Тема 3: «Обоснование структуры товарной продукции»

Общие положения.

Товарная продукция как важный показатель деятельности экономического субъекта определяет финансовые результаты и предполагает разработку хозяйственных решений, направленных на рост доходности деятельности фирмы.

1) Анализируется структура товарного производства в аспекте формирования оптимального ассортимента и объемов производства продукции. При этом учитывается уровень доходности каждого изделия через удельный вес маржинального дохода по вариантам и сравнивается сумма прибыли.

Прибыль -                  

где:

ВР – выручка от реализации продукта по варианту;

Умд – удельный вес маржинального дохода по варианту;

П – постоянные затраты.

 

Удельный вес маржинального дохода

где:

і – товар; Цi – цена;

Уві – удельный вес і-товара в объеме выпуска продукции.

Упер – удельные переменные расходы по i товару.

2) Рассматривается возможность решения о гибком изменении ассортимента в сторону товара, пользующегося спросом и более доходного одновременно. Анализируется нижняя граница цены товара.

 

Задача 4. Определить экономически выгодную структуру товарной продукции.

Товар

Цена

Упер, руб

Удельный вес в объеме

I II
А 6 3,5 0,3 0,1
Б 12 6,9 0,3 0,3
В 14,3 7,9 0,2 0,5
Г 20 16,0 0,2 0,1

Постоянные расходы

1200 1250

ВР

5600 5600

 

РЕШЕНИЕ:

Анализируется структура товарного производства в аспекте формирования оптимального ассортимента и объемов производства продукции.

Рассчитывается удельный вес маржинального дохода по вариантам и сравнивается сумма прибыли.

Определим удельный маржинальный доход по каждому варианту структуры товарной продукции

 

 

ВЫВОД: второй вариант структуры товарной продукции эффективнее.

Задача 5. Выпускается изделие А, предлагается выпускать изделие В (исходные данные см. в таблице 1). Целесообразен ли этот заказ и на сколько нужно сократить А, чтобы выпустить В (заказ – 150 шт).

РЕШЕНИЕ:

1 Определить время на выпуск В в объеме заказа:

Тдоп = 5 х 150 =750 мин

Следовательно выпуск А уменьшится на 750 / 6 = 125 шт

Таблица 1

Наименование А В
Цена изделия, руб. (Р) 10 9,5
Удельные переменные издержки, руб. (VC1) 6 5,1
Ставка маржинального дохода в единице продукции, руб. (ДС) 4 4,4
Время изготовления, мин., Т 6 5

 

2. Рассчитаем сумму маржинального дохода при производства изделия А и изделия В.

Таблица 2

Наименование А В
Объем производства, шт (О) -125 +150
Цена продукции, руб. (Р) 10 9,5
Удельные переменные издержки (VC1) 6 5,1
Ставка маржинального дохода, руб. (ДС) 4 4,4
Сумма маржинального дохода, руб. (ДМ) - 500 + 660

 

3. Определим пороговую цену изделия В в случае его производства

ВЫВОД: целесообразно выполнить заказ на изделие В, т.к. при более низком удельном маржинальном доходе, время изготовления изделия В меньше, и суммарно МД будет выше чем при производстве

 

Тема 4: “Обоснование стратегии ценообразования”

Общие положения.

Стратегия ценообразования направлена на решение следующих задач:

- выработка выбора ценовой политики (виды и уровень цен на товар);

- выбор поведения фирмы в зависимости от конъюнктуры рынка (изменение цен в следствие изменения спроса);

- выбор приемов ценовой конкуренции (как реагировать на действия конкурентов).

Стратегия ценообразования связана со стратегией снижения издер­жек, со стратегией на рынке ресурсов.

Задача 6. Предприятие выпускает изделие, уже существующее на рынке, и стоит перед выбором установления цены. Продукция продается по цене 2,5 руб. за штуку. Постоянные затраты составляют 24000 руб., удельные переменные издержки – 0,8 руб. Максимальная мощность предприятия – 25000 шт. Чтобы завоевать рынок, нужно обеспечить более высокое качество или снизить цену. При увеличении качества продукции целесообразно продавать продукцию по цене 3,0 руб. за единицу, при этом постоянные издержки повысятся на 25%, соответственно и переменные также увеличатся на 25%. Сниженная цена продукции составит 2,0 руб. за единицу.

Оцените целесообразность каждой из возможных ценовых стратегий.

Показатели 1 вари-ант 2 вариант 3 вариант
1. Цена, руб. (Р) 2,5 3,0 2,0
2. Удельные переменные издержки, руб./шт. (VC1) 0,8 0,8+25%=1,0 0,8
3. Постоянные издержки, руб. (FC) 24000 24000+25%=30000 24000
4. Ставка маржинального дохода в единице продукции, руб. (ДС=Р-VC1) 2,5-0,8= 1,7 3,0-1,0=2,0 2,0-0,8= 1,2
5. Безубыточный объем производства (реализации), шт. (Т(ОБ)=FC/ДС) 14177 15000 20000
6. Максимальный объем производства, (ОМАХ) 25000 25000 25000
7. Прибыль, руб (П=ДС*ОБ-FC) 18500 20000 6000

 

Чтобы оценить ценовые решения, определяется критический объем производства, при котором будут покрыты постоянные издержки маржинальным доходом:

 

Маржинальный доход = ДС=Р-VC1

Безубыточный объем продаж Т(ОБ)=FC/ДС

 

ВЫВОД: Фирме выгодно улучшить качество товара и реализовать его по повышенной цене, но можно выдерживать цены конкурентов.

 

Тема 5. «Обоснование выбор варианта машин и оборудования»

Общие положения.

Одним из направлений поиска резервов сокращения затрат на производство продукции является выбор и замена оборудования. При этом сравниваются общие затраты на производство продукции по всем вариантам оборудования и рассчитывается объем при котором эти затраты равны.

Используется графический и аналитический способы.

При обосновании решения необходимо сопоставить затраты на собственное производство с учетом переменных и постоянных затрат и сумму средств на приобретение изделий с учетом складывающихся цен. Полученный объем продукции будет являться граничным между объемом при котором выгодно решение производить собственными силами или покупать готовые.

Для решения проблемы «производить или покупать» может быть использован принцип взаимосвязи объема, себестоимости производства и прибыли.

Задача 7.

В данном случае для расчета критической точки объема производства для двух вариантов затраты по одному варианту приравниваются к затратам по другим вариантам.

FC1+VCO 1 *Х=FC2+VCO 2 *Х, где

FC1, FC2– постоянные затраты, VCO 1,VCO 2 – удельные переменные затраты, Х – расчетный объем производства, при котором затраты по двум вариантам равны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: