Меры административно-процессуального обеспечения иногда называют мерами административно-процессуального принуждения. Однако ставить знак равенства между этими понятиями будет не совсем правильным, так как объем этих дефиниций неодинаков. Меры административно-процессуального обеспечения включают в себя как меры административно-процессуального принуждения, так и меры, не являющиеся по своему характеру мерами принуждения, но обеспечивающими процесс производства по делу об административном правонарушении (получение объяснения от граждан - участников разбирательства по делу об административном правонарушении, приобщение к делу каких-либо документов, добровольно представленных участниками административно-деликтного процесса и имеющих значение для правильного рассмотрения дела и т.п.).
Следует иметь в виду, что одни и те же меры административного принуждения могут в зависимости от целей их применения являться в одних случаях мерами административного предупреждения, в других -административного пресечения, а в третьих - мерами административно-процессуального обеспечения, а иногда просматривается одновременно их двойная или даже тройная функция.
|
|
Например, личный досмотр граждан, пересекающих границу зоны проведения контртеррористической операции, досмотр их вещей и транспортных средств используется сотрудниками органов внутренних дел как мера административного предупреждения - в целях предупреждения провоза, проноса каких-либо предметов, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья людей (оружие, взрывчатые вещества, наркотики и т.п.).
Однако при выявлении факта административного правонарушения в ходе досмотра (например, незаконный провоз этилового спирта, хранение наркотиков в небольших размерах и др.) просматривается и оттенок пресекательного характера данной меры. Кроме того, рассматриваемая мера, носившая изначально характер меры административного предупреждения, является в дальнейшем и мерой, обеспечивающей процесс производства по делу об административном правонарушении, так как обеспечила доказательную базу по делу.
При анализе правового регулирования оснований и порядка применения мер, традиционно относимых к мерам административного предупреждения, зачастую просматривается их иная юридическая природа. Например, проверка документов, обычно относимая к группе административно-предупредительных мер, часто применяется сотрудниками полиции не для предупреждения правонарушения, а для выявления самого факта правонарушения и (или) установления личности правонарушителя. Такие меры, как принудительное медицинское освидетельствование и привод, по своему характеру не являются безоговорочно административно-предупредительными. В большей степени их следует относить к мерам административно-процессуального обеспечения. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения в ряде случаях проводится для выявления и подтверждения факта правонарушения, получения и закрепления доказательств нарушения.
|
|
Такая мера принуждения, как привод, часто включается учеными-административистами в число мер административного предупреждения (например, для вынесения официального предупреждения лицу, находящемуся под административным надзором и совершающим административные правонарушения или допускающим нарушение правил надзора). Вместе с тем в соответствии с диспозицией ст. 27.15 КоАП РФ привод может применяться в случае уклонения без уважительной причины лица, привлекаемого к административной ответственности, от явки по вызову в орган внутренних дел, пограничной службы Российской Федерации или народного судьи.
КоАП РФ предусматривает, что в случае, если отложено рассмотрение дела об административном правонарушении в связи с неявкой без уважительной причины физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, эти лица могут быть доставлены приводом (ст. 27.15, ч 3 ст 29.4.). В данном случае привод будет являться не мерой административного предупреждения, а мерой административно-процессуального обеспечения.
Кодекс РФ об административных правонарушениях еще раз (ст. 27.1) подтвердил существование самостоятельной группы мер принуждения - мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Таким образом, классифицируя меры административного принуждения, применяемые сотрудниками органов внутренних дел, следует выделять:
- меры административного предупреждения (проверка документов, оцепление (блокирование) участков местности, предпосадочный личный досмотр пассажиров воздушных судов (досмотр их вещей), личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств в зоне проведения контртеррорисгической операции и в зоне действия режима чрезвычайного положения) и др.;
- меры административного пресечения (общие - требование прекратить правонарушение, доставление нарушителя в полицию, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, транспорта, изъятие вещей и документов и др., специальные - применение физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия);
- меры административных наказаний (предупреждение, штраф и др.);
- меры административно-процессуального принуждения (доставление в служебное помещение органа внутренних дел, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, арест товаров и транспортных средств, изъятие вещей и документов, осмотр помещений, транспортных средств, и др.).
Применение мер принуждения (за исключением административных взысканий) является отнюдь не функцией, а правовым и весьма разносторонним средством деятельности полиции, используемым при осуществлении большинства выполняемых им функций.
Учитывая, что меры административно-процессуального принуждения ограничивают права граждан, сотрудник полиции обязан разъяснить лицам, в отношении которых применяются эти меры, основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности
Основанием ограничения прав граждан является соответствующий федеральный закон Российской Федерации (ч.3 ст. 55 Конституции РФ), позволяющий сотруднику полиции действовать определенным образом
|
|
Закон не регламентирует, что именно сотрудник полиции должен говорить гражданам в таких случаях, и в каком объеме производить разъяснение, но следует полагать, что смысл разъяснений прав граждан, в отношении которых применяются меры административно-процессуального принуждения, должен быть им понятен. Например, при доставлении гражданина в полицию за совершение мелкого хулиганства сотрудник полиции обязан назвать гражданину наименование нормативного акта, а также, по возможности, относящуюся к создавшейся ситуации статью (ст.20.1 КоАП Российской Федерации), объяснив доставляемому, что он препровождается в отдел внутренних дел за совершение мелкого хулиганства, выразившееся, например, в оскорбительном приставании к гражданам, для выяснения личности и составления протокола об административном правонарушении.
В случае привлечения физических или юридических лиц к административной ответственности при составлении протокола об административном правонарушении в нем делается запись о том, что гражданину (законному представителю юридического лица) разъяснены их права и обязанности. В остальных случаях, в том числе при разъяснении повода и оснований применения мер административного пресечения, административно-процессуального принуждения или применения административно-предупредительных мер принуждения, форма разъяснения прав и обязанностей законом не регламентируется.
Поводом ограничения прав и свобод граждан являются фактические обстоятельства, обусловливающие вмешательство сотрудников ОВД в права и свободы граждан. Поводом могут быть заявления физических и юридических лиц о правонарушениях, данные технических средств выявления правонарушения, непосредственное обнаружение сотрудником полиции признаков правонарушения и т.д.
В обязательном порядке сотрудники полиции при применении указанных мер, ограничивающих права граждан, наряду с разъяснением оснований и повода таких ограничений разъясняют возникающие в связи с этим их права и обязанности.
|
|
Гражданам разъясняются их права и обязанности, в том числе и право на обжалование действий сотрудников полиции, предпринятых против них, вышестоящему органу или должностному лицу полиции, прокурору или в суд.
Невыполнение сотрудниками полиции данных требований закона «О полиции» может быть признано судом обстоятельством, смягчающим административную и уголовную ответственность граждан за противодействие сотрудникам полиции в связи с осуществлением ими служебной деятельности.
С учетом характера целей применения мер административно-процессуального обеспечения выделяют их три основные группы
меры административно процессуального пресечения,
меры, направленные на получение доказательств,
процессуальные меры исполнения административных наказаний.
Указанное деление является дискуссионным и достаточно условным ввиду того, что все эти группы выделенных мер могут взаимопересекаться, так как в зависимости от целей и характера их применения они могут быть отнесены к любой из названных групп.
Указанные меры являются мерами административно-процессуального принуждения – мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях