Делегирование является способом, которым реализуется вертикальное разделение труда. Делегирование бывает разовым (когда отдаются отдельные поручения) и условно-постоянным (когда создаются внутренние нормативные документы).
Процесс делегирования полномочий включает следующие этапы:
1) поручение работникам индивидуальных конкретных заданий;
2) предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным;
3) формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания.
В современном менеджменте существуют две основные концепции делегирования полномочий:
1) классическая − передача полномочий сверху вниз: полномочия считаются делегированными, когда они переданы руководителем подчиненному;
2) современная − полномочия считаются делегированными, когда они приняты подчиненным, который имеет право отклонить требования начальника по организационным либо моральным соображениям.
Таблица 1
Препятствия к эффективному делегированию полномочий
|
|
Препятствия со стороны руководителя | Препятствия со стороны подчиненного |
Отсутствие доверия к подчиненным | Боязнь ответственности, неуверенность в себе |
Боязнь потери власти | Боязнь риска |
Отсутствие способности руководить, видеть перспективу, обучать | Боязнь критики, нареканий за допущенные ошибки |
Боязнь риска | Перегрузка подчиненного: у подчиненного уже больше работы, чем он может сделать, или же он считает, что это так на самом деле |
Отсутствие системы контроля работы подчиненного | Отсутствие стимулов к принятию дополнительной ответственности |
Уверенность, что руководитель сам выполнит работу лучше | Отсутствие необходимых ресурсов для выполнения работы (в том числе и незнание работы – отсутствие необходимых информационных ресурсов) |
Подчиненный считает удобнее спросить босса, что делать, чем самому решить проблему |
Рекомендации по делегированию полномочий
− Повышайте квалификацию в области лидерства и оказания влияния.
− Следует загружать подчиненных, но не до предела, слишком большие требования могут вызвать стресс, привести к неудаче.
− Добивайтесь общего ясного понимания целей, четкого обмена информацией, регулярно проводите консультирование.
− Обеспечивайте соответствие между полномочиями и ответственностью. Руководство должно делегировать работнику полномочия, достаточные для выполнения всех задач, за которые он принял на себя ответственность.
− Контролируйте выполнение заданий. Определение критериев оценки и процедуры контроля дает чувство безопасности, сокращает риск.
|
|
− Передавайте полномочия способным людям.
− Оказывайте подчиненным больше доверия, не следует во весь голос критиковать подчиненного, чтобы указать на недостатки в работе.
− Создайте систему мотивации.
Централизация и децентрализация управленческих полномочий
Полномочия в управленческой структуре распределяются не всегда равномерно и могут быть сосредоточены преимущественно на верхних или на нижних ее «этажах». Тогда в первом случае имеет место их централизация, а во втором — децентрализация.
Централизация – это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организации. Децентрализация — это передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений и передача соответствующих прав на нижние уровни управления организацией.
Плюсы децентрализации
- Увеличение скорости принятия решений.
- Повышение объективность принятия решений, т.к. решения принимают те руководители, которые лучше всех ее знает.
- Делает организацию своевременно реагирующей на внешние изменения.
- Создает для работников определенные удобства.
- Развивает способности руководителей, творческое начало в их деятельности.
- Стимулирует инициативу сотрудников.
Минусы децентрализации
- Может ослабить контроль и единство действий, увеличить количество и ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями.
- Может привести к тому, что решение вовсе не будет принято.
- Малое использование опыта и знаний персонала центрального административного органа