Существенные черты той или иной формы государства (формы правления, формы государственного устройства, вида государственно-правового режима) тесно связаны с характером тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития (формационный подход — 4 типа государства: рабовладельческие, феодальные, капиталистические (буржуазные) и социалистические). Так, например, республика рабовладельческого общества имеет больше общих черт с рабовладельческой монархией, нежели с республикой капиталистического государства.
Иными факторами, которые влияют на форму государства, являются соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, состоящих в государственных органах правления, в конкретный период развития конкретной страны. На форму государства оказывают также известное воздействие и национальный состав населения, и уровень культуры, и традиции, и особенности географического положения, и влияние международных связей.
Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Так, среди монархий значительное распространение получили восточные деспотии и неограниченные монархии — империи. Республиканская форма правления в рабовладельческом государстве имела место в виде аристократических и демократических республик. Примером аристократической республики являлись Спарта, Рим в период V—II вв. до н. э.; примером же демократической республики были Афины в период V—IV вв. до н. э.
|
|
В феодальном обществе также существовали монархическая и республиканская формы правления. При этом основными разновидностями являлись раннефеодальная монархия, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная и абсолютная монархии. Республики же существовали только в рамках отдельно взятых городов-государств.
В капиталистический период развитие государственности шло на основе провозглашенных буржуазными революциями демократических прав и свобод, на основе разделения государственных властей; также имели место и монархическая (как правило, монархии носили ограниченный характер), и республиканская формы правления. Основными разновидностями монархии в данный период истории являлись конституционная и парламентская монархии. Республика была представлена также двумя ее основными разновидностями — парламентская и президентская, которые различались между собой особенностью политической ответственности правительства. Впервые для устранения недостатков двух форм республиканского правления были созданы смешанные республики.
|
|
Социалистическая государственность была представлена только республиканской формой правления. Примером являлась Парижская коммуна 1871 г. Кроме того, в советской республике к государственной власти впервые были допущены широкие слои населения. Однако тоталитарный государственно-правовой режим привел Российское государство к политическому кризису. Народно-демократическая республика как форма социалистического государства возникла в ряде стран Европы и Юго-Восточной Азии.
Как было указано ранее, тип государства также тесно связан и с особенностями государственного устройства страны. Так, например, в форме унитарного государства существовала и существует до настоящего времени Великобритания. Такая система сложилась в Англии к концу XIII в. До октября 1917 г. Россия также была унитарным государством. Кроме того, еще по Конституции 1918 г. Российская советская республика была объявлена федерацией, а таком состоянии она в 1922 г. объединилась с другими республиками в Союз Советских Социалистических Республик.
Примером же современного федеративного государства может служить современное Российское государство, в основе государственного устройства которого лежат национально-территориальный и территориальный принципы. К числу федераций также относятся Канада, Индия, США.
Конфедерации были известны только в период становления буржуазных государств, некоторые из таких конфедераций распались, а другие — явились переходной формой к более прочным федеративным связям.
Помимо государственного устройства, на тип государства существенное влияние оказывает также и административно-территориальное деление государства. Так, например, после распада СССР в 1991 г. ряд административно-территориальных единиц были провозглашены субъектами Российского государства. В настоящее время Российская федерация является многонациональным государством.