Основные понятия педагогического контроля
Проверка – процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения
Контроль – операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.
Учет – фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развитии обучающихся
Оценка – суждение о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ.
Отметка - количественное выражение оценки. Они характеризуют в баллах абсолютные и относительные успехи ученика по установленной шкале: абсолютные в том смысле, что сама по себе отметка свидетельствует о качестве знаний или поведения школьника, а относительные потому, что, пользуясь отметками, можно сравнивать их у разных детей.
Образовательная функция – способствует научению, позволяет исправить ошибки, помогает определить стратегию дальнейшего движения. (Экзамен – возможность узнать многое за короткий промежуток времени.)
|
|
Стимулирующая функция – грамотно организованная проверка должна стимулировать учащегося, вселять в него веру в достижимость целей.
Аналитико–корректирующая функция - связана с педагогической рефлексией учителя, его самоанализом, совершенствованием планирования и организации обучения. Касается также учащихся, коррекции с самоконтроля образовательной деятельности.
Воспитывающая и развивающая функции – связаны с формированием адекватной самооценки, ответственности, целеустремленности, саморегуляции и т.д.
Контрольная функция – фиксирование уровня достижений, его соответствие нормам и стандартам, продвижение к более высокому уровню овладения ЗУН.
$Требования к оценке знаний:
Ø Объективность – оценивание действительных успехов и неудач, отсутствие предвзятости в оценке
Ø Индивидуальный подход – учет индивидуальных особенностей, стимулирующее а не дезорганизующее воздействие.
Ø Систематичность – контроль должен отражать изменение ситуации в динамике.
Ø Открытость – обоснованность оценки, открытость критериев оценивания
Ø Действенность – выражается в советах, рекомендациях по коррекции результатов.
Ø Валидность – характеризует пригодность и эффективность диагностирующей методики для измерения тех показателей, для измерения которых она была создана.
Ø Релевантность – степень надежности, точности измерения.