ГЛАВА 1. Пояснение и сверхзадача

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИ­ТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ЗУБРЁНОК»

 

Юшкевич О.В.

Программа смены

 

«От мнения до мировоззрения»

28.02.2018 – 20.03.2018

 

Отдел организационно-методической работы
Рекомендовано методическим советом

учреждения образования «Национальный детский

образовательно-оздоровительный центр «Зубрёнок»,

протокол № от 20.02.2018 г.

 

 

 

 


     В сборнике содержатся коллективно-творческие технологии, методы личностного раз­вития, упражнения, а также теоретические и практические занятия по организации дискуссий, диспутов и других полемических форм деятельности. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков. 

Программа адресована педагогам, воспитателям, методи­стам, которые занимаются организацией дискуссионных форм работы с учащимися.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. Пояснение и сверхзадача  8
ГЛАВА 2. Организация и комфорт! 12
ГЛАВА 3. Проект и …проект! 15
· Модульный проект «пре ДВА ряя ДЕНЬ» 18
ГЛАВА 4. Инициатива и игра 25
ГЛАВА 5. Общение и рефлексия 30
ГЛАВА 6. Исследование и общение 35
ГЛАВА 7. День и органайзер  28
ГЛАВА 8.  Академия «Искусство убеждать» 91
Литература 125

 

 

 

 


ПА СПОР Т ПРОГРАММЫ

 

1. Название: программа смены «От мнения до мировоззрения».  

2. Цель: развитие коммуникативных навыков, интеллектуального потенциала, социальной гибкости, коммуникативной толерантности учащихся; формирование ценностных ориентиров, воспитание уважения к другому мнению.

3. Сверхзадача смены: учить подростков дискуссионному мастерству, полемической выдержке, искусству слова.   

Задачи:

познакомить учащихся с теорией спора, с основными аспектами ведения полемической беседы;

познакомить учащихся с правилами организации дискуссионных форм работы;

развивать организаторские способности, лидерские и творческие каче­ства участников смены. 

 

4. Смыслообразующие понятия программы: коммуникативные способности и полемические форматы.

 

5. Краткая характеристика программы:

 

Программа реализуется в условиях смены, с 28 февраля по 20 марта. Участники смены (адресат программы) – учащиеся 9-10 классов, члены дискуссионных клубов, активисты детских общественных объединений и организаций. Для участия в программе смены необходимо предоставить копию диплома активного участия (дискуссионного, клуба, школы, общественного объединения и т.д.), а также тезисы (1-2 страница), в которых участники смены описывают, высказывают мнение на любые три социальные проблемы современного общества (в любом формате привозят в центр). В «Зубрёнке» участники программы объединяются в команды (сообразно регионам и областям Республики Беларусь) и играют в различные дискуссионные игры. Всего командам будет предложено пять дискуссионных форматов:

1. Дебаты Карла Поппера.

2. Мировой школьный формат.

3. Авторский формат: «Шагал по городу Шагал».

4. Авторский формат: кинодискуссия «Открытый формат» и т.д.   

 

Баллы команд суммируются, команды награждаются в конце смены.

Сверхзадача смены реализуется через образовательный компонент, который в большей степени представлен модульной программой «Искусство убеждать». Для участников смены будут организованы мастер-классы представителей Белорусской дебатной организации, а также интересные коммуникативные форматы театральной дисциплины от студентов и преподавателей Белорусского государственного университета культуры и искусства. Кроме прочего, событийный блок представлен различными праздниками (открытие и закрытие смены, фестиваль искусств, шоу-программы и т.д.), а развивающий блок включает ряд проектов, которые описаны ниже.  

Идея формы: включить те конкурсы и дела, которые были разработаны ранее, но не были реализованы по тем или иным причинам. 

Идея: собрать ранее удачно реализованные коммуникативные форматы.  

 

 







ГЛАВА 1. Пояснение и сверхзадача 

(описание актуальности программы)

С каждым днём человек расширяет систему взглядов на мир и место человека в нём. Эта система называется мировоззрением. Она включает не только представление, но и отношение личности к действительности, к миру, к самому себе. В образных смыслах мировоззрение называют картиной мира.

Создание художественного шедевра начинается с подбора холста. Что является базисным полотном в формировании мировоззрении? С чего необходимо начать развитие научного мировоззрения? Какие краски необходимо подобрать, чтобы картина мира получилась колоритной и реалистичной? Что является первым касанием кисти на этой картине? 

Итак, мировоззрение – это  ценности и цели, принципы и взгляды, единство знаний и мнений.

Мнение – это первый взмах кисти на холсте картины мира. Они  формируются ежедневно и ежечасно, с первых шагов и до глубокой старости, они бывают ошибочными и верными, субъективными и беспристрастными, поверхностными и устойчивыми.  Несмотря на то, что первоначальные знания о мире добываются на основе эмоций и чувств, из которых складывается мироощущение, миропонимание тесным образом сопряжено с системой мнений. Вывод простой: формирование мнений есть формирование мировоззрения.

Таким образом, важные задачи для тех, кто работает с детьми, можно выразить так:

ПЕРВАЯ позиция, сформировать мнение;

ВТОРАЯ позиция, менять мнение;

ТРЕТЬЯ позиция, иметь мнение;

ЧЕТВЁРТАЯ позиция, высказывать мнение.   

 

Мнения формируются и высказываются только в процессе активного действия и общения. Человеку необходимо взаимодействовать, в процессе коммуникации он реализует свои потребности быть значимым, признанным, уважаемым другими людьми. Общение – это инструмент для становления человека биологического и реализации человека социального.

Что же такое общение?  Общение – это процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией. Общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным.

А.А. Реан, Я.Л. Коломинский определяют общение как процесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром актуальных потребностей[1].

Учёный Ананьев Б.Г. считает, что человек есть субъект трёх видов деятельности: труда, познания, общения. Таким образом, воспитание, точнее, организация педагогического взаимодействия – и педагогического общения! – зиждется на формах, основанных на указанных видах деятельности. Умение общаться называется коммуникативными способностями, которые в свою очередь являются важной составляющей парадигмы личностных качеств.

Коммуникативные способности – это способность к общению, умение найти правильный подход и установить с собеседниками целесообразные взаимоотношения. С данными способностями очень тесно связаны и речевые навыки – умение ясно и четко выражать свои мысли с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Таким образом, воспитание – это обучение общению!

В инструктивно-методическом письме «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2017/2018 учебном году» сказано, что ключевой задачей является воспитание молодёжи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, ответственность и способность принимать самостоятельные решения. Но инициативные, самостоятельные решения принимают люди, обладающие собственным мнением, стремящиеся разобраться в тех или иных явлениях современной жизни. Реализация самостоятельных решений невозможно без высокого уровня способностей к коммуникации, а развитие этих способностей – важная составляющая педагогической деятельности.

Существует немало методов и технологий по развитию коммуникативных способностей. Основными видами коммуникативных форм работы в Национальном детском образовательно-оздоровительном центре «Зубренок» являются:

беседы;

эмоционально-коммуникативные формы работы (костры, встречи закатов и рассветов и т.д.);

круглые столы;

дискуссии, диспуты, дебаты; ток-шоу;

вечерние и утренние разговоры и др.

 

Основным инструментом, содержанием данных форм является специально организованное общение. В отличие, к примеру, от интеллектуальных игр, где средством для достижения цели является «вопрос-ответ», или в сравнении с конкурсной программой, где вербализация игровых правил – всего лишь прием, в коммуникативных формах работы, слово – это и цель, и средство.

Итак. Люди имеют мнения. Мнения выражаются словами. Зачастую, это разные взгляды на одну и ту же проблему. Поэтому важно, как можно раньше, познакомить молодых людей с правилами столкновения мнений, с эффективными приёмами бытового, специализированного и научного спора.

Дискуссии и диспуты – это особая коммуникативная среда, в которой формируется критическое мышление, стремление дойти до истины, умение отстаивать и распространять свои взгляды, аргументировать собственную точку зрения, рефлексивные навыки, понимание собственных ошибок.

Таким образом, выстраивая смысловые позиции и доказательства тезиса, что мнение формирует мировоззрение, автор проекта представил следующую технологическую цепочку целеполагания: деятельность – общение – коммуникативность – развитие коммуникативных способностей – речевые способности – дискуссии и диспуты – умение вести дискуссию и организовать её.  

В связи с этим, цель программы смены формулируется следующим образом:

развитие коммуникативных навыков,

интеллектуального потенциала, социальной гибкости,

коммуникативной толерантности учащихся;

формирование ценностных ориентиров,

воспитание уважения к другому мнению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: