· ознакомление с новым материалом
· первичное закрепление
· развитие умений и навыков использования лексики в различных видах РД.
Этап ознакомления с лексическим материалом определяет эффективность его усвоения. В старших классах успех обучения во многом зависит от того, как организована самостоятельная работа учащихся, имеются ли в их распоряжении пособия, отвечающие требованиям современной методики.
К таким требованиям относятся:
· наличие в пособиях инструкций, упражнений и ключей, делающих процесс ознакомления управляемым;
· наличие в пособии текстов, примеров и заданий, активизирующих мыслительную деятельность учащихся путём постановки посильным задач и проблемных ситуаций;
· хорошо продуманная организация материала (текстов, иллюстраций, схем, таблиц), стимулирующая самостоятельные занятия языком.
Обучение лексике осуществляется в соответствии с этапами формирования навыков:
I этап – этап введения, семантизации нового слова и первичного его воспроизведения;
II этап – этап ситуативной тренировки и создания прочных лексических речевых связей в заданных пределах в однотипных речевых ситуациях;
III этап – варьирующий ситуативный этап – этап создания динамичных лексических речевых связей, то есть обучение новокомбинированию знакомых лексических элементов в различных контекстах в заданных пределах
Лексический навык – способность мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова в зависимости от конкретной речевой задачи и включать его в речевую деятельность.
Слова существуют в памяти не изолированно, а включены в сложную систему лексико-семантических отношений, которая интегрирует два типа структурных отношений:
Синтагматические связи – уровень линейного развертывания, уровень синтагмы, соединения слов в словосочетании и предложении. (младшие школьники)
Парадигматические связи – связаны с уровнями грамматических, фонетических и других парадигм. Они включают в себя не только формальный уровень лексико-грамматических парадигм, но и семантические поля и микросистемы, куда входят синонимы, антонимы, другие слова, близкие по контексту.
Для формирования лексического навыка установление прочных парадигматических связей слов необходимо, поскольку именно эти связи обеспечивают прочность запоминания, а значит и мгновенный вызов слова из долговременной памяти.
Семантическое поле – это совокупность слов, обладающих общим значением (Ипсен); сектор лексики, объединенный отношениями параллелизма (синонимы) и контраста (антонимы) (Реформаторский).
Факторы, расширяющие семантическое поле:
1. Слова нужно вводить в контексте – формирует первичное поле, определенное словесное окружение, а значит и ассоциации.
2. Создание различных связей слова в различных контекстах – установление парадигматических связей слов как по формальному признаку (особенности звуковой,графической формы, грамматические особенности), так и смысловых связей на уровне контекста употребления в определенных ситуациях.
Соединение смежных семантических полей
Проблемный характер речевой установки.
Она может сузить высказывание до односложного ответа и она же в состоянии объединить смежные семантические поля в обобщенное семантическое поле и обеспечить творческий отбор всей ранее изученной лексики применительно к новой речевой задаче. Чем выше уровень проблемности, тем интереснее задание и вариативнее ответы.
5. Обеспечение постоянной актуализации выученной лексики и ее максимальная ротация. Гораздо проще увеличивать активный словарь не за счет механического привнесения новой лексики, а за счет творческого применения уже изученной в новых контекстах.
Семантизация – уточнение значения того или иного слова при помощи различных средств.
Способы семантизации слов:
Использование наглядности – предметная, изобразительная, звуковая и контекстуальная.
Семантизация с помощью синонимов/антонимов.
Семантизация с использование известных способов словообразования
4. Перевод слова, если далее предполагается активная тренировка данного слова в различных контекстах или данное слово не представляет интереса с точки зрения перечисленных способов семантизации, если с помощью перевода мы наиболее точно передаем значение данного слова.