Рассчитайтеиндекс жесткости погоды (ИЖП) в районах 1 и 2

2) Определите в каком районе будет выше охлаждающая способность воздуха.

3) Дайте прогноз возможного неблагоприятного влияния на тепловое состояние участников экспедиций метеорологических условий при найденных значениях ИЖП.

 

1. ИЖП определяется по формуле:

ИЖП = t + [(-2)×V)], где

ИЖП – искомый индекс суровости погоды в условных градусах;

t – температура воздуха, °С;

V – скорость ветра, м/с.

Подставляем в формулу значения показателей условия задачи для района 1 и рассчитываем ИЖП:

ИЖП = -27 + [(-2)×2)] = -31 условных градусов.

Для района 2:

ИЖП = -23 + [(-2)×6)] = -35 условных градусов.

2. Таким образом, охлаждающая способность воздуха будет выше в районе 2.

3. В обоих районах возможно развитие заболеваний и поражений, ассоциируемых с переохлаждением организма.

Эталон решения задачи № 11

Задача № 11

Отобрана проба атмосферного воздуха для санитарно-химического анализа. Объем пробы – 50 дм3. Барометрическое давление - 755 мм рт. ст. Температура воздуха в период отбора пробы: 26ºС.

1) Приведите указанный объем воздуха к нормальным условиям по формуле и по таблице коэффициентов.

2) Объясните необходимость приведения объема воздуха к нормальным условиям при измерении концентраций в воздухе загрязнителей.

3) Назовите основные приборы и оборудование для отбора проб воздуха; поясните принцип работы приборов.

 

Первое задание.

Расчет с помощью формулы.

Так как в условии задачи давление воздуха приведено в мм рт. ст., то для решения задачи используем формулу:

, где

V20 - объем воздуха, приведенный к нормальным условиям, дм3;

Vt - объём воздуха, отобранный для анализа, дм3;

273 – температура абсолютного черного тела, ° К (округленно, более точно - 273,16);

P - барометрическое давление, мм рт. ст.;

t - температура воздуха в месте отбора пробы, ºС.

Подставляем в формулу значения соответствующих показателей и находим искомый объем воздуха, приведенный к нормальным условиям (температура 20 ºС, давление 760 мм рт. ст.):

=43,35 дм3.

Расчет по таблице коэффициентов (К).

На пересечении графы, соответствующей температуре воздуха 26°С и колонки, соответствующей барометрическому давлению 754 мм рт. ст. (наиболее близкое значение к 755 мм рт. ст.), находим коэффициент 0,9058. Умножаем 50 (объем отобранной пробы воздуха 50 дм3) на 0,9058 и получаем V20 = 45,29 дм3.

Второе задание.

Какие бы методы отбора проб не использовались в гигиенической практике, во всех случаях отобранную для анализа пробу необходимо во избежание значительной ошибки при дальнейшем анализе привести объем отобранного воздуха к нормальным (стандартным) условиям.

Игнорирование процесса приведения объема воздуха к нормальным условиям в принципе недопустимо, так как результаты анализа на содержание в воздушной среды определяемых ингредиентов будут не достоверными и, что важно, юридически не состоятельными. В данном случае будет иметь место грубейшее нарушение одного из основополагающих принципов санитарно-химического и бактериологического анализа воздуха, требований нормативных и методических документов систем Роспотребнадзора и Госстандарта.

Пример.

На одном из рабочих мест промышленного предприятия с помощью электрического аспиратора через фильтр был пропущен воздух объемом 140 л по показаниям ротаметра для определения массовой концентрации пыли. Температура воздуха в месте аспирации – +10°С, барометрическое давление – 750 мм рт. ст.

На другом рабочем месте через фильтр был пропущен воздух того же объема – 140 л. Но температура воздуха в месте аспирации составила +26°С, барометрическое давление – 764 мм рт. ст.

Приводим объем воздуха к нормальным условиям для обоих рабочих мест:

Для первого рабочего места:

Для второго рабочего места:

По результатам сравнительного взвешивания фильтра в обоих случаях было установлено, что в отобранных пробах содержится 8 мг пыли.

Производим пересчет концентрации пыли на м3 с помощью решения простой пропорции.

Для первого рабочего места:

133,28 дм3 – 8 мг

1000 дм3 (1 м3) – х мг.

8000 мг: 133,28 дм3» 60,02 мг/м3.

Для второго рабочего места:

124,46 дм3 – 8 мг

1000 дм3 (1 м3) – х мг.

8000 мг: 124,46 дм3» 64,28 мг/м3.

Как видно из примера, различие результатов весьма существенное. Особое значение это различие может иметь при значениях концентраций вредных веществ на грани предельно допустимых, когда речь идет о возможном нарушении санитарного законодательства.

Третье задание.

Основные приборы и оборудование для отбора проб воздуха:

1) Электрический аспиратор для отбора проб воздуха. Модель 822. Отбор проб производится при пропускании воздуха через специальные фильтры с определенной скоростью. Воздух, проходя через фильтры, оставляет на них содержащиеся в нем примеси. Зная скорость прохождения воздуха и время его прохождения, определяют объем воздуха, прошедшего через фильтр. Определив количество примесей в фильтрах, можно определить количество примесей в единице объема воздуха. Возможна аспирация воздуха через поглотительные сосуды.

2) Ручной насос–пробоотборник НП–3М. Принцип работы устройства основан на создании в цилиндре, устроенном по типу шприца, разряжения, создающего поток исследуемой газовой смеси, пропускаемой через индикаторные трубки.

3) Высокоскоростнойиндивидуальный пробоотборникAFC124. Принцип работы: загрязнители воздуха пропускаются через специальные насадки со скоростью, определяемой экспериментальным путем. Мотор насоса приводится в действие током, создаваемым перезаряжаемой NiCd батареей на протяжении 10 часов. Скорость отбора проб устанавливается пользователем в зависимости от конкретных условий исследования.

4) Прибор Кротовадля отбора проб воздуха с целью его бактериологического исследования. Принцип работы: прибор, представляющий собой цилиндрический корпус, в основании которого установлен электромотор с центробежным вентилятором, а в верхней части размещен вращающийся диск. На этот диск устанавливается чашка Петри с питательной средой. Корпус прибора герметически закрывается крышкой с радиально расположенной клиновидной щелью. При работе прибора аспирируемый вентилятором воздух поступает через клиновидную щель, и его струя ударяется об агар, в результате чего к нему прилипают частицы микробного аэрозоля. Вращение диска с чашкой Петри и клиновидная форма щели гарантируют равномерное распределение микробов по поверхности агара. Для пересчета величины бактериального загрязнения на 1 м3 воздуха регистрируют скорость просасывания воздуха. Зная время отбора пробы, определяют общее количество аспирированного воздуха.

Эталон решения задачи № 12

Задача № 12

Рассчитайте концентрацию пыли в атмосферном воздухе при следующих условиях:

- масса фильтра до отбора пробы 132 мг;

- масса фильтра с пылью после отбора пробы 134 мг;

- объём воздуха, отобранный для анализа и приведенный к стандартным условиям 100 дм3.

 

Массовую концентрацию пыли в отдельной пробе (Кп, мг/м3) рассчитывают по формуле:

, где

Кп – концентрация пыли в воздухе в отдельной пробе, мг/м3;

то – масса фильтра до отбора пробы, мг;

тn – масса фильтра (накопителя) с пылью после отбора пробы, мг;

1000 – перевод дм в м3;

V20 – объём воздуха, отобранный для анализа и приведенный к стандартным условиям, дм3.

Подставляем в формулу 5 значения показателей условия примера и получаем:

мг/м3.

Эталон решения задачи № 13

Задача № 13

Определите необходимую кратность воздухообмена в учебной аудитории с помощью интегрирующей формулы при следующих условиях:

- студенты на практических занятиях (11), преподаватель (1);

- нормативное значение концентрации СО2 – 0,07% (0,7‰).

- объем аудитории (V) 120 м3.

Различием количества выдыхаемого СО2 студентами и преподавателем необходимо пренебречь, то есть расчет вести на 12 студентов.

 

Расчет необходимой кратности воздухообмена производится по формуле:

 где

k – количество литров двуокиси углерода (СО2), выдыхаемое взрослым человеком в час (в спокойном состоянии или легкой физической работе – 20-25 л/ч, в среднем (в т.ч. студенты на практических занятиях) – 22,6 л/ч);

n – количество человек в аудитории.

p – допустимое содержание двуокиси углерода (СО2) в воздухе учебных аудиторий 0,7 промилле (0,7‰);

q – содержание двуокиси углерода (СО2) в наружном воздухе 0,4‰;

V – объем аудитории в м3.

Подставляем соответствующие значения в формулу (различием количества выдыхаемого диоксида углерода студентами и преподавателем пренебрегаем, то есть расчет ведем на 12 человек) и получаем:

Эталон решения задачи № 14

Задача № 14

Определите объем нагнетаемого воздуха вентиляционным воздуховодом за 1 час при следующих условиях:

- площадь вентиляционного отверстия 0,03 м2;

- скорость движения воздуха при выходе из вентиляционного отверстия 10 м/с.

Объем нагнетаемого воздуха вентиляционным воздуховодом за 1 час рассчитывается по формуле:

v = a´b´ 3600, где

v – объем воздуха, м3;

а – площадь вентиляционного отверстия, м2;

b – скорость движения воздуха при входе или выходе из вентиляционного отверстия, м/с;

3600 – продолжительность работы вентилятора, с.

Подставляем в формулу соответствующие значения по условию задачи, решаем формулу и получаем необходимую величину:

v = 0,03 ´ 10 ´ 3600 = 1080 м3/ч.

Эталон решения задачи № 15

Задача № 15

С целью гигиенической оценки воздушного режима в учебных аудиториях ТГМУ членами СНО кафедры гигиены проведено определение содержания в воздухе аудиторий СО2 с помощью метода Д.В. Прохорова (шприцевого метода). При проведении исследований в одной из учебных аудиторий были получены следующие исходные данные для расчета содержания СО2 в воздухе:

- для обесцвечивания окрашенного в фиолетовый цвет раствора на открытом воздухе понадобилось 18 порции воздуха в шприце;

- для обесцвечивания окрашенного в фиолетовый цвет раствора при исследованиях в учебной аудитории понадобилось 6 порций воздуха в шприце.

1) Рассчитайте содержание СО2 в воздухе учебной аудитории.

2) Дайте физиолого-гигиеническую оценку полученному результату.

 

1. Сущность (принцип) шприцевого метода определения СО2 в воздухе закрытых помещений заключается в использовании модификации титрометрического метода аналитической химии, в которой вместо титрующего раствора используется газ, в данном случае содержащийся в воздухе СО2. СО2 воздуха, имеющий кислую реакцию, нейтрализует щелочь, являющуюся тируемым раствором. О количестве СО2 в воздухе судят по времени контакта СО2, необходимого для нейтрализации щелочи.

Для определения содержания СО2 с помощью данного метода готовят 0,1Н раствор едкого натра (NaOH), добавляют к нему несколько капель фенолфталеина, который в присутствии щелочей окрашивает раствор в розовый цвет. Сначала работу проводят в точке измерения содержания СО2 внутри помещения. В шприц объемом не менее 20 мл набирается 10 мл указанного раствора. После этого, в шприц набирается 10 мл воздуха в точке определения СО2. Затем содержимое шприца энергично встряхивают в течение стандартного времени (10 с). Далее, воздух из шприца выкачивают поршнем и набирают новую порцию (10 мл) воздуха и встряхивают содержимое шприца. Указанную операцию повторяют до полного обесцвечивания раствора NaOH, фиксируя необходимое количество порций воздуха для нейтрализации щелочи.

Затем необходимое количество порций воздуха для нейтрализации щелочи определяют на открытом воздухе, точно соблюдая все регламенты при работе внутри помещения.

В населенных местах содержание СО2 в воздухе составляет 0,04%. В условии примера для нейтрализации щелочи на открытом воздухе понадобилось 18 порций воздуха, в помещении – 6 порций. Рассчитываем отношение количества порций на открытом воздухе к количеству порций в помещении: 18: 6 = 3. То есть, в помещении содержание СО2 в воздухе больше, чем на открытом воздухе именно в 3 раза. Для определения содержания СО2 в помещении, таким образом, необходимо умножить содержание СО2 на открытом воздухе на 3: 0,04 ´ 3 = 0,12%.

2. Допустимое содержание СО2 в воздухе учебных аудиторий 0,07%. Таким образом, измеренное количество СО2 в воздухе учебной аудитории превышает гигиенический норматив, что может способствовать снижению умственной работоспособности студентов и преподавателей, их быстрому утомлению, снижению оперативной памяти, внимания, появлению преходящей головной боли и т. д. Необходимы рациональное устройство и эксплуатация вентиляции – естественной или искусственной.

Эталон решения задачи № 16

Задача № 16

ВТГМУ одно из помещений предполагается переоборудовать под учебную аудиторию. Административно-хозяйственная часть университета обратилась к специалистам кафедры гигиены разработать рекомендации по оптимальному искусственному освещению аудитории. При этом было указано, что закуплены светильники ШОД-2 с двумя люминесцентными лампами мощностью по 40 Вт каждая (ШОД-2 ´ 40).

С помощью светотехнической таблицы рассчитайте необходимое количество светильников ШОД-2 в оборудуемой учебной аудитории при следующих условиях:

- нормируемая (заданная) освещенность составляет 400 люксов на поверхности рабочих столов;

- площадь помещения – 50 м2;

- высота помещения – 3,5 м, высота подвеса светильников ШОД – 3,4 м;

- цвет окраски ограждающих поверхностей: потолок – белый (коэффициент отражения – 70%), стены – светло-бежевые (коэффициент отражения – 50%), пол коричневый (коэффициент отражения – 10%).

 

Для решения задачи необходимо использовать светотехническую таблицу «Удельная мощность (Вт/м2) общего равномерного освещения при различных условиях (коэффициенты отражения: потолка – 70%, стен – 50%, пола – 10%)».

Решение.

1) Находим по указанной таблице значение удельной мощности освещения. В данном случае нас интересует первая часть таблицы, в которой представлены значения удельной мощности освещения для люминесцентных ламп (светильников). Коль скоро высота подвеса светильников 3,4 м, нас интересует интервал высоты подвеса 3-4 м. Нормируемая освещенность 400 лк, площадь пола – 50 м2. Проводим горизонтальную линию, соответствующую графе 30-50 м2. Далее, проводим вертикальную линию по колонке, соответствующей необходимому уровню освещенности 400 лк. На пересечении горизонтальной и вертикальной линий находим искомую удельную мощность освещения – 39 Вт/м2.

2) Чтобы узнать общую необходимую мощность светильников умножаем значение удельной мощности освещения на площадь пола: 39 Вт/м2´50 м2=1950 Вт.

3) Рассчитываем необходимое количество светильников в аудитории, для чего необходимую общую мощность светильников делим на мощность одного светильника: 1950:80=24,375. То есть, для обеспечения нормируемой освещенности в аудитории при указанных в задаче условиях необходима установка 25 светильников ШОД-2 ´ 40мощностью 80 Вт (если результат расчета получен не в целых числах, то он округляется в сторону большего значения).

Эталон решения задачи № 17

Задача № 17

Специалистами системы Роспотребнадзора проводится мероприятие по контролю в одном из вузов в Кировской области. В одной из учебных аудиторий вуза, имеющей боковое естественное освещение, был определен КЕО. Норма КЕО для учебных аудиторий при боковом освещении на рабочих столах в горизонтальной плоскости высотой 0,8 м (Г – 0,8) составляет по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 (для первой группы административных районов по световому климату) 1,2%. Оконные проемы ориентированы на юго-запад.

Рассчитать нормируемое значение КЕО для учебной аудитории с учетом светового климата административного района, к которому относится Кировская область.

 

Определение нормативного значения КЕО с учетом светового климата для зданий, расположенных в административных районах, относящихся по ресурсам светового климата к 2—5 группам, нормативные значения КЕО определяются по формуле:

е = ен×т, где

е - нормированное значение КЕО;

ен - значение КЕО для 1 группы административных районов;

т - коэффициент светового климата, определяемый по таблице..

По таблице «Группы административных районов по ресурсам светового климата» находим, что Кировская область относится к 3-й группе.

По таблице «Коэффициенты светового климата (m) для зданий со световыми проемами в наружных стенах» величину коэффициента светового климата с учетом ориентации контролируемого помещения. Величина этого коэффициента в данном случае равна 1,00 (при заданной ориентации окон).Подставляем приведенные значения в формулу е = ен×т,и, таким образом, получаем:

е = 1,2´1,00 = 1,2%.

Таким образом, нормируемое значение КЕО для учебной аудитории с учетом светового климата административного района, к которому относится Кировская область, равно 1,2%.

Эталон решения задачи № 18

Задача № 18

По плану работы управления Роспотребнадзора проведено мероприятие по надзору на одном из заводов г. Владивостока. В рамках мероприятия специалистами Испытательного лабораторного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» проведено измерение параметров шума в производственных помещениях. В частности, замеры параметров шума были проведены на рабочем месте программиста вычислительных машин. Источники шума: механизмы и агрегаты, функционирующие в смежных помещениях (цехах). Были получены следующие результаты:


 

Сравниваемые уровни шума

Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах со

среднегеометрическими частотами, Гц

Уровень звука в дБА

31,5 63 125 250 500 1000 2000 4000 8000
Допустимый уровень, дБ 86 71 61 54 49 45 42 40 38 50
Фактический уровень, дБ 92 80 70 63 60 56 52 48 46 72

1) Определите нормативный документ, из которого были взяты допустимые уровни шума.

2) Постройте линейный график частотных характеристик шума.

3) Назовите приборы, с помощью которых представляется возможность измерения показателей, указанных в условии задачи, и поясните принцип их работы.

4) Дайте гигиеническую оценку шума на рабочем месте программиста с прогнозом последствий неблагоприятного воздействия повышенных уровней шума, если таковые установлены.

 

1. Используются санитарные нормы (СН) 2.2.4./2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки». Именно из данного документа были извлечены нормативные уровни шума в части таблицы «Рабочие места в помещениях программистов вычислительных машин, в лабораториях для теоретических работ и обработки данных, приема больных в здравпунктах».

2. Строим линейную диаграмму (линейный график) частотных характеристик шума:

Уровень шума в дБ
Среднегеометрические частоты в Гц

3. Уровни шума на рабочем месте программиста на всех среднегеометрических частотах превышает нормативные уровни. При длительном воздействии данного вредного фактора рабочей среды могут развиться неспецифические нарушения со стороны, главным образом, центральной нервной системы и системы кровообращения (нейроциркуляторная дистония, астеновегетативный синдром, нарушения внимания, памяти, ритма сердечной деятельности и т.д.). Данные изменения могут перейти из функциональных в органические (патоморфоз) с развитием самых различных, в том числе весьма грозных по последствиям заболеваний. Кроме указанного, представляется возможность прогнозировать снижение работоспособности, ошибки в работе программиста и другие неблагоприятные для эффективности производственной деятельности последствия.

Эталон решения задачи № 19

Задача № 19

При измерении параметров электромагнитного поля на одном из морских судов было установлено, что на частоте 40 МГц напряженность электрического поля составила 9,8 В/м, магнитного поля – 0,33 А/м.

1) Определите нормативный документ и его фрагмент, по которому должна быть проведена оценка полученных результатов измерений.

2) Назовите приборы, с помощью которых представляется возможность измерения показателей, указанных в условии задачи, и поясните принцип их работы.

3) Дайте гигиеническую оценку полученных результатов.

 

1. Для решения задачи используем СанПиН 2.5.2/2.2.4.1989—06 «Электромагнитные поля на плавательных средствах и морских сооружениях. Гигиенические требования безопасности», таблицу «ПДУ напряженности электрического и магнитного полей», таблицу «ПДУ напряженности электрического и магнитного полей».

2. Для измерения параметров ЭМП, указанных выше можно использовать приборы:

- Измеритель параметров электрического и магнитного полей ВЕ–метр–АТ–002;

- Измеритель напряженности поля ИПМ-101.

Принцип работы указанных приборов состоит в том, что с помощью антенны улавливается энергия ЭМП, которая пропорционально трансформируется в электрический ток, фиксируемый на мониторе.

3. При частоте 40 МГц ПДУ напряженности электрического поля составляет 8,5 В/м, напряженности магнитного поля – 0,25 А/м, в нашем случае значения этих характеристик ЭМП соответственно 9,8 В/м и 0,33 А/м мкТл. То есть, гигиенические требования не выполняются, что может обусловить возможность вредного действия ЭМП на членов экипажа морского судна.

Эталон решения задачи № 20

Задача № 20

Были измерены уровни напряженности электростатического поля при работе изделия медицинской техники с использованием электризуемых материалов. Результаты измерений: напряженность электростатического поля (ЭСП) – 20 кВ/м, электростатический потенциал – 570 В, электризуемость материалов (по показателю напряженности электростатического поля) – 9 кВ/м.

1) Определите нормативный документ и его фрагмент, по которому должна быть проведена оценка полученных результатов измерений.

2) Назовите приборы, с помощью которых представляется возможность измерения показателей, указанных в условии задачи, и поясните принцип их работы.

3) Дайте гигиеническую оценку полученных результатов.

 

1. Для решения задачи используем СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», таблицу «Допустимые уровни напряженности электростатического поля при работе изделий медицинской техники и электризуемости используемых материалов».

2. Для измерения указанных выше показателей можно использовать следующие приборы:

- Измеритель напряженности электростатического поля СТ–01;

- Измеритель электростатического потенциала ИЭСП–6.

Принцип работы этих приборов основан на улавливании энергии электростатического поля специальным воспринимающим устройством с трансформацией этой энергии в электрический ток, пропорциональный уровню измеряемых показателей.

3. По указанной таблице ПДУ напряженности электростатического поля составляет 15 кВ/м, электростатический потенциал 500 В, электризуемость материалов – 7 кВ/м, в нашем случае ПДУ по всем параметрам превышены (соответственно 20 кВ/м, 570 В и 9 кВ/м), что может обусловливать вредное воздействие изделия медицинской техники на персонал и пациентов.

Эталон решения задачи № 21

Задача № 21

Специалисты ТГМУ совместно с лабораторным звеном Центра гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в рамках выполнения плановой научной темы проводили исследования по изучению загрязнения почв. Для исследования была выбрана жилая территория, соседствующая с промышленным предприятием по переработке цветных металлов. Для оценки качества и безопасности почвы определяли показатели химического загрязнения почвы:

- коэффициент концентрации химического вещества (КС);

- суммарный показатель загрязнения почвы (ZC).

При анализе проб почвы, были получены следующие данные:

Вещество Фактическое содержание вещества в почве, мг/м3 Региональное фоновое содержание вещества в почве, мг/м3
Бор 32 5
Кобальт 82 12
Никель 48 10

 

1) Определите документ или документы системы Государственного санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации, на основании которых необходимо решать данную задачу.

2) Рассчитайте коэффициент концентрации химического вещества (КС).

3) Определите суммарный показатель загрязнения почвы (ZC).

4) Дайте оценку опасности загрязнения почвы района по представленным показателям.

 

 

1. Для решения задачи используем документ системы Государственного санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации МУ 2.1.7.730—99 «Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест».

2. По указанному методическому документу рассчитываем коэффициент концентрации химического вещества (КС) по формуле:

Ксi/Cфi, где

Сi - фактическое содержание вещества в почве, мг/м3;

i - региональное фоновое содержание вещества в почве, мг/м3.

Подставляем в формулу данные таблицы и получаем:

по бору - Кс=32:5=6,4; по кобальту - Кс=82:12=6,83; по никелю - Кс=48:10=4,8.

3. Рассчитываем суммарный показатель загрязнения почвы (ZC) по формуле:

Zс=S(Kci + … + Kcn) – (n – 1), где

n – число определяемых суммируемых веществ;

Ксi коэффициент концентрации i-го компонента загрязнения.

Подставляем в формулу данные, полученные при расчете предыдущего показателя, и получаем:

Zс=(6,4+6,83+4,8)-(3-1)=16,03 условных единиц.

4. Для оценки опасности загрязнения почвы района по представленным показателям используем таблицу 4 указанного выше методического документа. Согласно данным таблицы при найденном значении Zс почва является умеренно опасной и может обусловить увеличение общей заболеваемости.

Эталон решения задачи № 22

Задача № 22

Дайте оценку физического развития мальчика 7 лет с помощью метода сигмальных отклонений при следующих соматометрических показателях:

- длина тела 117 см;

- масса тела 33,6 кг;

- окружность груди 65,4 см.

М и ±s (средние показатели по стандарту физического развития):

- длина тела 124 см (±s 4,5);

- масса тела 24,0 кг (±s 3,5);

- окружность груди 61,8 см (±s 2,3).

Для решения задачи постройте рабочую таблицу и вычертите профиль физического развития.

 

Для решения задачи строим рабочую таблицу с расчетами необходимых показателей:

 

Признак Показатели обследуемого М по стандарту физического развития ±s по стандарту физического развития Разница между показателями обследуемого и М по стандарту Отклонение в s
Длина тела стоя, см 117 124 ±4,5 -7,00 -1,56
Масса тела, кг 33,6 24,0 ±3,5 -9,6 +2,74
Окружность груди, см 65,4 61,8 ±2,3 -3,6 +1,57

Далее, по данным рабочей таблицы вычерчиваем профиль физического развития:

 

-3s

 

-2s

 

-1s

 

М

 

+1s

 

+2s

 

+3s

Длина тела стоя

Масса тела

Окружность груди

 

 

 

 

 

 

                                         

Из данных, приведенных в рабочей таблице и демонстрируемых профилем физического развития, следует, что физическое развитие мальчика резко дисгармоничное: при длине тела ниже средних величин показатель массы тела высокий, а окружности груди – выше среднего уровня.

Эталон решения задачи № 23

Задача № 23

Дать оценку физического развития мальчика 7 лет (возраст установлен по методике определения точного возраста) с помощью регрессионного метода при следующих соматометрических показателях:

- длина тела 117 см;

- масса тела 23,6 кг.

 

1. Даём оценку физического развития мальчика по длине тела по соответствующей возрасту таблице 1. Для этого находим место фактической длины тела во второй колонке – 117 см по условию задачи. Далее, смотрим в какой интервал первой колонки входит указанная длина тела: она входит в интервал, соответствующий показателям длины тела ниже средних (от М -1,1s до М –2s). Таким образом, по длине тела физическое развитие мальчика существенно отстает от должного для его возраста.

2. Реализуем алгоритм определения гармоничности физического развития:

1 этап - находим массу тела, соответствующую длине тела в 4-ой колонке; для этого проводим условную горизонталь до пересечения значений длины и массы тела. В результате находим, что при длине тела 117 см масса тела должна составлять 17,9 кг.

2 этап – найденное значение массы тела сопоставляем со значением фактической массы тела и находим разность между этими значениями в абсолютном выражении, то есть в кг. В результате находим, что эта разность составляет 5,7 кг.

3 этап – переводим найденную разность в значения сигмы регрессии (±sR), для чего делим абсолютное значение разницы на значение ±sR (находим показатель в нижней графе таблицы: ±2,96). В результате получаем ±1,93.

4 этап – даём оценку результату:

- у мальчика имеет место дисгармоничное физическое развитие: масса тела больше должной на 1,1-2,0 ±sR.

Эталон решения задачи № 24

Задача № 24

Дайте оценку биологического развития мальчика 7 лет при следующих показателях:

- длина тела (М±s) – М6;

- погодовая прибавка длины тела (см) – 2;

- число постоянных зубов – 5;

- развитие вторичных половых признаков – Р0Ах0.

 

Для решения задачи строим рабочую таблицу:

Сравниваемые данные Пол и возраст в годах Длина тела (М±s) Погодовые прибавки длины тела, см Число постоянных зубов (М±s) Развитие вторичных половых признаков
По условию задачи Мальчик 7 М6±s 2 5 Р0Ах0
По нормограмме Мальчик 7 М7±s 4-6 7±3 Р0Ах0

Проводим сравнительный анализ данных таблицы: по длине тела и погодовым прибавкам длины тела у мальчика имеет место отставание биологического развития от нормальных величин, тогда как число постоянных зубов и развитие вторичных половых признаков в пределах нормы (коль скоро число постоянных зубов в норме для данного возраста 7±3, то нормой данный показатель считается в пределах 4-10). Общее заключение: биологическое развитие мальчика отстает от нормируемого уровня для данного возраста.

Эталон решения задачи № 25

Задача № 25

Мальчик 12 лет. При углубленном медицинском осмотре и обследовании в рамках профилактического медицинского осмотра установлено: синдром вегетативной дистонии по ваготоническому типу, средние уровни систолического и диастолического АД в пределах 10-5-го процентиля для данного пола, возраста и роста.

Определите группу здоровья мальчика.

 

Для решения задачи используем алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно по результатам профилактических медицинских осмотров, утвержденный приказом Минздрава России от 30.12.2003 г. № 621.

В таблице указанного алгоритма находим соответствующее условию задачи нарушение здоровья (синдром вегетативной дистонии по ваготоническому типу, средние уровни систолического и диастолического АД в пределах 10-5-го процентиля для данного пола, возраста и роста). Находим, что по данному нарушению здоровья мальчика его необходимо отнести ко II группе здоровья – здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.

Эталон решения задачи № 26

Задача № 26

В городе 1256 наблюдаемых детей в возрасте от 7 до 14 лет. Количество детей и подростков, совершенно не болевших за год в данной возрастной группе 295.

Рассчитать индекс здоровья в городе в указанной возрастной группе.

 

Индекс здоровья определяется по формуле:

ИЗ – индекс здоровья, %;

Nз – количество детей и подростков, совершенно не болевших за год;

N – количество всех наблюдаемых детей и подростков за год;

100 – перевод в проценты.

Подставляем в формулу значения соответствующих показателей по условию задачи и рассчитываем искомый индекс здоровья в данной возрастной группе и данном городе:

Эталон решения задачи № 27

Задача № 27

Вредным и опасным производственным фактором на одном из предприятий является: кремний диоксид кристаллический (а-кварц, а-кристобалит, а-тридимит) (ФКА).

1) Определите периодичность проведения обязательных периодических медицинских осмотров работников предприятия.

2) Определите врачей-специалистов, которые должны участвовать в реализации периодических медицинских осмотров.

3) Определите необходимые лабораторные и функциональные исследования.

4) Определите дополнительные медицинские противопоказания к работе с данными производственными факторами.

 

Для решения задачи работаем с таблицей приложения № 1 к приказу № 302н «Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)».

Во второй колонке таблицы находим соответствующие условию задачи вредные и опасные производственные факторы (в данном случае эти факторы имеют номер 1.1.4.1). Затем выписываем из таблицы необходимые сведения по заданиям задачи, размещенные в соответствующих колонках таблицы приложения 1 с учетом примечаний сноски к таблице.

1. Периодичность проведения обязательных периодических медицинских осмотров работников предприятия 1 раз в 2 года.

2. Врачи-специалисты, которые должны участвовать в реализации периодических медицинских осмотров: дерматовенеролог, оториноларинголог, онколог (по рекомендации врачей-специалистов), уролог (по рекомендации врачей-специалистов).

3. Необходимые лабораторные и функциональные исследования: спирометрия, рентгенография грудной клетки в двух проекциях 1 раз в 2 года, количественное содержание а1-антитрипсина (по рекомендации врачей-специалистов).

4. Дополнительные медицинские противопоказания:

- тотальные дистрофические заболевания верхних дыхательных путей;

- искривления носовой перегородки с нарушением функции носового дыхания;

- хронические заболевания бронхолегочной системы с частотой обострения 2 и более раз за календарный год;

- аллергические заболевания органов дыхания;

- хронические рецидивирующие заболевания кожи с частотой обострения 4 и более раз за календарный год.

Эталон решения задачи № 28

Задача № 28

Для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения Краевой клинической больницы г. В. на ее территории пробурена скважина. Результаты анализа воды, проведенного на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в N крае», приведены в таблице.

Наименование показателей Показатели качества
Мутность (по каолину), мг/дм3 1,5
Водородный показатель (рН) 7,5
Железо, мг/дм3 0,3
Сероводород, мг/дм3 Отсутствует
Число бактерий группы кишечных палочек (БГКП), в 1 дм3 3
Сухой остаток, мг/дм3 850
Сульфаты, мг/дм3 450

1) Определите нормативный документ для решения задачи.

2) Дайте оценку полноты лабораторного исследования воды.

3) Оцените качество воды подземного водоисточника по представленным в таблице показателям.

4) Определите класс источника по представленным в таблице показателям и возможные способы улучшения качества воды.

5) Обоснуйте возможность положительного санитарно-эпидемиологического заключения на использование данного водоисточника для водоснабжения больницы.

 

1. Для решения задачи используется ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора».

2. Анализ воды подземного водоисточника в данном случае не является полным. Сопоставление с указанным ГОСТом свидетельствует: отсутствуют данные о величине показателей цветности, концентрации в воде марганца, фтора и хлоридов, окисляемости перманганатной, общей жесткости.

3. Мутность соответствует требованиям для водоисточников 1 и 2 классов (1,5 мг/дм3); рН находится в нормируемых пределах для всех классов; концентрации железа и сероводорода соответствуют требованиям для воды водоисточников 1 класса (соответственно 0,3 мг/дм3 и отсутствие); число бактерий группы кишечных палочек (БГКП) также соответствует требованиям для воды водоисточников 1 класса (3 в дм3); сухой остаток и сульфаты в пределах требований для водоисточников 1 класса.

4. Определение класса источника по представленным в таблице показателям и возможные способы улучшения качества воды не представляется возможным, так как отсутствуют важные показатели качества воды. Однако, если другие показатели не будут отклоняться от требований, предъявляемых к воде подземных водоисточников 1 класса, то именно к данному классу мог бы быть отнесен данный водоисточник. Это означает, что качество воды по всем показателям удовлетворяет требованиям к воде питьевой (СанПиН 2.1.4.1074-01) и, таким образом, необходимость в реализации каких-либо методов обработки воды, кроме страховочных, отсутствует.

5. Положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на использование данного водоисточника для водоснабжения больницы дано быть не может из-за неполноты проведенного анализа воды. Кроме того, для оценки качества воды в месте предполагаемого водозабора должны быть представлены анализы проб, отбираемых ежемесячно не менее чем за последние 3 года. Должны быть представлены гидрогеологические данные, характеризующие водоисточник.

Эталон решения задачи № 29

Задача № 29

Жители одного из микрорайонов г. Владивостока обратились в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» с заявкой на оценку качества воды из колодца, находящегося недалеко от жилого фонда микрорайона, используемого в качестве источника водоснабжения. Специалистами Испытательного лабораторного центра ФБУЗ были отобраны пробы воды и проведен их анализ. Результаты анализа приводятся в таблице.


 

Наименование показателей Показатели качества
Мутность (по каолину), мг/л 1,5
Привкус, в баллах 3
Нитраты 45
Цветность, градусы 20
Окисляемость перманганатная, мг О2 5
Поверхностно-активные вещества, мг/л 0,5
Марганец, мг/л 0,1
Общие колиформные бактерии, КОЕ/100 мл 3
Сульфаты, мг/л 500
Хлориды, мг/л 350
Медь, мг/л 1,0
Свинец, мг/л 0,01

1) Каким документом следует пользоваться в данном случае для оценки качества воды?

2) Оцените качество воды данного источника по приведенным показателям и дайте заключение о возможности использования источника для хозяйственно-питьевых нужд жителей микрорайона.

 

1. Для решения задачи используется СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» и СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

2. Для удобства проведения оценки качества воды колодца строим рабочую таблицу.

Наименование показателей

Показатели качества

Соответствие

нормативным

требованиям

фактические нормируемые
Мутность (по каолину), мг/л 1,5 в пределах 1,5-2,0 Соответствует

 

Окончание рабочей таблицы

Наименование показателей

Показатели качества

Соответствие

нормативным

требованиям

фактические нормируемые
Привкус, в баллах 3 не более 2-3 Соответствует
Нитраты 45 не более 45 Соответствует
Цветность, градусы 20 не более 30 Соответствует
Окисляемость перманганатная, мг О2 5 в пределах 5-7 Соответствует
Поверхностно-активные вещества, мг/л 0,5 (по СанПиН 2.1.4.1074-01) 0,5 Соответствует
Марганец, мг/л 0,1 (по СанПиН 2.1.4.1074-01) 0,1 Соответствует
Общие колиформные бактерии, КОЕ/100 мл 3 отсутствие Не соответствует
Сульфаты, мг/л 500 не более 500 Соответствует
Хлориды, мг/л 350 не более 350 Соответствует
Медь, мг/л 1,0 (по СанПиН 2.1.4.1074-01) 1,0 Соответствует
Свинец, мг/л 0,01 (по СанПиН 2.1.4.1074-01) 0,03 Соответствует

Таким образом, качество воды данного источника нецентрализованного водоснабжения не соответствует требованиям нормативным требованиям (превышение нормы по общим колиформным бактериям является свидетельством реальной опасности распространения среди пользователей инфекционных заболеваний). Дать положительное заключение о возможности использования источника для хозяйственно-питьевых нужд жителей микрорайона нельзя.

Эталон решения задачи № 30

Задача № 30

Для анализа в Испытательный лабораторный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в N крае» была представлена вода, расфасованная в емкости. Результаты анализа представлены в таблице.

Наименование показателей Показатели качества
Запах при нагревании до 60°С, в баллах 1
Цветность, в градусах 4
Водородный показатель (рН) 7,5
Хлориды, мг/л 200
Сульфаты, мг/л 200
Нитраты, мг/л 15
Сероводород, мг/л 0,003
Алюминий, мг/л 0,15
Цинк, мг/л 4

1) Определите нормативный документ (или нормативные документы) для решения задачи.

2) Оцените качество воды и отнесите воду по качеству к соответствующей категории.

 

1. Для решения задачи используется СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества».

2. Для удобства проведения оценки качества воды строим рабочую таблицу:

Наименование показателей

Показатели качества

Соответствие

требованиям 1-й или высшей категории

фактические нормируемые
Запах при нагревании до 60°С, в баллах 1 1 для 1-й категории, 0 для высшей категории Соответствует 1-й категории
Цветность, в градусах 4 5 для 1-й и высшей категорий Соответствует 1-й категории
Водородный показатель (рН) 7,5 6,5-8,5 для 1-й и высшей категорий Соответствует 1-й и высшей категориям
Хлориды, мг/л 200 250 для 1-й категории, 150 для высшей категории Соответствует 1-й категории
Сульфаты, мг/л 200 250 для 1-й категории, 150 для высшей категории Соответствует 1-й категории
Нитраты, мг/л 15 20 для 1-й категории, 5 для высшей категории Соответствует 1-й категории
Сероводород, мг/л 0,003 0,003 для 1-й и высшей категорий Соответствует 1-й и высшей категориям
Алюминий, мг/л 0,15 0,2 для 1-й категории, 0,1 для высшей категории Соответствует 1-й категории
Цинк, мг/л 4 5 для 1-й категории, 3 для высшей категории Соответствует 1-й категории

Таким образом, по показателям качества данная вода, расфасованная в ёмкости, по большинству показателей должна быть отнесена к 1-й категории.

Эталон решения задачи № 31

Задача № 31

Решается вопрос о возможности использования в рекреационных целях морской акватории г. Владивостока. Специалисты Испытательного лабораторного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» по поручению управления Роспотребнадзора по Приморскому краю провели анализ воды акватории, в том числе по санитарно-химическим и физико-химическим показателям. Время отбора проб 11.00. Результаты анализа морской воды приведены в таблице.

Показатели Значения показателей
Прозрачность, см, по шрифту Снеллена 20
Плавающие примеси Обнаружены пленки нефтепродуктов
Окраска Не свойственная чистой морской воде, обнаруживается в столбике морской воды высотой 4 см
Запахи Необычные для морской воды, 4 балла
Растворенный кислород, мг/дм3 2,5
Химическое потребление кислорода (ХПК), мг О2/дм3 38

1) Определите нормативный документ для решения задачи.

2) Дайте оценку качества морской воды с учетом категории морского водопользования.

3) Сформулируйте заключение о возможности использования морской акватории в рекреационных целях по показателям, приведенным в таблице.

 

1. Для решения задачи используется СанПиН 2.1.5.2582-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения».

2. Для удобства проведения оценки качества морской воды строим рабочую таблицу с учетом категории морского водопользования. В данном случае по СанПиН 2.1.5.2582-10 морская вода оценивается по критериям для второй категории (использование морской акватории в рекреационных целях).

Наименование

показателей

Показатели качества

Соответствие

нормативным

требованиям

фактические нормируемые
Прозрачность, см, по шрифту Снеллена 20 Не менее 30 см Не соответствует
Плавающие примеси Обнаружены пленки нефтепродуктов Отсутствие необычных для морской воды плавающих веществ на поверхности и в верхнем слое воды (в т.ч. пленки нефтепродуктов, масел, жиров и скопление других примесей) Не соответствует
Окраска Не свойственная чистой морской воде, обнаруживается в столбике морской воды высотой 4 см Не должна обнаруживаться в столбике морской воды 10 см Не соответствует
Запахи Необычные для морской воды, 4 балла Вода не должна приобретать необычные для морской воды запахи интенсивностью более 2 баллов Не соответствует
Растворенный кислород, мг/дм3 2,5 Не должен быть менее 4 мг/дм3 в любой период года, в пробе, отобранной до 12 часов дня Не соответствует
Химическое потребление кислорода (ХПК), мг О2/дм3 38 Не должно превышать 30 мг О2/дм3 Не соответствует

 

Таким образом, как видно из данных рабочей таблицы, качество морской воды при оценке с учетом характера водопользования, не отвечает гигиеническим требованиям, сформулированным в СанПиН 2.1.5.2582-10.

3. Положительное заключение об использовании морской акватории в рекреационных целях дано быть не может.

Эталон решения задачи № 32

Задача № 32

В управление Роспотребнадзора по Приморскому краю поступили многочисленные жалобы от жильцов одного из микрорайонов г. Владивостока на низкое качество воды системы горячего водоснабжения. По поручению управления специалистами Испытательного лабораторного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» были отобраны пробы горячей воды из-под крана в одной из квартир жилого здания микрорайона. Результаты анализа воды по некоторым показателям приведены в таблице.

 

1. Для решения задачи используем изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (СанПиН 2.1.4.2496-09).

2. Для удобства проведения оценки качества воды системы горячего водоснабжения строим рабочую таблицу с учетом того, что требования к качеству воды данного вида водоснабжения идентичны требованиям к обычной питьевой воде централизованного водоснабжения.

Наименование показателей

Показатели качества

Соответствие

нормативным

требованиям

фактические нормируемые
Окисляемость перманганатная, мг О2 8 5 Не соответствует
Нефтепродукты, суммарно, мг/л 0,3 0,1 Не соответствует
Поверхностно-активные вещества (ПАВ), анионоактивные, мг/л 0,9 0,5 Не соответствует

Наименование показателей

Показатели качества

Соответствие

нормативным

требованиям

фактические нормируемые
Фенольный индекс, мг/л 0,6 0,25 Не соответствует
Железо (Fe, суммарно), мг/л 1,7 0,3 Не соответствует
Кадмий (Cd, суммарно), мг/л 0,003 0,001 Не соответствует
g-ГХЦГ (линдан), мг/л 0,004 0,002 Не соответствует
ДДТ (сумма изомеров), мг/л 0,004 0,002 Не соответствует

Таким образом, данные рабочей таблицы убедительно свидетельствуют о несоответствии показателей качества воды нормативным требованиям. Неблагоприятный прогноз заключается в возможности токсических поражений и распространения инфекционных заболеваний, связанных с водой централизованного водоснабжения.

Эталон решения задачи № 33

Задача № 33

Групповая комната детского сада.

Необходима организация санации (обеззараживания) воздуха с целью профилактики инфекционных респираторных заболеваний у детей.

Объем помещения, м3 – 240.

Тип ламп – источников ультрафиолетового излучения (УФИ) – БУВ-30.

Высота подвеса ламп, м – 2,5.

Задаваемая мощность ламп, потребляемая из сети, на 1 м3, Вт – 0,9.

По представленным условиям:

1) определите правильность выбора ламп – источников УФИ для санации воздуха;

2) дайте оценку высоты подвеса экранированных снизу ламп – источников УФИ;

3) рассчитайте необходимое количество ламп – источников УФИ (бактерицидной установки) для дезинфекции воздуха в присутствии людей;

4) представьте основное содержание инструктажа для персонала по вопросам обеспечения безопасности проведения санации воздуха.

 

1. Лампы выбраны правильно.

2. Высота подвеса экранированных снизу ламп выбрана правильно.

3. 0,9×240:30=7,2»7 ламп.

4. Облучение людей прямыми лучами от ламп БУВ не допускается, так как в случае облучения могут возникнуть такие неблагоприятные явления, как фотоофтальмия, изменения в составе крови и т.д. При использовании ламп БУВ для дезинфекции воздуха в присутствии людей они должны быть экранированы.

Эталон решения задачи № 34

Задача № 34

С помощью биодозиметра необходимо определить регламенты лечебного и профилактического ультрафиолетового облучения (УФО).

Для облучения выбрана лампа – источник ультрафиолетового излучения (УФИ) ЭУВ-15.

Время облучения, при котором отмечена эритемная реакция (покраснение) на облучаемых участках кожи составило, минуты: 0,5; 1,0; 1,5; 2,0; 2,5; 3,0.

Определите:

1) биодозу;

2) правильность выбора лампы для лечебного и профилактического УФО);

3) время просмотра облучаемых участков кожи в отверстиях биодозиметра после начала УФО;

4) лечебную дозу УФО при использовании данного источника УФИ (в качестве лечебной дозы принять 0,8 биодозы);

5) профилактическую дозу УФО при использовании данного источника УФИ (в качестве профилактической дозы принять 0,1 биодозы).

Дайте рекомендации по безопасности проведения сеансов лечебного и профилактического УФО в фотарии.

 

1. Биодоза 30 с (0,5 мин).

2. Лампа ПРК выбрана правильно.

3. Время просмотра участков кожи в отверстиях биодозиметра после начала УФО 6 ч.

4. Лечебная доза УФО 30 с (0,5 мин)×0,8=24 с.

5. Профилактическая доза УФО 30 с (0,5 мин)×0,1=3 с.

Рекомендации по безопасности проведения сеансов лечебного и профилактического ультрафиолетового облучения в фотарии:

1) Строжайшее соблюдение выбранных доз облучения, а также расстояния от облучаемого до источника облучения, которое должно соответствовать расстоянию, при котором выбиралась биодоза.

2) Защита глаз облучаемых лиц и персонала темными очками.

3) Расстояние между облучаемыми должно быть 30-40 см.

4) Проведение ежедневных 16-20 сеансов (или через день) с последующими двухмесячными перерывами, после которых повторение цикла облучения.

5) Начало сеансов с минимальных доз с последующим их повышением согласно специальным схемам.

Эталон решения задачи № 35

Задача № 35

У операторов информационно-вычислительного центра ПО «Дальрыба» отмечены значительные трудовые потери (большое количество случаев временной утраты трудоспособности – ВУТ). В связи с этим, руководством предприятия был заключе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: