Программа исследования
Исследование проводилось в МБОУ СОШ №10, расположенной по адресу: Тверская область, Г. Бологое.
Участие в исследовании приняли ученики 1 «А» класса.
Исследование проводилось в кабинете школьного психолога.
Статистическая обработка данных проводилась с использованием
критерия φ* или углового преобразования Фишера.
В ходе проведения эксперимента было проведено тестирование по методикам:
- методика диагностики школьной тревожности (Филлипс);
- проективная методика «Дом, дерево,человек»;
- тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, методика "Выбери нужное лицо".
Цель методики школьной тревожности Филипса состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые были предложены ученикам в письменном виде(приложение 1).
На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %,
|
|
можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности,
выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
В таблице 1 приведем номера вопросов, которые соответствуют тем или иным факторам тревожности.
Таблица 1
Факторы тревожности по методике Филипса и соответствующие им вопросы
Факторы | № вопросов |
1. Общая тревожность в школе | 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58; сумма = 22 |
2. Переживание социального стресса | 5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма = 11 |
3. Фрустрация потребности в достижение успеха | 1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13 |
4. Страх самовыражения | 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6 |
5. Страх ситуации проверки знаний | 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 3,8,13,17.22; сумма = 5 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 9,14.18.23,28; сумма = 5 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 2,6,11,32.35.41.44.47; сумма =8 |
При обработке результатов выделяют вопросыответы на которые не совпадают с ключом теста.
Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности.
В приложении 2 приведен ключ к интерпретации опросника Филлипса.
Далее была проведена проективная методика «Дом, дерево, человек».
Ребятам были розданы листы белой бумаги, простые карандаши и резинки.
|
|
Ученикам было предложено нарисовать дом как можно лучше. Можно было стирать нарисованное сколько угодно много раз, и использовать неограниченное количество времени.
Затем, ребятам было предложено нарисовать дерево и человека.
На основании интерпретации полученных рисунков, оценивается общее психологическое состояние испытуемых, в том числе и тревожность.
Ключ к интерпретации рисунков приведен в приложении 3.
Далее был проведен тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, методика "Выбери нужное лицо".
Ребятам было предложено ответить на вопросы и выбрать нужное лицо для каждого из предложенных 14 рисунков.
В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим.
Рисунки различаются для девочек и для мальчиков.
Стимульные рисунки представлены в приложении 4.
По результатам тестирования составляется протокол на каждого ученика, на основании которого проводится количественный и качественный анализ.
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
Т = Число эмоциональных негативных выборов/14*100% (1)
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
- высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
- средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
- низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Далее была осуществлена интерпретация и сравнение полученных по разным методикам данных.