Содержательной основой данного процесса является:
- программа, предполагающая изучение знаний, норм, ценностей, функционирования семейного института;
- исследование опыта известных способов коммуникативной деятельности;
- анализ опыта эмоционально-ценностного отношения человека к миру, друг к другу, к семье.
Содержание программы ориентировано на осознание обучающимися основополагающих семейных ценностей: любви, уважения, ответственности, взаимопонимания, психологической защиты личности, сохранения психического и физического здоровья, рождения и воспитания детей, удовлетворения личных потребностей, достижения определённого статуса, социального самоопределения.
В связи с этим актуальной становится вопрос профессиональной готовности специалистов, в том числе педагогов, к сопровождению различных моделей семей современных школьников в вопросах воспитания. Понятие «готовность» анализировалась в исследованиях, посвященных вопросам общей психологической готовности человека к труду (В.В. Сериков, А.А. Смирнов), рассматривающих процесс формирования готовности личности к отдельным видам деятельности (П.К. Анохин, А.Э. Голубева, И.А. Крупнов, А.Р. Лурия), к профессиональной педагогической деятельности (С.А. Николаенко, В.А. Сластенин, Р.Г. Шакирова, А.И. Щербаков и др.).
|
|
Анализ работ по проблеме готовности к профессиональным видам деятельности показывает, что исследователи данный феномен рассматривают как необходимое условие, как возможность и способность субъекта эффективно включаться в соответствующую деятельность.
Социально-педагогическая деятельность представляет собой специфический вид профессиональной деятельности, направленной на социальную защиту личности как высшей ценности, на поддержание и укрепление ее нравственного, психического и физического здоровья, разностороннего развития. Непосредственными практическими задачами социально-педагогической работы являются улучшение социального самочувствия человека, совершенствование условий его жизни, обеспечение достойного, комфортного существования.
Компетентно осуществлять эти и другие задачи призван специалист, профессионал высокой квалификации, обладающий личностно-нравственной направленностью, профессионально необходимыми качествами.
В связи с этим можно учесть некоторые основные качества специалиста, которыми обязан обладать социальный педагог:
- умение разбираться в людях (способность быстро и правильно оценивать психологические особенности, сильные и слабые стороны, проникать в их мысли, улавливать чувства, настроения, распределять обязанности и задания с учетом их интересов, возможностей и психических состояний);
|
|
- коммуникативные качества (чуткость, доброжелательность, справедливость, умение замечать в людях положительное и не фиксировать внимание на недостатках ребенка, простота и доступность, такт, общительность и т.п.);
- инициатива (способность первому вступить в контакт с подростком, поставить адекватные цели и предложить способы их достижения, энергично добиваться поддержки со стороны других);
- агитаторские качества (умение убеждать, заражать, внушать, увлекать за собой);
- демократизм, умение активизировать самоуправление и взаимодействие в педагогическом коллективе (включать всех подростков в совместную деятельность, требующую не только участия, но и проявления личностных качеств, творческих способностей и умений и т.д., формулировать цели и задачи своей деятельности, создавать атмосферу гласности, внутригруппового общения, позволяющую откровенно высказывать свои суждения, уважение к чужому мнению, к необычности, нетипичности отдельных членов класса, простота и доступность в общении, уважение к ограниченным возможностям, готовность поддержать инициативу и самостоятельность учащихся и др.);
- нравственная зрелость профессионала-социолога: убежденность, принципиальность, ответственность и добросовестность, справедливость, объективность, честность, гуманность, патриотизм;
- желание и устойчивая мотивация работы в данном направлении;
- осознание пролонгированных последствий от данного вида деятельности;
- грамотность во владении материала института семьи;
- способность быть готовым к креативному, новаторскому и нестандартному подходу к теме;
- обладать харизматическими качествами, удерживающими во внимании к себе молодёжи.
Готовность педагога к профессиональной деятельности в образовательном учреждении как целостное личностное образование, соединяющее в себе ценностно-когнитивный, действенно-регулятивный, эмоциональный, технологический, оценочно-прогностический компоненты, реализуется на уровне стремления педагога к научному осмыслению действительности, способности к аксиологическому отношению к миру человеческих отношений, потребности к социально значимому действию.
Специалист строит свою концепцию на основе понимания того, что оказание социальной и педагогической помощи адресуется не только для семей группы особого риска. Она может потребоваться любой семье, оказавшейся в трудном положении или в определенных кризисных ситуациях. Мотивационно-волевой компонент готовности педагога к социально-педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания детей характеризуется следующими признаками:
- проявление профессионального интереса к изучению, разрешению семейной ситуации;
- эмоционально-волевое переживание жизненной проблемы как конструктивной задачи в сложившейся ситуации;
- осознание того, что эффективное разрешение проблемной ситуации возможно только в процессе сотрудничества школы и семьи и общения с ребенком;
- позитивный настрой специалиста на работу с семьей и вера в успех;
- личная заинтересованность в продуктивных результатах.