Методология Доктрины построена на философских началах Универсальной Природоориентированной системы интегрального кардинального обучения, которое предусматривает качественную адаптацию форм и методов обучения и воспитания к современным знаниям, основанным на синтезе универсальных закономерностей развития жизни, многоуровневой системе целей человека, человечества и природы, а также достижениях мировой культуры.
Задачи ИнтеКО:
1. Построить ИнтеКО как методологию взаимосвязи системы непрерывного образования человека (на протяжении всей жизни) и СиОС на основе всесторонней включенности человека в жизнь общества.
2. Построить СНеО как непрерывное образование людей согласно эволюционной целеориентированной программе развития человека, коллектива, общества и человечества, которая основывается на сознательном применении универсальных законов развития, универсальной системе управления, групповых форм сотрудничества и сотворчества через повышение квалификации, подготовку и переподготовку специалистов.
3. Организовывать работу общественных университетов повышения квалификации и дополнительного образования на основе центров общественного самоуправления (в районах и городах).
4. Формировать целостное причинно-системное мировоззрение, системно-логическое мышление и чувственно-логическое мировосприятие через внедрение в жизнь системы программ, основанных на универсальных закономерностях развития, преемственности и синтезе знаний, которые содействуют активизации эволюционных процессов в обществе и достижению максимальной эффективности развития систем.
5. Создать гибкую систему взаимодействия учебных, академических и научно-исследовательских организаций и их единого информационного обеспечения.
6. Обеспечить формирование междисциплинарных исследований, сотрудничество с учреждениями системы государственного, частного и общественного образования в составлении и реализации общих учебных программ на основе универсальных принципов развития и системного подхода, организацию стажировки студентов и преподавателей, внедрение научных проектов и разработок, проведение научно-практических конференций и их информационному обеспечению.
7. Предусмотреть интеграцию с государственными и межгосударственными программами, ассоциациями, творческими объединениями, общественными организациями, партнерами из других стран с целью формирования программ нового уровня, которые обеспечивают поэтапность эволюционного развития мирового сообщества.
8. Сформировать систему междисциплинарных исследований для поэтапного формирования целостного причинно-системного мировоззрения, системно-логического нестандартного мышления и чувственно-логического мировосприятия.
Универсальная природоориентированная образовательная система моделируется на методологической взаимосвязи системы непрерывного интегрально-кардинального обучения человека (на протяжении всей жизни) с практикой реализации в системе общественного самоуправления на основе многостороннего включения личности в жизнь общества.
Стратегия Доктрины:
· Внедрение непрерывного универсального природоориентированного образования на основе коллективной стратегии в системе общественного самоуправления.
· Формирование системы образования, которое позволяет раскрыть: 1) уникальность каждого человека для реализации его предназначения в личностной, коллективной и общественной жизни; 2) миссию на планете на основе общечеловеческих ценностей, как место и роль человека в потоке планетарной жизни царств природы в Солнечной системе и, в целом, во Вселенной.
Стратегической направленностью Доктрины является постепенное прохождение человеком таких этапов соответственно возрастным особенностям:
1. Обучение осознанному родительству и пренатальное воспитание.
2. Постнатальное и дошкольное образование.
3. Школьное (начальное и среднее) образование.
4. Подготовка к супружеской жизни.
5. Специальное и высшее образование.
6. Коллективная деятельность, самоуправление и сотворчество в производственной сфере. Повышение квалификации и самообразование.
7. Международное содружество, синтез опыта, который стимулирует эволюцию.
Реализация СиОС в образовании формируется на основе четырех принципов и трех качеств достижений:
Четыре принципа формирования личности:
1) Принцип ответственности.
2) Принцип дисциплины.
3) Принцип целеустремленности.
4) Принцип постоянного развития.
Три качества достижений:
1) Коллективное сотворчество.
2) Иерархическая взаимообусловленность как многоуровневые межколлективные, общественные, международные связи.
3) Сформированные эволюционные ценности соответственно историческим вызовам времени и вследствие совместного развития и сотворчества ярких индивидуальностей на основе мировой культуры.
Таким образом, будущая образовательная программа человека должна начинаться с пренатального периода (на уровне сознания его родителей) по семилетним циклам накопления триединого опыта:
1) формопостроение структуры жизни;
2) интеграция условий жизни;
3) управление системой жизни и продолжается на протяжении всей жизни как процесс поэтапного расширения сознания: человек – личность – коллектив – общество – международное содружество. Таким образом, обучение человека должно быть направлено на построение в сознании логической причинной системы развития (рис.1).
Для реализации Доктрины используются причинно-системный и коллективно-согласованный деятельностный подходы в системном универсальном образовании, а также междисциплинарный синтез наук для расширения и углубление видения модели мира.
Причинно-системный подход предусматривает многоуровневый системный анализ всех явлений и возможность универсального моделирования их оптимального развития на основе законов природы.
7 – Концептуальные отношения:мировоззрение, смысл деятельности, перспективы дальнейшей деятельности, беспредельность развития и творчества |
6 – Иерархические отношениячеловека с миром, природой, обществом (система ценностей, знание и применение универсальных законов природы) |
5 – Коллективно-осознанные отношения:управление как способность строить стойкие партнерские отношения в команде единомышленников на основе индивидуализации |
4 – Социальная адаптивность:толерантность, авторитет, усовершенствование |
3 – Познавательная активность:планирование действий, управление имеющимися ресурсами |
2 – Эмоциональные отношения к себе и к миру:умение взаимодействовать, строить малые положительные отношения |
1 – Ресурсная база:элементы жизни, ресурсы для жизни |
Рис. 1. Модель культурно-креативной личности.
Семь уровней взаимодействия человека с миром (рис.2):
7 – интегрально-концептуальный уровень
6 – общественно-иерархический уровень
5 – уровень коллективно-сознательного взаимодействия
4 – уровень социальной адаптации
3 – ментально-деятельностный уровень
2 – психоэмоциональный уровень
1 – психофизический уровень
В причинно-системном подходе (7-миуровневом развитии человека и правил системообразования) следует учитывать такие принципы (нумерация согласно степени интеграции человека с миром):
7. Принцип целостности образовательного процесса, принцип целеустремленности. Мировоззренческая позиция, целостное восприятие жизни и природы.
6. Принцип иерархичности построения живого мира. Принцип системности и последовательности. Ценностные ориентиры ученика в обучении.
5. Принцип интегративности. Коллективный опыт обучения (интерактивность обучения, кооперация в обучении как основа для получения знаний вместе – развитие коллективного фактора).
4. Принцип непрерывности и практической направленности. Принцип цикличности. Жизненный опыт ученика в знаниях, мотивация и умения использовать приобретенный опыт в жизни.
3. Принцип научности и доступности знаний. Интеллектуальные способности (уровень знаний), научность, умение пользоваться мыслительными операциями.
2. Принцип психофизиологического соответствия, принцип эмоциональности, принцип наглядности, образности. Индивидуальные психологические особенности (умение устанавливать и поддерживать контакты в учебном процессе).
1. Принцип индивидуального подхода. Индивидуальные склонности, уровень развития ученика (его особенности физиологии, в том числе и ВНД). Моторика, мануальные способности.
Деятельностный подход – предусматривает цикличность накопления опыта человеком в процессе его аналитико-синтетической деятельности.
Поскольку Доктриной предполагается качественная адаптация форм и методов к современным знаниям, основанным на синтезе универсальных закономерностей развития жизни, мы рассматриваем такие этапы внедрения Доктрины в современную образовательную среду (с ориентацией на природосоответствие) (рис.3):
1 – Этап формопостроения. Срочная (кратковременная) адаптация (максимально использовать то, что есть эффективным из уже существующих форм и методов).
2 – Этап взаимодействия. Переходная адаптация (устаревшие формы и методы заменяются новыми).
3 – Этап управления. Долгосрочная (структурная перестройка образовательной системы).
4 – Этап синтеза. Коррекция и выход на новый качественный уровень, установление постоянной обратной связи.
Содержание образования строится на принципе повторения закономерностей структуры системы: объем и содержание обучения строится соответственно возрастным циклам развития с разной нагрузкой и уровнем накопления опыта.
Принцип цикличности обусловлен инволюционными и эволюционными процессами: чередование анализа и синтеза как процессов познания и практики применения с основной ориентацией на синтез накопленного в жизненных условиях опыта и эволюционную цель, которая обуславливает поэтапное формирование причинно-системного мировоззрения, системно-логическое мышление, чувственно-логического восприятие мира.
Результатом внедрения универсальной образовательной системы должно стать формирование мировоззренческих, ценностных ориентиров человека.
Критериями эффективности универсальной образовательной системы есть:
1. Природосообразность.
2. Возрастное соответствие.
3. Культуросоответствие.
4. Адаптивность и востребованность.
5. Интегративность и духовность.
6. Ценность глубоких отношений взаимообмена предназначениями.
7. Практика жизни и нравственность.