Швартовка и отчаливание

 

   Швартовка, несмотря на кажущуюся простоту, один из сло­жных разделов техники сплава, требующий тщательного освоения и отработки. Неумение зачалить плот приводит не только к ку­панию чальщиков и травмам, но может явиться и причиной катастрофы.

   На каждом плоту имеются два причальных конца и два чальщика – носовой и кормовой. Швартовка производится, как правило, с кормы. Передняя чалка используется в аварийных ситуациях и на стоянках.

   На участках рек с большим падением легко пристать в во­дяной тени за камнем или береговым выступом, у берега со стоя­чей водой или обратным течением. При скорости воды меньше 2 км/ч плот нетрудно удержать и зачалить одному человеку. Но чем больше скорость воды, тем труднее и не всегда возможно остановиться у берега. Хотя опытная команда может задержать плот почти в любом месте.

   Перед отплытием капитан плота должен объяснить каждому матросу его действия при экстренном зачаливании. Если экипаж впервые плывет в таком составе, то нужно провести тренировку прямо на берегу.

   Для того чтобы причаливание в любых условиях проходило четко, надо соблюдать несколько простых правил швартовки:

– перед тем, как смотать и уложить веревку на плот, ее следу­ет раскру-тить, чтобы при зачаливании она не запутывалась;

– перед швартовкой чальщик должен так приготовить верев­ку, чтобы, натянувшись с берега, она не легла поверх греби и не зацепила за что-нибудь на плоту. Неправильно сложенная верев­ка может помешать управлению плота во время швартовки, заце­питься за что-нибудь, ударить спружинившей тетивой одного из гребцов;

– при зачаливании гребцы подбивают корму к берегу, а нос от берега, пока плот не остановится. Когда зачаливание производит­ся носовой чалкой (например, на обратном течении), нос подтяги­вают к берегу, а корму отводят от берега. При таком маневре плот становится под острым углом к направлению течения, кото­рое прижимает судно к берегу, в результате чего плот подторма­живает и причаливает. Если при причаливании нос упрется в берег, то струя отведет корму на течение и удержать плот, поставленный поперек быст­рого потока, будет крайне трудно;

– чальщик сходит с плота только лицом вперед по направлению к тече-нию у берега;

– чальщик, готовясь к швартовке, становится лицом вниз по течению и держит веревку перед собой таким образом, чтобы при сходе на берег натянутый конец оказался впереди него (ниже по течению). Иначе натянутая веревка может опрокинуть или при­жать чальщика к береговым выступам или дереву, так как плот некоторое время еще продолжает двигаться;

– чальщик не должен прыгать с плота в воду. Нуж­но спокойно и быстро сойти на берег. Всякая суета и прыжки в воду обычно приводят к срыву надежного причаливания;

– веревку обматывают вокруг причального предмета один раз и переги-бают через основной конец. Затем после остановки плота накладывают еще одно кольцо и завязывают узел. На быстром течении для гашения силы рывка следует стравливать часть чалочной веревки;

– добираться до берега с причальным концом вплавь или выбрасывать его на берег для приема страхующими можно толь­ко в крайнем случае, когда другого выхода нет и плот проходит мимо последней точки причаливания.

   Для причаливания плота прежде всего надо выбрать ровный невысокий берег с деревом или удобным камнем недалеко от во­ды или низкий берег, на который плот можно вытащить. На берегу не должно быть зарослей из кустов, мешающих причали­ванию, затопленных деревьев и острых камней, которые повре­дят надувные емкости. Приблизившись к берегу, за 10–15 м до остановки, капитан командует: «Чалку!». Основной чальщик до­стает уложенную веревку и встает лицом вперед на причальном борту у задней подгребицы. Чем больше скорость течения, тем больше веревки готовится для причаливания. Эта веревка распу­скается, пока чальщик закрепит конец на берегу. Когда расстоя­ние до берега не больше, чем 0,5 м, или когда корма плота касается дна, чальщик сходит на землю и устремляется вперед к зара­нее намеченной причальной опоре. Вслед за чальщиком на берег выскакивают по очереди кормовой и носовой гребцы и удержи­вают плот за веревку, если это необходимо, пока чальщик привя­зывает ее на берегу. На быстром течении плот должен держать весь экипаж, кроме одного носового гребца, работающего гребью от берега.

   Иногда на быстрине применяют более сложный, но надежный способ причаливания – швартовку «тыром» или с разворотом, при котором носовая часть плота утыкается в берег и водный поток разворачивает плот вокруг носа. В это время носовой чальщик крепит чалку на берегу. Действия экипажа такие же, как во время обычной швартовки.

   При швартовке легкого плота к низкому берегу эффективен способ причаливания «рывком». Под­ходя к берегу, весь экипаж смещается на противоположный борт. Следует сильный гребок кормовой греби на прибрежные камни. После чего два-три члена экипажа, спрыгнувшие с кормы и ух­ватившиеся за борт, рывком падают на спину, закидывая на себя плот.

   Если глубина небольшая, можно притормозить плот, прича­ливая на быстротоке с помощью ваги, которая опускается под плот на корме перед одной из поперечин рамы.

   Вага – универсальный инструмент плотовика. К лесистому берегу можно причаливать на быстрой воде, используя короткую чалку, заканчивающуюся вагой. Узел на ваге крепится в 20–30 см от одного из ее концов. Во время швартовки плотовик, дер­жа вагу за длинный конец, выскакивает на берег и упирает жердь в любое дерево, выступ или камень, пользуясь ею, как рычагом.

   Опасно и ненадежно использовать для остановки плота де­ревянную или металлическую кошку-якорь, забрасываемую на сучки береговых деревьев. Опасность заключается в том, что плохо зацепившийся якорь возвращается на плот бумерангом. Капроновые веревки, применяемые на сплаве, при больших усилиях ведут себя как натянутая резина.

   Причалив на струе, надо вытащить плот на берег. Плот с небольшим запасом плавучести, зачаленный длинной веревкой, может притапливаться с кормы.

   Хотя отчаливание, по сравнению со швартовкой, обычно про­ще, тем не менее это тоже ответственный момент плотовой тех­ники. Во время подготовки команды к отплытию капитан осматривает состояние плота: подгребиц, гребей, надувных ем­костей, проверяет крепление груза, запас-ных гребей и ваг. На палубе не должно быть незакрепленных предметов: все надо привязать с расчетом на мощь воды.

   В момент отчаливания члены экипажа за веревку или раму удерживают плот. Капитан и носовой гребец выдвигают греби. Чальщик сматывает и упаковывает веревку, после чего все пры­гают на плот и встают на свои места. Удобно отчаливать, когда плот находится на мели или частично вытащен на берег. Можно спокойно раскрутить и смотать чалку. А столкнуть плот с мелко­го места нетрудно. Следует избегать большой траты сил при отчаливании перед прохождением сложных и ответственных участков. Перед порогами необходимо успеть без напряжения догрести до точки входа в порог. Если с места остановки плота невозмож­но без большой траты сил подойти к препятствию в запланиро­ванной точке, надо оттащить плот вверх по течению на нужное расстояние и только после отдыха пускаться в путь.

   Иногда при отчаливании на глубоком и быстром течении от неудобного (например, высокого) берега плот зачаливают еще одной дополнительной веревкой. После сматывания и укладки основных чалок экипаж занимает свои места, чальщик одним рывком развязывает узел вспомогательного причального конца, и плот отходит, оставляя веревку на берегу.

 

СТРАХОВКА

 

   Чем сложнее порог, тем строже экзаменует он водников. Готовясь к прохождению сложных препятствий, необходимо принять меры для ликвидации последствий возможной ава­рии с помощью страховки.

   Под страховкой понимаются технические навыки, заранее подготовленные действия и необходимое снаряжение, обеспечи­вающие безопасность туристов в аварийных ситуациях.

   Страховка должна быть многократной и «глухой», то есть гарантирующей полную надежность оказания помощи нуждаю­щимся в ней водникам еще до начала следующего опасного пре­пятствия. Если же степень риска при прохождении сложного уча­стка выше надежности отработанных группой приемов страхов­ки, следует отказаться от прохождения и сделать разумный обнос.

   Устраняя последствия аварии, после которой плот и экипаж плывут отдельно, в первую очередь спасают людей, затем плот и только потом предметы снаряжения, оказавшиеся в воде.

    Страховку подразделяют по назначению, видам и способам осуществления.

   Назначение: оказание помощи команде плота в причаливании к берегу или в выходе аварийного экипажа на берег. Страховка заключается в по­даче терпящим бедствие конца спасательной веревки или в принятии их на спасательное судно.

   Виды страховки: самостраховка, взаимостраховка, страхов­ка с берега и страховка с воды.

   Суть самостраховки заключается в том, что турист, будь то на воде или земле, сам должен обезопасить себя во время по­хода, исходя из своего опыта, технической, тактической и физи­ческой подготовки, наличия снаряжения, соблюдения дисциплины, умения предвидеть ситуации в многодневном сплаве.

   Самостраховка на плоту обеспечивается специальными приспособле-ниями, заложенными в конструкции плота. Это фальш­борта, стремена и стойки. К фальшбортам относятся леера и пон­тоны, закрепленные по бортам судна. Понтоны должны быть хорошо надуты. Поверх них проходит страховочная веревка, за которую можно при необходимости цепляться руками. Леера могут быть мягкими (основная веревка, туго натянутая вдоль бортов на высоте 50–70 см) и жесткими (жердь или трубка на металлическом плоту).

   На деревянных плотах, глубоко и далеко ныряющих в поро­ге, на надувных плотах при преодолении серьезных препятствий необходимо пользоваться леерами. Не рекомендуется устанав­ливать страховочные треноги, стойки или козлы посредине палубы, которая должна быть свободна от всяких нагромождений. При прохождении относительно простых рек IV–V к. с. на кар­касных плотах для самостраховки лучше использовать стремена. Близость леерной веревки расслабляет плотогонов, и в пороге гребцы вцепляются в нее раньше времени, прекращая работать гребью.

Ножное стремя – страховочная петля на палубе судна (рис. 32). Его делают в виде щели между натянутой и привязан­ной к раме плота веревкой и настилом. Длина стремени – 20–25 см. Устанавливается так, чтобы нога свободно входила в него до середины подъема ступни и оставалось место для захвата руки, когда по плоту прокатывается волна. Во время работы на плоту гребец постоянно приподнимает носок ботинка, чтобы ощутить стремя. Через день-два это получается автоматически, и плотовик не отвлекается. Каждый гребец привязывает для себя это стремя сам, учитывая, что одна нога в нем стоит всегда на месте, вторая - постоянно переступает, меняя ширину опоры.

 

 

Рис. 32. Ножное и ручное стремена для самостраховки на плоту

 

  Для тех, кто не стоит за гребью, привязывают ручные стреме­на. Пасса-жир стоит на палубе и держится за петлю вытянутой рукой. При входе плота в вал он приседает, упираясь ногами в настил, и держится за веревку двумя руками. Присе­дать в воде необходимо для того, чтобы уменьшить площадь, на которую действует вал, а следовательно, и силу, отрывающую водника от плота. Для большей надежности используют комби­нацию из лееров и стремян.                                                                       

    На случай «схода» участника в воду на плоту должен быть плавучий спасательный круг. Его заполняют на 0,2–0,25 объема водой (для удобства заброски) и прикрепляют к бухте репшнура дли­ной 10–15 м. Уложенный кольцами шнур вместе с кругом в трех местах соединяют с настилом тесьмой. Узлы этого крепления должны развязываться одним рывком.

   Самостраховка при попадании в воду обеспечивается техни­ческой и физической подготовкой плотовика, его экипировкой, удерживающей на плаву и предохраняющей от травм.

   Суть взаимосамостраховки заключается в том, что все плотовики, находясь вместе на одном судне и пользуясь средствами страхов­ки в зависимости от обстановки, приходят на помощь своим то­варищам, попавшим в критическую ситуацию или получившим травму.

   Препятствия на реке бывают разные: простые, сложные и определяю-щие для данного маршрута. Причем для каждой группы сложность пре-пятствия определяется ее технической под­готовленностью, опытом и «схоженностью», которая подразумева­ет не только индивидуальный, но и коллективный опыт.

   В начале маршрута, когда участники восстанавливают опыт и навыки после перерыва, целесообразно перед всеми препятст­виями осуществлять разведку и страховку, особенно в сборных группах. Если препятствие простое и страховку не ставят, всегда надо быть готовым к случайным ошибкам, чтобы предотвратить последствия. Поэтому плот оборудуют приспособлением для са­мостраховки, позволяющим самостоятельно пристать к берегу в случае аварии.

   Страховка с воды – самая надежная в путешествии на пло­тах. Она позволяет оказать помощь как потерявшему управле­ние плоту, так и оказавшимся вне судна плотовикам. Страховку с воды можно осуществить с помощью плота, ре­зиновой лодки и катамарана.

   Страховка одним из плотов – малоэффективный, но самый простой способ помощи. Она возможна при прохождении мар­шрута несколькими плотами. Первый плот, ведомый руководите­лем или самым опытным лоцманом, проходит препятствие с бе­реговой страховкой и причаливает так и в таком месте, чтобы можно было быстро выгрести на течение. Часть команды страхо­вочного сплавсредства идет на береговую страховку и съемку прохождения, а 3–4 человека остаются у своего плота. На па­лубе для страховки готовят конец со спасательным кругом, палку с крючком на конце для подтягивания плота, человека или пред­мета, плывущего по воде. На бортах привязывают по два проч­ных шнура, которыми можно будет присоединить неуправляемый страхуемый плот. При аварии спасательный плот отчаливает с таким расчетом, чтобы оказаться как можно ближе к терпящим бедствие, но немного впереди.

    Плывущему человеку с плота протягивают «удочку», подтя­гивают к плоту и вытаскивают на палубу. Неуправляемый плот привязывают к страховочному борт к борту заранее приготовленными шнурами и причаливают к берегу. Не следует пытаться плотом тянуть на буксире другой плот, особенно перевернутый. Такая попытка малоэффективна и осуществима, пожалуй, только с помощью катамарана на спокойном течении.

   Многие группы, собираясь на бурные многоводные реки, планируют организацию страховки с помощью надувной резино­вой лодки. Лодку причальным кон­цом соединяют с берегом, если ей угрожает опасность оказаться в следующем препятствии. На страховке лодка с гребцами ста­новится за порогом у берега или в водной тени и при необходи­мости оказывает помощь. С лодки можно подать береговой при­чальный конец на страхуемый плот или оказать помощь человеку на воде. Возможности резиновой лодки как страховочного судна ограниченны. В большинстве своем плотовики не обладают достаточным опытом и не владеют сложной техникой управления резиновыми лодками на быстром течении и в валах. Поэтому страховка с лодки возможна только на сравнительно спокойной воде. Но когда у группы ничего подходящего нет, это все же лучше, чем безоружная страховка с берега.

   Самый верный и эффективный способ страховки с воды – с помощью двухместного катамарана, обладающего большой пла­вучестью, скоростью в любом направлении, возможностью бук­сировки плота, остойчивостью и устойчивостью на валах. Катама­ран может не только стоять у берега, но и пробиться в конец по­рога и встать там в водной тени за подходящим камнем.

   Катамаран может страховать автономно, а может быть свя­зан с берегом веревкой, которую подает на спасаемое судно. Ес­ли позволяет количественный состав группы, на катамаран са­дятся два гребца и страхующий. В случае необходимости послед­ний может перейти на спасаемый плот. При составе в два челове­ка самый опытный командует спасательными действиями и уп­равляет судном, второй оказывает помощь потерпевшим аварию.

   На изготовление страховочного катамарана уходит 2–4 ч. Две надувные гондолы длиной от 2,5 до 3,5 м и диаметром от 40 до 60 см имеют подъемную силу от 500 кг и выше, что доста­точно для принятия всего экипажа, потерпевшего аварию. Воздушные бал­лоны крепят к каркасу из жердей диаметром 3–5 см. Остов ка­тамарана связывают капроновым фалом, проволочной скруткой или киперной лентой. Чтобы рама была жесткой и не разболталась, все вязки из хлопчатобумажной тесьмы перед применением смачивают.

               В качестве весел используют половины дюралевых байдароч­ных весел или металлические заготовки. Чтобы не потерять весла при страховочных работах, их рукоятки привязывают полутораметровым куском тесьмы к катамарану. Для удобства управления катамаран можно оборудовать упорами или стременами для ног. На быстром течении катамаран с эки­пажем в два человека можно вывести на струю, используя его в качестве «кораблика».

   Иногда страховочное судно соединяют с берега двумя веревками. На однойего выводят в любое нужное место после порога. Вторую веревку расположенную под углом 30–40° вниз по течению, прикрепляют на берегу. Она служит направляющей основой для индивидуальных страховочных репшнуров, которые соединяют с веревкой скользящими карабинами и укладывают на катамаране, приготовив для броска. Потерпевший принимает от страхующих брошенный репшнур, пристегивается грудной обвязкой и маятни­ком сходит по страховочному концу на берег.

   Страховочный катамаран, изготовленный в верховьях или перед первым сложным препятствием, после каждого порога разбирают. Каркас его устанавливают на палубе одного из пло­тов, а понтоны спускают или привязывают по бортам. При отсут­ствии лишних емкостей во время постройки плотов сооружают два катамарана и устанавливают их снизу под каждым пло­том. По мере надобности их отвязывают и достают из-под пло­тов. Некоторые конструкции плотов не приспособлены для этого. Поэтому каркас страховочного катамарана транспортируют на плоту, а понтоны достают из-под него во время организации страховки.

   Суть береговой страховки заключается в том, чтобы оказать помощь с берега потерявшему управление плоту, не справивше­муся экипажу или человеку, оказавшемуся в водном потоке.

   На страховку выставляют несколько членов экипажа, если вся группа идет на одном плоту. При наличии нескольких судов их команды поочередно страхуют друг друга. На ключевом уча­стке береговой страховки нужно поставить умелого плотовика, опыт которого гарантирует принятие правильных решений, бы­строту и четкость действий в критических ситуациях.

   Страховку устанавливают в местах, где струя подходит к бе­регу. Страхующий на берегу должен быть экипирован полностью как при прохождении порогов на плоту, так как во время стра­ховки он может оказаться в воде.

   Среди способов береговой страховки самый простой – «удоч­кой». Она эффективна на узких местах или там, где струя прохо­дит у самого берега. Для этого используют легкую жердь пли палку длиной 2,5–3,5 м с сучком-крючком на конце, подаваемую с берега плывущему в воде. Этим же крючком можно зацеплять плывущие предметы или обессилевшего туриста.

   Когда «удочкой» воспользоваться невозможно, страховочный конец бросают с берега с помощью плавучего спасательного кру­га, кольца или палки.

   Применение спасательного надувного круга целесообразно для страховки оказавшихся в воде туристов на расстоянии от берега (от плота) до 15 м. Круг привязывают вспомогательной веревкой, которую предварительно раскручивают и аккуратно ук­ладывают на берегу бухтой диаметром 50–70 см снаружи внутрь, чтобы веревка не запуталась при броске. Надувные резиновые круги, используемые водниками, обладают малой массой и инер­ционностью. Поэтому для увеличения дальности заброски 0,2–0,3 объема круга заполняют водой или вокруг круга наматывают и фиксируют тесьмой 4–5 витков веревки.

   Чтобы страхующая веревка меньше сдерживала полет спа­сательного круга, перед броском в одну руку берут круг, в дру­гую – 3–5 витков веревки, отпускаемых с броском круга.

   Спасательный круг бросают в сторону плывущего. Точность броска при соответствующей тренировке достигает около 1 м. Пловец цепляется за круг или веревку и его маятником прибивает к берегу. Иногда привязывают поперек круга палку диаметром 35–40 мм и длиной до 80 см. С ее помощью легче забрасывать круг и удобнее закреплять на плоту конец, брошенный с берега. Получив с берега палку на веревке, экипаж, удерживая веревку и упершись ногами в настил, старается затормозить движение плота, давая возможность поймавшему веревку закрепить ее на плоту. Страховочную веревку обматывают вокруг выступающей части плота (подгребицы, стойки). Палку используют как рычаг. Ее конец, где крепится веревка, упирают в раму плота. Поток прибивает заякоренный плот к берегу. Во время этих маневров надо быть начеку и не забывать, что капроновые веревки могут спружинить, сорвавшаяся палка – «выстрелить» и травмировать кого-либо из членов экипажа.    

   При использовании пенопластового страховочного круга бросаемую веревку одним концом удерживают или закрепляют на берегу (пло­ту), а другим наматывают в желоб спасательного пенопластового круга, который бросают пострадавшему (рис. 33). На конце ве­ревки, пропущенной внутри круга, закрепляют карабин с защел­кой. Чтобы карабин не запутывал веревку при броске, его закрепляют внутри кольца с помощью суровой нитки или лески, которые легко можно оборвать. На этом же конце между про­стыми узлами веревки вставляют дюралевую пластину толщи­ной около 5 мм, по размерам не проходящую сквозь карабин. Чтобы не нарушить центровку вращающегося при броске кольца, ее устанавливают, как и карабин, в центре круга. Навивку ве­ревки на кольцо делают правой или левой в зависимости от то­го, какой рукой бросают. Чтобы кольцо не зарывалось в воде, все его кромки стачивают в виде фасок.

 

                                

     Рис. 33. Пенопластовый страховочный круг

 

   Кольцо бросают, как диск, с подкруткой. Закручивание не должно быть сильным, иначе петли страховочной веревки ослаб­нут и выскочат из желоба. Веревка или кольцо должны оказать­ся чуть ниже по течению перед пострадавшим. После тренировки можно довольно точно бросать спасательный круг на 15–20 м.

   Для страховки выбирают место, свободное от камней, ко­ряг и других выступов, за которые может зацепиться веревка при приближении к берегу. Длина выбрасываемой веревки дол­жна быть такой, чтобы страхуемый не исчез из поля зрения стра­хующих (например, за выступом берега или за камнем). Стра­хующий следит за причаливанием, стравливая или выбирая сла­бину веревки. Задача страхуемых в том, чтобы к брошенной веревке прицепиться карабином своей грудной обвязки или прицепить к карабину страховочного кольца чалочную петлю средства сплава, а самим, держась за кольцо или веревку, прибиваться маятником к берегу.

   Если обессиленный или травмированный человек не реаги­рует на помощь с берега, применяют способ страховки «на жив­ца». Этот способ используют на сравнительно спокойных чистых участках для перехвата плывущего на расстоянии до 10 м от бе­рега человека или подачи причального конца плоту при невоз­можности самостоятельного зачаливания.

   Для страховки выбирают место, где струя подходит к высо­кому берегу, чтобы страхующий мог прыгнуть как можно даль­ше. «Живец» в спасательном комплекте прицепляется к берего­вой страховочной веревке своей грудной обвязкой с бока, ближ­него к берегу, если встать лицом вниз по течению.

   При необходимости «живец» бросается в воду и плывет к спасаемому или плоту. Второй береговой страхующий следит за тем, чтобы веревка не спускалась в воду, и при надобности выт­равливает ее. «Живец», достигнув цели, хватает страхуемого и прибивается с ним маятником к берегу.

   Один из эффективных способов береговой страховки – стра­ховка «корабликом». «Кораблик» – это водяной плавучий змей в виде катамарана, с помощью которого можно завести веревку на расстояние до 25 м от берега для подачи страховочного конца плывущему по реке человеку, снятия пострадавшего и суд­на с камня, принудительного причаливания плота, передачи ве­ревки на другой берег. Страхующим элементом является не сам «кораблик», а веревка, соединяющая его с берегом. Ее закрепля­ют на берегу и руками регулируют высоту над водой, в зависимо­сти от того, что или кого надо страховать: плот или человека. Если страхуют плот и человека, применяют основную веревку, если только человека - вспомогательную.

   При прохождении под страхующей веревкой плота, плыву­щего в любом положении, на ней защелкивают чалочный кара­бин. В случае низкого нависания поводка «кораблика» над водой один из носовых гребцов поднимает веревку над подгребицей и грузом на палубе. Задние гребцы, пристегнув карабином чалку, поднимают нависшую веревку над своей подгребицей. Плывущий в воде человек соединяет грудную обвязку с веревкой и маятни­ком прибивается к берегу.

  Поплавки «кораблика» можно изготовить из надувных гондол, дерева или других материалов с малым удельным весом (рис. 34).

Рис. 34. Страховочный «кораблик» Злобина

 

   На рис. 35 показано устройство «кораблика» с использо­ванием надувных гондол. Парус при недостатке материала за­меняют куском бревна, привязав его к воздушной емкости снизу. Вместо специальных понтонов можно использовать подруч­ный материал (рис. 36).

Для запуска «кораблика» выбирают участок реки с относи­тельно ровным течением, без водяных теней и обратных струй. Высота волн или валов не должна превышать одной трети его длины, иначе «кораблик» не запустить или он перевернется на струе. Чем быстрее течение у берега, тем легче и быстрее запу­скается «кораблик». Для запуска скорость течения должна быть больше 0,5 м/с. Оптимальный угол между плоскостью паруса и направлением потока, в зависимости от скорости течения, сос­тавляет от 15 до 30° (чем выше скорость, тем меньше угол) и достигается подбором отношения плеч L 1 и L 2 поводка (рис. 35).

 

 

       

 

Рис. 35. Страховочный «кораблик» на надувных элементах

 

   Для помощи в причаливании плота на быстром течении стра­хующая команда ожидает его в намеченном месте и помогает экипажу во время швартовки.

   На быстром течении не рекомендуется бросать чалку с пло­та на берег или наоборот. Этот способ страховки ненадежен, ча­сто приводит к неудачам и травмам.

   В местах, где трудно или невозможно причалить к нужному берегу, а также в случае аварии плота необходимо пользоваться принудительной чалкой. Существует несколько ее способов: паромный, обрывной, «корабликом», навеской, «удочкой», петлей и веревкой с плавучестью или кругом на конце.

 

 

 

Рис. 36. Деревянный страховочный кораблик

 

 

Рис. 37. Принудительное причаливание паромного типа

 

   Суть паромного способа (рис. 37) заключается в том, что плот, идущий по струе в нормальном или перевернутом положе­нии, зацепляется во время движения за страховочную веревку плотовой чалкой длиной 3–5 м со специальным карабином на конце. Веревка натянута надводой под углом 30–40° относительно течения. Пристегнувшийся к ней причальным карабином плот силой течения, иногда с помощью гребцов, подходит к намеченному месту причаливания. Для этогостраховочную ве­ревку натягивают над рекой на высоте около 1,5 м так, чтобы до нее можно было дотянуться как с плывущего, так и с перевернутого плота. Чалку с карабинным приспособлением на конце укладывают по бортам и привязывают так, чтобы ее можно было достать и на перевернутом плоту. При прохождении плота под страхующей веревкой чальщик накладывает на нее рукоятку с карабином (рис. 38). Рукоятка скользит по веревке, захваты­ваемой усиком причального карабина. Чальщик отпускает карабин, и вся команда готовится к рывку плота в момент полного натяжения чалки. Плот, соединенный через чалку и скользящий карабин с натянутой веревкой, под действием давления воды сносится к берегу. После остановочного рывка экипаж помогает гребями подтянуть судно к берегу. Этот спо­соб принудительного причаливания можно использовать

 

и для страховки оказавшихся за бортом членов экипажа.

       

Рис. 38. Карабинные приспособления для зачаливания плотов

 

   При ограни­ченном количестве основной веревки и наличии 15–30-метрово­го участка без сливов и камней можно применить способ при­нудительной чалки с обрывом страховочной чальной веревки, натянутой над рекой (рис. 39). Для натягивания стра­ховочной веревки необходимо по одному человеку на обоих берегах. Сначала на противоположный от места страховки берег перебрасывают камень с леской. С ее помощью перетя­гивают репшнур и привязанную к нему основную веревку. Кон­цы репшнура и страховочной веревки связывают двойной или тройной суровой ниткой. Прочность такой связи на разрыв должна быть 30–50 кг. На конце веревки, висящей над водой, между двумя простыми узлами находится дюралюминиевая квадратная остановочная пластина толщиной 5 мм. Ее размеры устанавливают такими, чтобы она не проскакивала сквозь карабин. Вместо пластины можно привязать палку диаметром 50–60 мм. Чтобы при обрыве страховочной веревки ее конец веревки не тонул, его снабжают поплавком из пенопласта. Веревку натягивают над водой на высоте 1,5 м, чтобы до нее можно было дотянуться как с плывущего плота, так и с перевернутого. На борту страхуемого плота крепят короткую аварийную чалку длиной 3–5 м с крюком-карабином на конце. Такую чалку лег­ко достать и с перевернутого плота.

Рис. 39. Принудительное причаливание с разрывом страховочной веревки:

           1 – береговая чалочная веревка; 2 – фиксатор; 3 – поплавок; 4 – нитка;          

           5 – репшнур; 6 – карабин; 7 – чалочная веревка с плота

 

   На быстром течении к неудобному, допустим, обрывистому берегу можно осуществить принудительное причаливание плота с помощью «удочки» (рис. 40).

 

 

Рис. 40. Береговая страховка «удочкой»

 

Суть способа заключается в том, что на берегу фиксируют толстый конец длинного шеста, нависающего над водой. На конце шеста есть веревочная петля, за которую можно причалить с помощью причального карабина или швартовочного бруска. Если есть возможность для изготов­ления длинной удочки, то в целях обеспечения надежности при­чаливания на жерди делают навеску из веревки для принуди­тельного причаливания. На конце веревки привязывают палку, останавливающую причальный карабин, или веревку делают двойной и оба ее конца закрепляют на берегу. При необходимо­сти один из страхующих может регулировать высоту «удочки» над водой. Чальную береговую веревку привязывают к «удоч­ке» нитками, которые выдерживают тяжесть веревки, но рвутся от натяжения плота. Навеску нельзя обматывать вокруг «удоч­ки», так как при этом «удочка» окажется над палубой и поме­шает работе гребцов или кого-нибудь травмирует. При натяжении чалки плот маятником прибьет к берегу. 

   Иногда используют для принудительного причаливания стра­ховочную навеску из веревки через всю реку (рис. 41). Этот способ приходится применять, если нельзя натянуть веревку го­ризонтально на необходимой высоте над водой. Высоту навески над водой можно регулировать. Один из концов навески закреп­ляют на берегу, к которому необходимо причалить. Второй ко­нец, обмотанный вокруг дерева или камня на противоположном берегу, удерживается стра­хующим, регулирующим необходимую высоту страховочной ве­ревки над водой. После того как чалку плота соединяют швартовочным карабином с навеской, страхующий отпускает свободный конец веревки. Карабин скользит до узла навески или закреп­ленного на свободном конце бруска (остановочной пластины). За счет натяжения страхующей веревки плот маятником прибивает к берегу.

 

 

    Рис. 41. Организация принудительного причаливания страховки с помощью навески

 

   На быстрине, когда плот проходит у самого берега, приме­няют принудительное причаливание с помощью затягивающейся петли (рис.42). На коротком чалочном конце длиной 2–3 м делают свободно затягивающуюся петлю диаметром около 30–40 см. При прохождении плота вблизи от берега страхующие подают ему причальную веревку, на конце которой закреплена за середину прочная палка-брусок диаметром не менее 5 см и длиной 30–40 см. Палку быстро вставляют в петлю, которая за­тягивается и соединяет плот с берегом.

   Если надежность подачи причального конца с берега вызы­вает сомнение, тогда петлю устраивают на берегу, а с плота бросают плотовую чалку с палкой на конце, которую страхующий на берегу вставляет в петлю.

Рис. 42. Принудительное причаливание с помощью затягивающейся петли

 

   Этот способ можно использовать и в тех случаях, когда для причаливания нескольких плотов места недостаточно. Тогда на причаленном и проходящем плотах заготовляют короткие кор­мовые причальные концы, один из которых заканчивается пет­лей, а другой – палкой. С плота, проходящего борт о борт с за­чаленным, швартовочный брусок продевают в петлю веревки, закрепленной на остановленном плоту. После остановки второго плота его зачаливают к берегу основной чалкой.

   Во всех случаях принудительного причаливания страховка должна быть рассчитана как на плывущего в воде человека, так и на плот, перевернутый или идущий в нормальном положении.

   Страховочную веревку располагают и закрепляют так, чтобы останав-ливаемое судно или спасаемый человек на конце этой страховки не оказа-лись в следующем препятствии или вне види­мости страхующих.

   Не существует одного универсального способа страховки, поэтому водники вынуждены применять системы страховки, вклю­чающие различные способы в зависимости от характера препятст­вий на конкретном маршруте, уровня воды, ширины реки, строе­ния берегов, количества людей в группе, наличия сплавных и спасательных средств.

   Знание способов страховки еще не гарантирует безопасности турист -

ского сплава. Надежность страховки определяется ее отра­ботанностью. Даже самый эффективный способ не поможет, если группа использует его впервые на сложном участке, не опробо­вав и не освоив на тренировочных занятиях.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: