации и кроссинговера
|
|
| 6. Число дочерних клеток
|
|
| 7. Хромосомный набор в дочерних клетках
|
|
| 8. Название образовавшихся клеток
|
|
|
Одно
| Две
| Нет
| Два
| Четыре
| Диплоидное
| Есть перед делением
| В профазе 1
| Непрямое деление
| Анафаза 1
| Есть перед первым этапом деления
| Профаза 1
| Нет перед вторым этапом деления
| Телофаза 1
| Редукционное деление
| Метафаза 1
| Соматические
| Гаметы
| Гаплоидный
| Анафаза
| Анафаза 2
| Профаза
| Профаза 2
| Телофаза
| Телофаза 2
| Метафаза
| Метафаза 2
| | | | | | |
|
Выполнил
| Группа
| Дата
| Оценка
| Роспись
|
|
|
|
|
|
Проверила: Закутаева Н.В.
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа студентов по биологии №8
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА
1. Индивидуальным развитием организма называется:
А) овогенезом;
Б) онтогенезом;
В) эмбриогенезом.
2. Развитие организма от зиготы до рождения – это:
А) эмбриогенез;
Б) онтогенез;
В) овогенез.
3. Эмбриогенез включает в себя следующие этапы:
А) дробление, гаструляция, органогенез;
Б) дробление, органогенез, гаструляция;
В) гаструляция, дробление, органогенез.
4. В результате дробления образуется:
А) нейрула;
Б) гаструла;
В) бластула.
5. В результате гаструляции образуется:
А) гаструла;
Б) бластула;
В) нейрула.
6. Органогенез начинается с образования:
А) гаструлы;
Б) бластулы;
В) нейрулы.
7. Однослойный шарообразный зародыш – это:
А) нейрула;
Б) гаструла;
В) бластула.
8. Из одного зародышевого листка у человека формируется:
А) головной мозг и эпидермис кожи;
Б) мышцы и печень;
В) спинной мозг и почки;
Г) кости и орган слуха;
9. Укажите правильно указанный путь развития майского жука:
А) яйцо – взрослое насекомое;
Б) яйцо – личинка – взрослое насекомое;
В) яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое;
Г) яйцо – куколка – взрослое насекомое.
10. Выберите правильные утверждения.
А) Онтогенез существует как у многоклеточных, так и одноклеточных организмов
Б) Онтогенез амёбы сопровождается ростом, изменением реакций, изменениями в процессе обмена веществ
В) Онтогенез насекомого начинается с момента образования гамет
Г) Онтогенез – это период развития организма от оплодотворения до рождения
Д) В процессе дробления зиготы образуется бластула – многоклеточный зародыш сферической формы
Е) Онтогенеза нет у трутней пчёл.
|
Выполнил
| Группа
| Дата
| Оценка
| Роспись
|
|
|
|
|
|
Проверила: Закутаева Н.В.
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа студентов по биологии №9
ПЕРВЫЙ ЗАКОН МЕНДЕЛЯ
Первый закон Менделя. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование.
1. Сколько и какие типы гамет образуют особи со следующими генотипами: MM; aa; Nn; BbDD; aaBbDd; AABbDd; BbDdCc; BBDDcc; aaDDcc?
2. Ген чёрной масти у крупнорогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство F1получится от скрещиваниячистопородного чёрного быка с красными коровами?
3. У земляники красный цвет плода доминантный признак, а белый – рецессивный. Гибриды же имеют розовую окраску. Будет ли соблюдаться первый закон Менделя при скрещивании особей с красными и белыми плодами? Почему? Составьте схему скрещивания. Какое расщепление по фенотипу будет при скрещивании двух гибридных особей с розовыми плодами?
|
Выполнил
| Группа
| Дата
| Оценка
| Роспись
|
|
|
|
|
|
Проверила: Закутаева Н.В.
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа студентов по биологии №10
ВТОРОЙ ЗАКОН МЕНДЕЛЯ
Второй закон Менделя. Анализирующее скрещивание.
1. Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?
2. Коричневого самца мыши скрестили с двумя чёрными самками. В одном случае было получено 17 коричневых и 20 чёрных мышей, в другом случае все 33 мыши были чёрными. По результату скрещивания определите доминантный и рецессивный признак окраски. Установите генотипы родителей и потомства. Для определения генотипа каких особей используется такой тип скрещивания?
|
Выполнил
| Группа
| Дата
| Оценка
| Роспись
|
|
|
|
|
|
Проверила: Закутаева Н.В.
|
|
|
|
|