План
Тема 5. Современные подходы к пониманию права и их значение для юридической практики
1. Теория естественного права.
2. Историческая школа права.
3. Социологический подход к праву.
4. Нормативистское направление.
5. Марксистское учение.
6. Психологическая концепция права.
1. Сущность естественного права в том, что существуют права, которыми обладают люди в силу факта своего рождения (на жизнь, свободу, собственность). В развитии теории естественного права выделяют этапы: стихийный, религиозный, философский, релятивистский.
На стихийном этапе естественное право пребывает в сознании людей, не выражаясь в письменной форме. Источник права здесь - природа. Задача юриста - придать правовое оформление этому праву. В религиозном этапе источник права - воля Творца. Идеи права отражаются в работах мыслителей (Аквинский Ф., Августин Блаженный и др.). Философский этап характеризуется стремлением создать нормы вечные, повсеместные, применимые ко всем. Источник права - разум человека. Положения этого права были оформлены в соответствующей концепции с основной идеей справедливости и нашли отражение в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 г. и Билле о правах США 1797 г. - Разрыв требований естественного права и жизни привел к тому, что с середины XIX в. о нем стали забывать. Этап релятивистским называется потому, что возрождающееся естественное право оформлялось в виде норм, приспособленных к конкретным историческим условиям.
|
|
Естественное право в основных идеях расходилось с учением марксизма, поэтому в советское время оно забыто. Возрождение естественного права - это преодоление классового подхода и ориентация на общечеловеческие ценности. Положения естественного права нашли отражение в Международном билле о правах человека, в России - Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. и Конституции РФ 1993 г.
Достоинства теории естественного права в том, что оно:
1. Оказало влияние на развитие права, т.е. теснее связало право с человеком, его интересом.
2. Способствовало реформам публичного права, в частности, обратило внимание на стандарты прав человека.
3. Содействовало развитию международного права.
Недостатки теории естественного права заключаются в:
а) игнорировании сил, воздействующих на человека;
б) недооценке исторических условий, атмосферы конкретного общества;
в) недифференцированности права и морали.
2. Историческая школа заявила о себе в Германии в начале XIX в. Поводом к ее возникновению послужил вопрос об издании для Германии гражданского кодекса в противовес гражданскому кодексу Франции. Немецкие юристы (Ф.Савиньи. Г.Пухта) утверждали, что естественное право преувеличивает значение законодательной деятельности. Право нельзя заменить по рецепту Вольтера: уничтожить старые законы и создать новые. Право “не делается”, а образуется примерно так, как развивается язык, национальный дух, т.е. эволюционно, самопроизвольно с учетом национальных особенностей.
|
|
Достоинства школы:
1. Право есть результат исторического развития страны.
2. Законодатель не должен творить нормы права по своему усмотрению, а необходимо учитывать особенности развития страны.
3. Эволюционность в изменении содержания норм права.
4. Недопустимость некритического заимствования чужеродных правовых идей и понятий.
5. Обратила внимание на иные источники права и прежде всего на правовой обычай.
Недостатки школы:
1. Идеальный взгляд на право, как на безмятежный самоорганизующий процесс.
2. Националистичность звучания права, умаление международного права.
3. Недооценка законодательства в развитии права, а правовые обычаи уже не справлялись с регулированием рынка.
4. Мистические воззрения на право.
5. Этатистские воззрения на право, т.е. расширительное вторжение государства в жизнь человека.
В России идеи исторической школы высказывал Н.М.Карамзин. Взгляды Н.М.Карамзина на право и государство были высказаны по поводу проекта государственного преобразования России, подготовленного под руководством М.М.Сперанского. В “Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях”, Н.М.Карамзин формулирует мысль, что всякое право возникает на основе обычаев и народных верований и лишь после этого на основе законодательства.
3. Социологическая школа права. В основе этой школы лежит изучение “живого права”, т.е. системы правоотношений людей. “Право в книгах” должно быть заменено” правом в жизни”. По мнению видных представителей этой школы С.А.Муромцева, М.М.Ковалевского и др. право - это не только система официальных норм, но и фактический уклад жизни общества. Ряд американских юристов (Д.Холмс)правом считали то, что создано судом.
Достоинства социологической школы:
1. Наполнение права социальным содержанием, т.е. конкретным возникшим в жизни правоотношением.
2. Придание суду, его решению правотворческого характера.
3. Несводимость права к закону, выделение и иных форм права (юридического прецедента).
4. Развитие социологии права, т.е. познание права в процессе его действия.
5. Связывание права не только с государством, но и с иными организованными силами, например, с профсоюзами, а также деятельностью должностных лиц.
6. Сущность права - уравновешивание различных интересов путем компромисса, что отражает идеи гражданского общества.
Недочеты школы:
1. Отсутствие прочной юридической основы предпринимаемых действий и уверенность в конечных результатах, т.к. предпочтение отдается не закону, а правоотношению.
2. Опасность некомпетентного решения и произвола должностных лиц.
3. Решение юридических дел в пользу “властьпридержащих”.
4. Недооценка закона, как основного нормативно-правового акта.
6. Нормативизм.
В XIX в. нормативизм развивался в рамках юридического позитивизма, т.е. реально действующего права. Представители этой школы в России обосновывали:
1. Право и закон тождественны.
2. Право - это те нормы поведения, которые взяты под защиту государством.
3. Государство является источником права и право - это только функция государства.
4. Государственная власть не подвластна закону.
5. Государство исторически предшествует праву.
В ХХ в. нормативизм развивался в рамках “чистого учения о праве” (Г.Кельзен). Ученый отвергал изучение права во взаимосвязи политики, экономики и морали. Его идея - исключение всего бытия из теории права. Классовую сущность права он отвергал и утверждал, что право универсально. Исходным моментом в теории Г.Кельзена является представление об основной норме права. которая обосновывает эффективность и юридическую силу всех остальных норм.
|
|
Система права в нормативизме имеет ступенчатую структуру, т.е. нормы последовательно выводятся из основной нормы, образуя соподчинение норм по их юридической силе. Задача юриста в том, чтобы в конкретном случае находить место определенной норме в правовой пирамиде.
1. Подчеркивает основополагающее свойство права - нормативизм.
2. Обосновывает фиксированность средств государственного принуждения в случае нарушения права.
3. Определяет и соподчиняет юридические нормы по их юридической силе.
4. Показывает возможность государства влиять на общественное развитие. Г.Кельзен в праве признавал только государственную волю, выраженную в нормативном акте и обеспеченную принудительной силой государства.
Недостатки:
1. Из права удаляются моральные аспекты, поэтому правовые нормы противоречат иногда справедливости.
2. Догматическое понимание права и отнесение его только к нормативным актам государства, которое сводится к формальной системе норм, устанавливающих организацию публичной власти.
3. Игнорирование неотъемлемых прав личности.