Методические материалы для изучения дисциплины
Тема 23. Основные правовые системы современности
Тема 22. Механизм правового регулирования
Тема 21. Законность и правопорядок
Тема 20. Юридическая ответственность
Тема 19. Правомерное и противоправное поведение
Понятие и признаки правомерного поведения. Виды правомерного поведения: социально-активное, традиционное, конформистское, маргинальное.
Правонарушение как антипод правомерного поведения. Понятие и признаки правонарушения.
Юридический состав правонарушения. Объект правонарушения: понятие и виды. Понятие и элементы объективной стороны правонарушения. Субъект правонарушения. Понятие и элементы субъективной стороны правонарушения. Понятие и формы вины.
Классификация правонарушений. Преступления и проступки. Виды проступков.
Понятие и признаки юридической ответственности. Отличие юридической ответственности от иных правовых мер государственного принуждения. Цели и функции юридической ответственности. Основания юридической ответственности. Виды юридической ответственности.
|
|
Принципы реализации юридической ответственности. Юридическая ответственность специальных субъектов. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.
Понятие и признаки законности. Законность и целесообразность. Принципы и требования законности. Гарантии законности: понятие и виды. Механизм обеспечения законности.
Понятие правопорядка. Правопорядок и общественный порядок. Соотношение права, законности и правопорядка. Основные методы обеспечения правопорядка.
Понятие правового регулирования. Правовое регулирование и правовое воздействие. Способы, методы и типы правового регулирования. Общедозволительный и разрешительный типы правового регулирования. Централизация и децентрализация как тенденции процесса правового регулирование. Локальное правовое регулирование.
Понятие механизма правового регулирования. Структура механизма правового регулирования. Юридические средства в механизме правового регулирования: понятие, основные функции. Роль норм права, правоотношений, актов реализации прав и обязанностей, актов правоприменения в процессе правового регулирования. Основные стадии процесса правового регулирования.
Социальный и психологический механизм действия права. Эффективность правового регулирования: понятие, критерии, пути оптимизации.
Понятие правовой системы. Соотношение понятий “правовая система” и “система права”. Критерии классификации правовых систем. Соотношение понятий “правовая система” и “правовая семья”. Общая характеристика основных правовых семей современности: семьи романо-германского права, семьи англо-саксонского права, семьи мусульманского права, семьи традиционного права.
|
|
Общая характеристика национальной правовой системы современной России.
Изучение дисциплины включает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу студентов.
Лекции представлены в традиционной форме чтения с приведением примеров из судебной практики.
Практические занятия основаны на изучении программы и судебной практики.
Организация самостоятельной работы студентов предполагает:
- проведение индивидуальных занятий под контролем преподавателя;
- обязательное выполнение разработанных преподавателем индивидуальных занятий
- обязательную работу с дополнительной литературой и информационными ресурсами;
- подготовку тезисов докладов для выступления на семинарах, научных конференция, участив конкурсах студенческого научного общества
Информационные технологии обучения предусмотрено использовать на практических занятиях и при самостоятельной работе: Консультант плюс, Гарант
Активные методы обучения представлены в виде занятий в форме «круглых столов», проводимых на практических занятиях и в самостоятельной работе студентов по индивидуальному заданию.