КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ
____________________________________________________________________
Салихова Г.Л., Потапова О.Н., Миндиярова О.Г., Фахрутдинова Р.Р.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Для бакалавров направлений
Теплоэнергетика и теплотехника»
Электроэнергетика и электротехника»
Автоматизация технологических процессов и производств»
Всех форм обучения
Утверждено
АЛЬМЕТЬЕВСК 2013
УДК 681.3
Салихова Г.Л., Потапова О.Н., Миндиярова О.Г., Фахрутдинова Р.Р.
Методические указания по написаниюкурсовой работы по дисциплине «Информационные технологии» для бакалавров направления 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника», 140400 «Электроэнергетика и электротехника», 220700 «Автоматизация технологических процессов и производств», всех форм обучения - Альметьевск: АГНИ, 2013. -75с.
В данном учебно-методическом пособии излагаются требования к оформлению курсовой работы по информационным технологиям, приводятся образцы решения задач графическим и программным способами по темам «Массивы» и «Процедуры». Приводится обширная тематика курсовых работ.
|
|
Методические указания по написанию курсовой работы по информационным технологиям предназначены для студентов очного и заочного отделения всех специальностей.
Рецензенты:
Зав. кафедрой Информатика, к.п.н., доцент Иванов А.Ф.
К.т.н., доцент кафедры АИТ Ситдикова И.П.
|
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовая работа – один из видов учебной работы студента, предусмотренный учебным планом направлений 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника», 140400 «Электроэнергетика и электротехника» и 220700 «Автоматизация технологических процессов и производств».
Курсовая работа представляет собой логически завершенное и оформленное в виде текста изложение студентом содержания отдельных проблем, задач и методов их решения в изучаемой области дисциплины и выполняется с целью углубленного изучения отдельных тем соответствующих учебных дисциплин и овладения исследовательскими навыками.
К моменту выполнения курсовой работы по программированию студентами прослушан курс лекций по языку Турбо Паскаль, а также есть опыт выполнения лабораторных работ. Курсовая работа является следующим важным шагом в освоении методологии и технологии программирования, так как впервые ставит относительно сложную задачу создания программного продукта, для решения которой далеко недостаточно знать тонкости языка программирования.
|
|
Тематика и сами задания курсовых работ определяются преподавателями кафедры, осуществляющими руководство научной работой студентов. В процессе выполнения работы тема курсовой работы может быть изменена по согласованию между научным руководителем и студентом.
Для выполнения курсовой работы студенту необходимо предварительно ознакомиться с литературой по данной теме задания. После ознакомления с литературой студент должен оценить возможности языка программирования и вычислительной техники, на которой предлагается реализовать решение. Результатом этой работы должна быть точная формулировка задачи со всеми ограничениями и требованиями. Этап работы с литературой должен закончиться обзором, в котором собраны полученные сведения из литературы, дан их анализ с точки зрения приложения к поставленной задаче.
При решении задачи необходимо придерживаться техники пошаговой детализации, использовать стандартные структуры, расширяя возможности языка за счет включения новых процедур и функций.
При написании программы не следует забывать о хорошем стиле программирования, о таких понятиях, как читабельность, эффективность, надежность. Необходимо искать наиболее простые и естественные приемы и методы решения.
ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Выполнение курсовой работы состоит из трех этапов:
1. Подготовительный этап (проработка литературы);
2. Практическая работа (разработка алгоритма решения задачи графическим и программным способом);
3. Оформление пояснительной записки.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Все этапы разработки программы отражаются в пояснительной записке. Пояснительная записка состоит из следующих разделов:
1. Оглавление.
2. Постановка задачи.
3. Описание алгоритма решения задачи графическим способом[1].
3.1. Укрупненная схема алгоритма и ее детализация.
3.2. Блок-схема алгоритма.
4. Разработка программы на языке программирования.
4.1. Описание блоков укрупненной схемы алгоритмов на языке программирования.
4.2. Текст программы.
4.3. Тестирование программы.
5. Литература.
Оглавление
Оглавление составляется в соответствии с содержанием пояснительной записки и должно отражать все разделы курсовой работы. Для создания оглавления с помощью встроенных в Microsoft Word форматов стилей заголовков и стилей уровней структуры, рекомендуется использовать лабораторную работу под названием «Работа со структурой документа. Создание предметного указателя и оглавления» из компьютерного практикума “Основные приемы работы в текстовом процессоре MS Word“ (авторы: Потапова О.Н., Салихова Г.Л.)
Постановка задачи
Решение задачи начинается с ее постановки: дается точное описание исходных данных и условий задачи. На этом этапе условия задачи, записанные в форме различных словесных описаний, необходимо выразить на формальном языке математики. Обычно математическая модель — это набор уравнений, неравенств и ограничений, приближенно описывающих задачу. При построении математической модели отбрасываются некоторые свойства реальной задачи, мало влияющие на решение.
В этом разделе могут быть описаны основные приемы программирования и типы данных, используемые при решении аналогичных задач. Далее выбирается и обосновывается метод решения задачи. Описываются ограничения, накладываемые на исходные данные, необходимая разрядность и точность представления результатов решения. Указываются возможные пределы изменения входных параметров задачи.
Описание алгоритма решения задачи
Графическим способом
В этом разделе приводится схема алгоритма, состоящая из укрупненных модулей. Дается пояснение назначения и состава каждого модуля. Обобщенный алгоритм обычно использует обозначения и термины исходной задачи.
|
|
На следующем этапе каждый модуль детализируется. Выделяются укрупненные блоки, реализуемые по вспомогательным алгоритмам. Тот же подход применяется при разработке вспомогательных алгоритмов.