Основная образовательная программа школы
Введение данного раздела в настоящее письмо обусловлено необходимостью выполнения одного из основных видов деятельности учителя – планирования. Рабочая программа учителя в условиях введения ФГОС рассматривается как методический инструмент реализации основной образовательной программы школы, которые (и инструмент, и программа школы) направлены на достижение новых образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных.
Таким образом, рабочая программа учителя по литературе составляется на основе Основной образовательной программы школы, примерной программы по литературе и авторской рабочей программы. Авторская рабочая программа не может заменить рабочую программу учителя, хотя в ней есть распределение учебного материала по классам, обозначено количество часов на изучение темы и дана характеристика основных видов деятельности. Учитель должен помнить, что учебный предмет – это средство достижения планируемых образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), которые обозначены в Основной образовательной программе школы.
При написании рабочей программы необходимо следовать структуре, обозначенной во ФГОС.
Рабочая программа состоит из двух частей:
1. Общая часть. Эта инвариантная часть программы разрабатывается методическим объединением учителей русского языка и литературы на ступень основной школы (5-9 классы), она отражает специфику преподавания предмета в конкретном образовательном учреждении. Содержание общей части:
1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общая характеристика учебного предмета, курса (См. примерную программу по литературе);
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. (См. примерную программу по литературе);
5) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (Обоснование выбора УМК и описание материально-технического обеспечения);
6) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Формулируются с учётом Основной образовательной программы школы, в которой отражены планируемые результаты освоения междисциплинарных программ, которых, как известно четыре: «Программа формирования универсальных учебных действий», «Программа формирования основ смыслового чтения и работы с текстом», «Программа формирования основ учебно-исследовательской проектной и деятельности», «Программа формирования ИКТ-компетентности». Исходя из специфики учебного предмета «Литература», результаты программы по формированию основ смыслового чтения войдут в предметные результаты по литературе, а необходимые в ходе изучения литературы результаты формирования ИКТ-компетентности – в раздел результатов формирования универсальных учебных действий. Этот раздел может быть представлен в виде таблицы:
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»
классы | Личностные результаты | Предметные результаты, включая результаты по формированию основ смыслового чтения и работы с текстом | Метапредметные результаты | |
формирование универсальных учебных действий, включая результаты формирования ИКТ-компетенции | основы учебно-исследовательской и проектной деятельности. | |||
5-6 | ||||
7-8 | ||||
9 |
2. Рабочая программа учителя по литературе. Это вариативная часть программы пишется учителем для конкретного класса. В пояснительной записке к программе учитель отражает нормативную базу преподавания предмета, конкретизирует цель и задачи преподавания с учётом специфики класса, представляет тематическое планирование и календарное.
Тематическое планирование
Раздел (дидактическая единица) | Количество часов на изучение раздела (дидактической единицы) | +Р.р. | +Вн.чт. | Планируемые результаты | Вид контроля | |
предметные | метапредметные | |||||
Планируемые результаты изучения темы формулируются с учётом тех, которые были выделены в первой (общей) части программы.
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел, тема | Количество часов | Виды деятельности, обеспечивающие достижение планируемых результатов | Форма и вид контроля | Дата |
Выбор видов и форм деятельности обусловлен спецификой класса и особенностями его развития, поэтому этот раздел программы корректируется в течение всего учебного года. Допустимо прописывать его не сразу, а на большую тему (раздел). Для оформления этого раздела учитель должен обратиться к авторской программе, где дана характеристика основных видов деятельности, но не переписывать это целиком, а отобрать только то, что отвечает образовательным задачам работы в данном классе и обеспечит достижение планируемых результатов. Тем самым, корректируемая в течение всего учебного года, программа учителя действительно становится рабочей.
Приведём в качестве примера фрагмент тематического и календарного планирования уроков литературы в 5 классе по теме «Фольклор» из раздела «Реальность и вымысел» (программа Г.В.Москвина).
Тематическое планирование
Раздел | Количество часов | +Р.р. | +Вн.чт. | Планируемые результаты | Вид контроля | |
предметные | метапредметные | |||||
Реальность и вымысел | 30 | 4 | 3 | Ученик научится: - Различать пословицы и поговорки. - Выявлять художественные приемы, характерные для малых жанров фольклора. - Создавать творческие работы с использованием пословиц и поговорок. - Выявлять признаки сказки как жанра фольклора. - Различать волшебные, бытовые и сказки о животных. - Выразительно читать сказку. - Пересказывать сказку. - Формулировать идею сказки. - Характеризовать героев сказки. - Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным. - Сопоставлять литературные произведения. | Ученик научится: - Сжимать полученную информацию и представлять результаты сжатия в форме таблицы. -Устно отвечать на вопросы. - Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. - Ставить цель урока. - Уметь планировать работу в паре и в группе, устанавливать сотрудничество. - Оценивать свою деятельность и её результаты на уроке. | Текущий, тематический |
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел, тема | Количество часов | Виды деятельности, обеспечивающие достижение планируемых результатов | Форма и вид контроля | Дата | |
Раздел «Реальность и вымысел»: 30 часов+4 р.р.+3 вн.чт. | ||||||
1. | Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. | 3 2 | Учатся различать пословицы и поговорки. Дают толкование пословицам и поговоркам. Выявляют художественные приемы, характерные для малых жанров фольклора. Выявляют особенности фольклора по иллюстрациям художников И.Билибина и В.Васнецова (см.учебник). Распределяют пословицы и поговорки по тематическим группам: труд, учение, Родина. Соотносят пословицы и поговорки с жизненными ситуациями. Читают статьи учебника о фольклоре, о пословицах и поговорках. Отвечают на вопросы по прочитанному тексту. Составляют рассказ по опорным словам (фольклор, устное народное творчество, фольклорист, фольклористика), используя статью учебника. Работают в парах: читают пословицу «Не в свои сани не садись» с разными интонациями (задание учебника). Создают творческие работы с использованием пословиц и поговорок (домашнее задание). Работают в группах: составляют Устав школы из пословиц с последующей защитой своего мини-проекта (задание учебника возможно как домашнее). | Текущий: Проверка д.з. Творческие работы на уроке | ||
2. | Загадки. | 1 | Выявляют художественные приемы, характерные для малых жанров фольклора. Устанавливают связь загадки с другими жанрами фольклора: пословицей, сказкой. Приводят примеры иносказаний в пословицах, поговорках, загадках. Находят дополнительную информацию о фольклористах: А.Афанасьеве, Ф.Буслаеве. Представляют информацию в виде небольшой справки, которую можно было бы поместить в учебнике. Читают статью учебника о загадках. Отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Составляют рассказ по опорным словам (историческое событие, жизненное явление, суждение), используя статью учебника о пословицах и поговорках. Проводят исследование об истории поговорок: «бить баклуши», «спустя рукава», «между двух огней» (домашнее задание или работа на уроке с ресурсами Интернет). Работают в парах: анализируют и отгадывают картинки-загадки, состоящие из рисунков и слов, значение которых нужно отыскать в словаре. | Текущий: Проверка д.з. Творческие работы на уроке | ||
3. | Р.р. № 1 | 1 | ||||
4. | Сказка как явление фольклора. Виды сказок. | 5 | ||||
5. | Вн.чт. № 1 | 1 | ||||
6. | Литературная сказка. | 9 | ||||
7. | Р.р. № 2 | 1 | ||||
8. | Фантастическая повесть. | 5 | ||||
9. | Сказка-быль. | 4 | ||||
10. | Р.р. № 3 | 1 | ||||
11. | Сказ. | 2 | ||||
12. | Сказка-притча. | 1 | ||||
13. | Вн.чт. № 2 | 1 | ||||
14. | Басня. | 1 | ||||
15. | Вн.чт. № 3 | 1 | ||||
16. | Р.р. № 4 | 1 | ||||