Курсовая и дипломная работа

V – вариант

IV – вариант

II – вариант

I – вариант

Самостоятельная работа для студентов

Технологическая карта студента

Критериальный показатель по университету (рейтинговая шкала)

83%-100% - «отлично».

65%-83% - «хорошо».

50%-65% - «удовлетворительно».

Меньше 50% - «неудовлетворительно».

Таблица

Модуль Номер темы Содержание деятельности студента Количество баллов, набранных студентом Посещаемость
    4 семестр    
Общие вопросы   Выписать 10 поговорок и пословиц о труде. Составить таблицу «Краткая история технологического образования в России», выделив временные интервалы и охарактеризовав их.    
    Реферат «Методы обучения технологии младших школьников».    
Работа с бумагой и картоном   Составить коллекцию «Виды бумаги и картона» (не менее 10 видов).    
    Проанализировать программы и учебники по технологии для начальной школы: особенности конструирования и моделирования, виды объектов, предлагаемых учащимся для конструирования и моделирования.    
    Доклады на практическом занятии: а) краткие сведения из истории бумажной промышленности. б) изготовление бумаги и картона Конспекты: а) виды бумаги и картона, б) ознакомление с волокнистым строением бумаги, в) правила по технике безопасности при работе с ножницами и клеем. Выполнение одной аппликации.    
    Выполнить одно изделие любым из предложенных способов. Рассказ о нетрадиционных техниках художественного конструирования из бумаги.    
    Создание архитектурного макета (или модели транспортного средства) из бумаги и картона по собственному эскизу.    
    Выполнить два изделия папье-маше (муляж, голову куклы для кукольного театра, макет, маску и т.п.), выполненных разными способами. Доклад на практическом занятии «Папье-маше в художественном конструировании младших школьников».    
    Выполнить аппликацию, используя не менее пяти фигур, выполненных в технике оригами. К каждой фигуре выполнить инструкционную карту. Доклады на практическом занятии «Из истории возникновения оригами», «Возможности оригами для всестороннего развития ребенка».    
    5 семестр    
Общие вопросы   Разработка проверочной работы по технологии в начальных классах.    
    Составление коллекции утилизованных материалов.    
    Выполнение творческих работ, посвященных истории появления и развития народных промыслов (ремесел) России или Алтая. Обобщение опыта народных умельцев.    
Методика преподавания технологии в начальной школе   Творческие работы: «Подготовка и проведение уроков технологии в начальной школе», «Возможности использования предмета «Технология» для кружковой работы в начальной школе».    
    Составление планов-конспектов уроков по технологии. Подготовка методического материала к урокам.    
    Составление сводного плана-сетки для уроков технологии в начальной школе, отражающего связь данных уроков с другими учебными предметами школьного цикла.    
    Разработка программы школьного кружка на учебный год (четверть).    
Анализ авторских программ   Анализ УМК по авторским программам О.А. Куревиной и Е.А. Лутцевой, Н.М. Конышевой    
    Анализ УМК по авторским программам В.Д. Симоненко, Т.М. Геронимус, дидактический материал Е.А. Лутцевой и И.И. Колисниченко.    
    Анализ УМК по авторским программам Б.М. Неменского и Т.Я. Шпикаловой.    
Работа с текстильными материалами   Составление коллекции тканей.      
    Изготовление аппликации из ткани. Доклады «Производство тканей», «Интересные факты из истории возникновения текстильной промышленности», «Простейшие наблюдения и опыты на уроках труда в начальной школе (свойства тканей и волокнистых материалов)».    
    Разработка дидактического пособия «Виды швов».    
    Изготовление вышивки. Доклад по теме «Из истории вышивки».    
    Папье-маше из ниток (изделие из коконов).    
    Изготовление мягкой игрушки.    
Работа с природными материалами   Ниткопись, рисование пухом (ватой), работа с тесьмой, шнуром и веревкой (на выбор студента).      
Методика преподавания технологии в начальной школе   Составление планов-конспектов уроков по технологии. Подготовка методического материала к урокам.    
Работа с текстильными материалами   Выполнить изделие в технике «пэчворк».        
    Доклад на практическом занятии "Краткие сведения из истории вязания". Изготовление коллекции «Виды пряжи» (не менее 10 видов). Выполнение одной вязаной работы (спицами или крючком) на выбор студента.    
    Изготовить салфетку набивной техникой нанесения рисунка на ткань.    
    Доклад из истории макраме. Выполнение одной работы в технике макраме на выбор студента.    
    Выполнить одно изделие: ниткопись, рисование пухом (ватой), изонить (сложную композицию), работа с тесьмой, шнуром и веревкой (на выбор студента). Нарисовать по 1 эскизу изделий каждого вида.    
Работа с природными материалами   Выполнение аппликаций из засушенных растений Нарисовать по 1 эскизу изделий каждого вида.    
    Выполнить аппликацию на свободную тему.    
    Выполнение монотипии.    
    Доклад: краткие сведения из истории использования человеком кожи в декоративно-прикладном искусстве. Выполнение одного вида работы с кожей на выбор студента.    
    Выполнить композицию из овощей, плодов и фруктов на свободную тему (студенты объединяются в группы по несколько человек).    
    Выполнить из глины одно изделие по собственному замыслу.    
    Выполнить одну аппликацию из соломы или бересты. Изготовить одно объемное изделие из соломки способом плетения.    
    Выполнить одну аппликацию из перьев, пуха на любом фоне по желанию студента (картон, наждачная бумага…).    
Работа с пластичными материалами   Выполнить аппликацию пластилином на свободную тему. Изготовить одно объемное изделие на выбор студента: - скульптуру животного; - игрушку; - предметы быта (например, вазу для цветов, чайную чашку и т.д.). Вылепить барельеф.    
    Выполнить одно из предложенных ниже: - игрушка, выполненная из ваты; - поделка из древесных опилок; - панно по срез камня из цветных карандашей.    
Работа с бисером   Доклад: а) краткие сведения из истории бисероплетения; б) сообщение о народных умельцах, занимающихся бисероплетением, ткачеством и вышивкой бисером. Выполнение бисерного панно.    
Работа с конструктором   Выполнить три поделки по своему замыслу.      
         
    Итого  

Учет посещаемости и работы на занятиях:

Пассивное присутствие 2 балла.

Пропуск занятия -2 балла.

Неготовность к занятию -2 балла.

Отработанный пропуск 1-2 балла.

Штраф (несвоевременная отработка и т.п.) -1-2 балла.

Работа на занятии (развернутый ответ, активная работа и т.п.) до 5 баллов.

Отметка «плюс» 1 балл.

Отметка «минус» -1 балл.

С целью контроля знаний по предмету «Методика преподавания технологии» разработана самостоятельная работа, которая рассчитана на 80 минут и представлена 5 вариантами, каждый из которых содержит по 2 задания. Первое задание – теоретическое – позволяет определить, насколько студент владеет теорией по курсу «Методики преподавания технологии с практикумом». Второе – практическое – включает разработку и написание планов-конспектов уроков технологии по авторской программе по изготовлению определенного изделия с описанием его технологии.

1. История развития трудового обучения (технологии) в России и за рубежом.

Рекомендация для студентов: 1. Первый этап до 18 века.2. Второй этап 1866 – 1917 гг. 3. Третий этап 1918 – 1937 гг. 4. Четвертый этап 1937-1953 гг. 5. Пятый этап 1954 – 1983 гг. 6. Шестой этап 1984 – 1988 гг. 7. Седьмой этап 1989 г. – по настоящее время.

2. Составление плана-конспекта урока технологии по программе «Технология» (Т.М. Геронимус). (Изделие выбирает студент, опираясь на учебники и рабочие тетради по предлагаемой программе).

Рекомендация для студентов: Программа Т.М. Геронимус имеет название «Технология». Уроки содержательно представляют собой технологию ручной обработки материалов. Смысл учебной деятельности – детей учат трудиться, то есть осознавать задачу, разбираться в возможности ее реализации, выполнять все, что нужно, чтобы получить продукт, отвечать за качество своего труда. Однако главной задачей является установка на обеспечение условий для самостоятельной трудовой деятельности ребенка, в процессе которой ребенок учится моделировать работу взрослого человека: от осознания поставленной задачи до выбора путей ее решения и до ее исполнения в материальном виде, внесения в нее элементов творчества.

1. Технология на современном этапе развития.

Рекомендация для студентов: Нужно раскрыть предмет методики преподавания технологии, цели и задачи на современном этапе развития общества, дидактические принципы, методы преподавания технологии, связь с другими науками.

2. Составление плана-конспекта урока по программе «Технология» (О.А. Куревина, Е.А. Лутцева). (Изделие выбирает студент, опираясь на учебники и рабочие тетради по предлагаемой программе).

Рекомендация для студентов: Ведущие методические принципы:

1. Принцип деятельности подразумевает активное включение ребенка в учебно-познавательную деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений как некоего фундамента для решения творческих задач.

2. Принцип целостной картины мира определяет место искусства в мире ребенка и место ребенка в мире искусства, дает возможность совмещения представлений о мире, картины мира, выражения в искусстве, и внутреннего духовного мира ребенка на основе ценностных ориентиров, выработанных человечеством и конкретизированных в конкретной личности.

3. Принцип гуманности основан на уважении к личности ученика, признании его права на собственное мнение, на участие в эстетическом переживании и рефлексии. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощенности учеников на уроках, без чего невозможно то потрясение, которое ребенок должен ощутить при соприкосновении с искусством в виде восприятия, или самотворчества.

4. Принцип творчества предлагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений на основе индивидуальной мотивированности и эстетической оценки.

5. Принцип вариативности дает возможность развивать у учащихся вариативное мышление, т.е. искать и находить свой эквивалент истины, эталона, идеального и наиболее оправданного пути, сравнивать и находить оптимальный вариант. Кроме того, этот принцип обеспечивает педагогу право на самостоятельность в выборе дополнительной литературы, дидактического материала, позволяет дополнять содержание курса примерами региональной культуры.

6. Принцип непрерывности должен обеспечить непрерывность эстетического воспитания в школе (во всем предметном содержании), во внешкольной работе, в семье. Только при таком целостном воздей­ствии на ребенка возможно его духовное, личностное становление на основе единых ценностных идеалов.

Цель курса - саморазвитие личности ребенка, выявление и разви­тие его творческого потенциала, осознание учеником целеполагания его собственной деятельности.

Данная цель достигается путем решения ряда задач.

1. Формирование духовных качеств личности, предполагающих устойчивое функционирование эстетического мышления на основе развития творческой активности.

2. Расширение общекультурного кругозора учащихся. Общее знакомство с искусством, в том числе и театром как синтетическим видом искусства, объединяющим общеэстетическую духовную и практическую деятельность.

Общее развитие детей, направленное на формирование умений:

а) ставить цель;

б) искать и находить решения проблем, поставленных перед ребенком учителем или спонтанно возникающих в жизни ребенка;

в) выбирать средства и реализовать свой замысел;

г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;

д) находить речевое соответствие своим действиям и эстетическому контексту.

Формирование основ эстетической и технологической культуры.

Развитие качеств творческой личности: любознательности, высокой познавательной активности, высокого интеллектуального потенциала, стремления к самосовершенствованию.

Курс состоит из ряда блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются. Второй блок - изобразительный. В нем эстетический контекст находит свое выражение в художественно-изобразительной деятельности. Третий блок - технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно-деятельностном содержании.

Краткая схема плана-конспекта урока:

1. Проблема урока.

2. Введение в проблему.

3. Работа по учебнику.

4. Задания для самоконтроля.

5. Обобщение.

III – вариант

1. Подготовка и проведение уроков технологии в начальной школе (особенности уроков, типы и структура урока, подготовка учителя к уроку).

Рекомендация для студентов: Нужно раскрыть особенности уроков технологии, типы и структура урока, планирование учебной работы по технологии для младших школьников, подготовку учителя к уроку, возможности использования предмета для кружковой работы в начальной школе, коррекционные возможности уроков технологии в начальной школе.

2. Составление плана-конспекта урока технологии по программе «Технология» (Н.М. Конышева). (Изделие выбирает студент, опираясь на учебники и рабочие тетради по предлагаемой программе).

Рекомендация для студентов: Особенность авторского курса состоит в том, что он впервые в практике отечественной школы выводит уроки из узких рамок ремесленно-технологической подготовки учащихся и приобщает их к системе общего образования.

Концептуальные положения курса:

1. Особенностью курса является его общекультурная (мировоззренческая, духовно-нравственная) направленность, которая позволяет через практическую деятельность учащихся формировать у них систему знаний и представлений об окружающей действительности: в первую очередь о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой, о социально-психологической и социально-исторической информативности мира вещей и т.д.

2. Организация деятельности учащихся в формировании духовно-нравственных установок осуществляется от общего к частному, а при формировании конкретных знаний и способов работы от частного к общему.

3. Система учебных заданий сориентирована на активную работу ученика как целостной личности, одновременно включая в деятельность ее рационально-логическую и духовно-эмоциональную сферы. Это достигается тем, что задания, включенные в учебники, построены на основе проектной художественно-конструкторской деятельности и значительное место среди них отводится решению задач, связанных с самостоятельной разработкой конструкций предметов, с поиском и воплощением художественного образа, отвечающего поставленным условиям.

Если основной задачей урока является формирование приемов практических действий, то ведущим методом будет копирование образца по инструкции и прямой показ приема. Для подобных уроков («Рисуем нитками», закладка из фотопленки, плетеная закладка, изготовление куклы из перчатки, кукла-марионетка, мозаика) в учебнике помимо образца даются схемы работы, краткие инструк­ции; они являются ориентиром для учителя.

Другая разновидность уроков основана на решении в практической форме логических задач, заданий, направленных на формирование мышления, пространственного воображения учеников (аппликации из геометрических фигур, симметричное вырезание и составление симметричного узора и пр.). К этим урокам могут даваться не один, а несколько образцов, но их ни в коем случае нельзя рассматривать как варианты изделия. Они даны в учебнике для того, чтобы учитель мог сделать выбор любого из них, или поочередно выполнить их все, или организовать работу учеников по вариантам, или использовать разные образцы для индивидуальных дифференцированных заданий. Но каждое такое задание имеет единственное правильное решение, поэтому учитель здесь не скажет, что можно выполнить его так, а можно и иначе или добавить что-нибудь свое. Задача ученика на таком уроке заключается в том, чтобы внимательно рассмотреть образец и все детали, проанализировать, определить принцип расположения деталей и выполнить работу без отступлений и без какой-либо «отсебятины».

Уроки, на которых ученики создают художественный образ, также имеют соответствующий вид на страницах учебника. Поскольку этот образ выражает личное впечатление или отношение ребенка, он не может быть скопирован. В соответствии с этим к таким занятиям даются особые образцы — образцы-аналоги («Салют школе», «Букет для учителя», «Украшения для елки», «Открытка для мамы» и др.). Они демонстрируют, как аналогичную задачу кто-то выполнил ранее; это дает представление о возможных путях и способах работы и тем самым помогает ребенку найти собственное решение. Образцов-аналогов к одному заданию всегда дается несколько, и они не предназначены для прямого копирования, только для разъяснения задания.

1. Оснащение курса технологии в начальной школе.

Рекомендация для студентов: Кратко описать программы, учебники и другие учебные пособия по технологии для начальной школы, дидактические материалы и наглядные пособия, использование технических средств на уроках трудового обучения младших школьников, организация выставок творческих работ детей, проверка и оценка знаний, умений и навыков младших школьников на уроках трудового обучения). Нужно раскрыть понятия: учебно-методический комплекс, учебная программа, учебник, учебный материал, выделить три основных группы учебных пособий и т.п.

2. Составление плана-конспекта урока по программе «Технология» (под ред. В.Д. Симоненко). (Изделие выбирает студент, опираясь на учебники и рабочие тетради по предлагаемой программе).

Рекомендация для студентов: Программа «Технология» для сельских общеобразовательных школ (под ред. В.Д. Симоненко) во главу угла ставит интеллектуально-творческое развитие ученика, не только ориентирующегося в окружающей жизни, ее проблемах, но и способного преобразовывать мир и себя самого, умеющего находить способы и алгоритмы решения разнообразных жизненных задач, обладающего опытом проектной творческой деятельности.

Приведем примерную схему урока технологии:

1. Организационный момент.

2. Изложение нового материала.

3. Практическая работа:

- вводный инструктаж учителя;

- самостоятельная работа учащихся по изготовлению бумажных изделий;

- текущий инструктаж учителя по корректировке неправильных действий учащихся;

- заключительный инструктаж с оценкой практической работы детей и показом точно выполненных изделий.

4. Закрепление нового материала в форме вопросов по изученной теме.

5. Инструктаж по домашнему заданию:

6. Уборка рабочих мест.

1. Межпредметные связи на уроках технологии в начальной школе.

Рекомендация для студентов: Нужно показать место технологии в начальной школе при осуществлении межпредметных связей, связь уроков технологии с уроками математики, экологическая направленность уроков в начальной школе; взаимосвязь географических, биологических знаний с практической работой, установление связи уроков технологии с уроками обучения грамоте и развития речи, связь с другими предметами, изучаемыми в школе, интегрированные уроки технологии.

2. Составление плана-конспекта урока по программе «Изобразительное искусство», включающее художественный труд (Б.М. Неменский). (Изделие выбирает студент, опираясь на учебники и рабочие тетради по предлагаемой программе).

Рекомендация для студентов: Схему плана-конспекта урока по программе Б.М. Неменского можно кратко представить следующим образом:

1. Беседа.

2. Показ произведений искусства или слайдов. Просмотр иллюстраций в учебнике. Рассматривание мелкой пластики.

3. Практическая работа. Показ учителя. Индивидуальная работа детей по своему замыслу.

6. Эстетическая оценка работы.

7. Выставка.

8. Домашнее задание.

Со студентами планируются темы курсовых и дипломных работ, которые в равной мере относятся как к научно-исследовательской, так и к самостоятельной работе, участие в конкурсах и конференциях различного уровня и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: