Экономический механиз природопользования
Основными законод актами по охране природы в нашей стране являются Законы Рф «Об охране окружающей природной среды», «О плате за землю», «О недрах». Эти законы определяют регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного действия хозяйственной и другой деятельности, оздоровления и улучшения свойства окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах реального и грядущего поколений людей. Законодательно регламентир эк механизм охраны природы предполагает следующие элемен.1. Обязательность учета и соц-эк оценки природных ресурсов государственными органами статистики и природопользования.2. Система планирования, финанс и мате-технич обеспечения экологических программ и мероприятий по охране окр природной среды.3. Механизм договоров и лицензий на комплексн природопольз.можно выделить след элементы эк механизма природопользования: -платность природопользования (за право пользования природными ресурсами, за воспроизводство и охрану окружающей среды);-система экономического стимулирования природоохранной деятельности; -плата за загрязнение окружающей природной среды; экологические фонды (являются Важным элементом эк механизма рег в области охраны окр среды экологические фонды, Федерации (ФЭФ РФ), экологические фонды субъектов Рф и местные фонды: обычно носят перераспределит характер: средства поступают от загрязнителей и им же возвращаются на конкретные средоохранные мероприятия или идут на улучшение эколог обстановки в целом.); -экологические программы; -продажа права на загрязнение; -система "залог - возврат"; -экологическое страхование.России необходим механизм природопольз, вкл создание благоприятн климата для развития энерго-и природосберег производств, надежных систем противоаварийн защиты, введение налоговых, кредитн огранич на разработ новых месторожде, больших штрафов за загрязнение природной среды и другие меры. В настоящее время в РФ внедряются некоторые элементы механизма природопользов: платность природопольз (плата за право пользован природ ресурсами, штрафы за нарушение экосистемы); эк стиму природоохран деят, мероприятий по снижению загрязн окр среды (платеж за загрязнение атмосферн воздух,воды,размещение отходов, платежи за сбор и переработ загр веществ; экологи программ (охраны озера Байкал, "чистый Енисей" и другие); система "залог - возврат"; экологическое страхование
Основное назначение права заключается в его активном воздействии на общественные отношения, которое проявляется в их регулировании и охране.
Правовое регулирование представляет собой действие, "работу", воплощение юридических норм и иных правовых явлений в жизнь, которое должно завершиться определенным результатом. Частным примером такого результата может служить поступление в ВУЗ, выплата стипендии, покупка билета на поезд и т.д.
При рассмотрении правового регулирования правовые явления приобретают качество правовых средств, которые в своей совокупности образуют единый юридический механизм, обеспечивающий организацию общественных отношений.
"Деталями" (структурными элементами) этого механизма являются уже известные нам правовые явления: система норм права, их реализация, правоотношения и правосознание.
1. Нормы права являются основой механизма правового регулирования (далее МПР), потому что в юридических нормах создана идеальная модель общественных отношений, то есть образец возможного или должного поведения людей.
2. Воплощение предписаний правовых норм в конкретные правоотношения осуществляется через различные формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование, применение).
3. В свою очередь, правоотношения устанавливают персональную меру возможного и должного поведения его участников. Перевод заключенных в юридической норме прав и обязанностей в правоотношения позволяет реально воплотить их в фактические общественные отношения.
4. Поскольку юридические нормы, реализация права и правовые отношения являются результатом сознательно-волевой деятельности человека, особую роль в качестве элемента МПР играет правовое сознание. Оно охватывает все элементы МПР, пронизывая их своим влиянием.
Почему это происходит? Почему правовому сознанию отводится такое важное место? Дело в том, что общественные интересы и потребности, прежде чем воплотиться в юридических нормах, проходят через волю и сознание людей, создающих правовые нормы (например, принятие закона парламентом). Реализация предписаний правовых норм в правоотношениях также осуществляется на основе сознательно-волевой деятельности граждан, должностных лиц и т.д. Кроме того, чем выше уровень правосознания людей, тем точнее исполняются требования правовых норм.
Таким образом, нормальная работа всех элементов МПР создает условия, при которых соблюдение правовых предписаний становится всеобщим правилом, нормой жизни для подавляющего большинства членов общества. МПР, словно динамо машина, вырабатывающая ток, образует некое "энергетическое поле" (режим законности), при котором общественные отношения обретают стабильность и упорядоченность.
Иными словами, в ходе работы МПР в обществе складывается правовой порядок — такое состояние правовых отношений, которое явилось результатом фактической реализации правовых норм в условиях законности.