Швартовка, несмотря на кажущуюся простоту, один из сложных разделов техники сплава, требующий тщательного освоения и отработки. Неумение зачалить плот приводит не только к купанию чальщиков и травмам, но может явиться и причиной катастрофы.
На каждом плоту имеются два причальных конца и два чальщика – носовой и кормовой. Швартовка производится, как правило, с кормы. Передняя чалка используется в аварийных ситуациях и на стоянках.
На участках рек с большим падением легко пристать в водяной тени за камнем или береговым выступом, у берега со стоячей водой или обратным течением. При скорости воды меньше 2 км/ч плот нетрудно удержать и зачалить одному человеку. Но чем больше скорость воды, тем труднее и не всегда возможно остановиться у берега. Хотя опытная команда может задержать плот почти в любом месте.
Перед отплытием капитан плота должен объяснить каждому матросу его действия при экстренном зачаливании. Если экипаж впервые плывет в таком составе, то нужно провести тренировку прямо на берегу.
|
|
Для того чтобы причаливание в любых условиях проходило четко, надо соблюдать несколько простых правил швартовки:
– перед тем, как смотать и уложить веревку на плот, ее следует раскру-тить, чтобы при зачаливании она не запутывалась;
– перед швартовкой чальщик должен так приготовить веревку, чтобы, натянувшись с берега, она не легла поверх греби и не зацепила за что-нибудь на плоту. Неправильно сложенная веревка может помешать управлению плота во время швартовки, зацепиться за что-нибудь, ударить спружинившей тетивой одного из гребцов;
– при зачаливании гребцы подбивают корму к берегу, а нос от берега, пока плот не остановится. Когда зачаливание производится носовой чалкой (например, на обратном течении), нос подтягивают к берегу, а корму отводят от берега. При таком маневре плот становится под острым углом к направлению течения, которое прижимает судно к берегу, в результате чего плот подтормаживает и причаливает. Если при причаливании нос упрется в берег, то струя отведет корму на течение и удержать плот, поставленный поперек быстрого потока, будет крайне трудно;
– чальщик сходит с плота только лицом вперед по направлению к тече-нию у берега;
– чальщик, готовясь к швартовке, становится лицом вниз по течению и держит веревку перед собой таким образом, чтобы при сходе на берег натянутый конец оказался впереди него (ниже по течению). Иначе натянутая веревка может опрокинуть или прижать чальщика к береговым выступам или дереву, так как плот некоторое время еще продолжает двигаться;
– чальщик не должен прыгать с плота в воду. Нужно спокойно и быстро сойти на берег. Всякая суета и прыжки в воду обычно приводят к срыву надежного причаливания;
|
|
– веревку обматывают вокруг причального предмета один раз и переги-бают через основной конец. Затем после остановки плота накладывают еще одно кольцо и завязывают узел. На быстром течении для гашения силы рывка следует стравливать часть чалочной веревки;
– добираться до берега с причальным концом вплавь или выбрасывать его на берег для приема страхующими можно только в крайнем случае, когда другого выхода нет и плот проходит мимо последней точки причаливания.
Для причаливания плота прежде всего надо выбрать ровный невысокий берег с деревом или удобным камнем недалеко от воды или низкий берег, на который плот можно вытащить. На берегу не должно быть зарослей из кустов, мешающих причаливанию, затопленных деревьев и острых камней, которые повредят надувные емкости. Приблизившись к берегу, за 10–15 м до остановки, капитан командует: «Чалку!». Основной чальщик достает уложенную веревку и встает лицом вперед на причальном борту у задней подгребицы. Чем больше скорость течения, тем больше веревки готовится для причаливания. Эта веревка распускается, пока чальщик закрепит конец на берегу. Когда расстояние до берега не больше, чем 0,5 м, или когда корма плота касается дна, чальщик сходит на землю и устремляется вперед к заранее намеченной причальной опоре. Вслед за чальщиком на берег выскакивают по очереди кормовой и носовой гребцы и удерживают плот за веревку, если это необходимо, пока чальщик привязывает ее на берегу. На быстром течении плот должен держать весь экипаж, кроме одного носового гребца, работающего гребью от берега.
Иногда на быстрине применяют более сложный, но надежный способ причаливания – швартовку «тыром» или с разворотом, при котором носовая часть плота утыкается в берег и водный поток разворачивает плот вокруг носа. В это время носовой чальщик крепит чалку на берегу. Действия экипажа такие же, как во время обычной швартовки.
При швартовке легкого плота к низкому берегу эффективен способ причаливания «рывком». Подходя к берегу, весь экипаж смещается на противоположный борт. Следует сильный гребок кормовой греби на прибрежные камни. После чего два-три члена экипажа, спрыгнувшие с кормы и ухватившиеся за борт, рывком падают на спину, закидывая на себя плот.
Если глубина небольшая, можно притормозить плот, причаливая на быстротоке с помощью ваги, которая опускается под плот на корме перед одной из поперечин рамы.
Вага – универсальный инструмент плотовика. К лесистому берегу можно причаливать на быстрой воде, используя короткую чалку, заканчивающуюся вагой. Узел на ваге крепится в 20–30 см от одного из ее концов. Во время швартовки плотовик, держа вагу за длинный конец, выскакивает на берег и упирает жердь в любое дерево, выступ или камень, пользуясь ею, как рычагом.
Опасно и ненадежно использовать для остановки плота деревянную или металлическую кошку-якорь, забрасываемую на сучки береговых деревьев. Опасность заключается в том, что плохо зацепившийся якорь возвращается на плот бумерангом. Капроновые веревки, применяемые на сплаве, при больших усилиях ведут себя как натянутая резина.
Причалив на струе, надо вытащить плот на берег. Плот с небольшим запасом плавучести, зачаленный длинной веревкой, может притапливаться с кормы.
Хотя отчаливание, по сравнению со швартовкой, обычно проще, тем не менее это тоже ответственный момент плотовой техники. Во время подготовки команды к отплытию капитан осматривает состояние плота: подгребиц, гребей, надувных емкостей, проверяет крепление груза, запас-ных гребей и ваг. На палубе не должно быть незакрепленных предметов: все надо привязать с расчетом на мощь воды.
|
|
В момент отчаливания члены экипажа за веревку или раму удерживают плот. Капитан и носовой гребец выдвигают греби. Чальщик сматывает и упаковывает веревку, после чего все прыгают на плот и встают на свои места. Удобно отчаливать, когда плот находится на мели или частично вытащен на берег. Можно спокойно раскрутить и смотать чалку. А столкнуть плот с мелкого места нетрудно. Следует избегать большой траты сил при отчаливании перед прохождением сложных и ответственных участков. Перед порогами необходимо успеть без напряжения догрести до точки входа в порог. Если с места остановки плота невозможно без большой траты сил подойти к препятствию в запланированной точке, надо оттащить плот вверх по течению на нужное расстояние и только после отдыха пускаться в путь.
Иногда при отчаливании на глубоком и быстром течении от неудобного (например, высокого) берега плот зачаливают еще одной дополнительной веревкой. После сматывания и укладки основных чалок экипаж занимает свои места, чальщик одним рывком развязывает узел вспомогательного причального конца, и плот отходит, оставляя веревку на берегу.
СТРАХОВКА
Чем сложнее порог, тем строже экзаменует он водников. Готовясь к прохождению сложных препятствий, необходимо принять меры для ликвидации последствий возможной аварии с помощью страховки.
Под страховкой понимаются технические навыки, заранее подготовленные действия и необходимое снаряжение, обеспечивающие безопасность туристов в аварийных ситуациях.
Страховка должна быть многократной и «глухой», то есть гарантирующей полную надежность оказания помощи нуждающимся в ней водникам еще до начала следующего опасного препятствия. Если же степень риска при прохождении сложного участка выше надежности отработанных группой приемов страховки, следует отказаться от прохождения и сделать разумный обнос.
|
|
Устраняя последствия аварии, после которой плот и экипаж плывут отдельно, в первую очередь спасают людей, затем плот и только потом предметы снаряжения, оказавшиеся в воде.
Страховку подразделяют по назначению, видам и способам осуществления.
Назначение: оказание помощи команде плота в причаливании к берегу или в выходе аварийного экипажа на берег. Страховка заключается в подаче терпящим бедствие конца спасательной веревки или в принятии их на спасательное судно.
Виды страховки: самостраховка, взаимостраховка, страховка с берега и страховка с воды.
Суть самостраховки заключается в том, что турист, будь то на воде или земле, сам должен обезопасить себя во время похода, исходя из своего опыта, технической, тактической и физической подготовки, наличия снаряжения, соблюдения дисциплины, умения предвидеть ситуации в многодневном сплаве.
Самостраховка на плоту обеспечивается специальными приспособле-ниями, заложенными в конструкции плота. Это фальшборта, стремена и стойки. К фальшбортам относятся леера и понтоны, закрепленные по бортам судна. Понтоны должны быть хорошо надуты. Поверх них проходит страховочная веревка, за которую можно при необходимости цепляться руками. Леера могут быть мягкими (основная веревка, туго натянутая вдоль бортов на высоте 50–70 см) и жесткими (жердь или трубка на металлическом плоту).
На деревянных плотах, глубоко и далеко ныряющих в пороге, на надувных плотах при преодолении серьезных препятствий необходимо пользоваться леерами. Не рекомендуется устанавливать страховочные треноги, стойки или козлы посредине палубы, которая должна быть свободна от всяких нагромождений. При прохождении относительно простых рек IV–V к. с. на каркасных плотах для самостраховки лучше использовать стремена. Близость леерной веревки расслабляет плотогонов, и в пороге гребцы вцепляются в нее раньше времени, прекращая работать гребью.
Ножное стремя – страховочная петля на палубе судна (рис. 32). Его делают в виде щели между натянутой и привязанной к раме плота веревкой и настилом. Длина стремени – 20–25 см. Устанавливается так, чтобы нога свободно входила в него до середины подъема ступни и оставалось место для захвата руки, когда по плоту прокатывается волна. Во время работы на плоту гребец постоянно приподнимает носок ботинка, чтобы ощутить стремя. Через день-два это получается автоматически, и плотовик не отвлекается. Каждый гребец привязывает для себя это стремя сам, учитывая, что одна нога в нем стоит всегда на месте, вторая - постоянно переступает, меняя ширину опоры.
Рис. 32. Ножное и ручное стремена для самостраховки на плоту
Для тех, кто не стоит за гребью, привязывают ручные стремена. Пасса-жир стоит на палубе и держится за петлю вытянутой рукой. При входе плота в вал он приседает, упираясь ногами в настил, и держится за веревку двумя руками. Приседать в воде необходимо для того, чтобы уменьшить площадь, на которую действует вал, а следовательно, и силу, отрывающую водника от плота. Для большей надежности используют комбинацию из лееров и стремян.
На случай «схода» участника в воду на плоту должен быть плавучий спасательный круг. Его заполняют на 0,2–0,25 объема водой (для удобства заброски) и прикрепляют к бухте репшнура длиной 10–15 м. Уложенный кольцами шнур вместе с кругом в трех местах соединяют с настилом тесьмой. Узлы этого крепления должны развязываться одним рывком.
Самостраховка при попадании в воду обеспечивается технической и физической подготовкой плотовика, его экипировкой, удерживающей на плаву и предохраняющей от травм.
Суть взаимосамостраховки заключается в том, что все плотовики, находясь вместе на одном судне и пользуясь средствами страховки в зависимости от обстановки, приходят на помощь своим товарищам, попавшим в критическую ситуацию или получившим травму.
Препятствия на реке бывают разные: простые, сложные и определяю-щие для данного маршрута. Причем для каждой группы сложность пре-пятствия определяется ее технической подготовленностью, опытом и «схоженностью», которая подразумевает не только индивидуальный, но и коллективный опыт.
В начале маршрута, когда участники восстанавливают опыт и навыки после перерыва, целесообразно перед всеми препятствиями осуществлять разведку и страховку, особенно в сборных группах. Если препятствие простое и страховку не ставят, всегда надо быть готовым к случайным ошибкам, чтобы предотвратить последствия. Поэтому плот оборудуют приспособлением для самостраховки, позволяющим самостоятельно пристать к берегу в случае аварии.
Страховка с воды – самая надежная в путешествии на плотах. Она позволяет оказать помощь как потерявшему управление плоту, так и оказавшимся вне судна плотовикам. Страховку с воды можно осуществить с помощью плота, резиновой лодки и катамарана.
Страховка одним из плотов – малоэффективный, но самый простой способ помощи. Она возможна при прохождении маршрута несколькими плотами. Первый плот, ведомый руководителем или самым опытным лоцманом, проходит препятствие с береговой страховкой и причаливает так и в таком месте, чтобы можно было быстро выгрести на течение. Часть команды страховочного сплавсредства идет на береговую страховку и съемку прохождения, а 3–4 человека остаются у своего плота. На палубе для страховки готовят конец со спасательным кругом, палку с крючком на конце для подтягивания плота, человека или предмета, плывущего по воде. На бортах привязывают по два прочных шнура, которыми можно будет присоединить неуправляемый страхуемый плот. При аварии спасательный плот отчаливает с таким расчетом, чтобы оказаться как можно ближе к терпящим бедствие, но немного впереди.
Плывущему человеку с плота протягивают «удочку», подтягивают к плоту и вытаскивают на палубу. Неуправляемый плот привязывают к страховочному борт к борту заранее приготовленными шнурами и причаливают к берегу. Не следует пытаться плотом тянуть на буксире другой плот, особенно перевернутый. Такая попытка малоэффективна и осуществима, пожалуй, только с помощью катамарана на спокойном течении.
Многие группы, собираясь на бурные многоводные реки, планируют организацию страховки с помощью надувной резиновой лодки. Лодку причальным концом соединяют с берегом, если ей угрожает опасность оказаться в следующем препятствии. На страховке лодка с гребцами становится за порогом у берега или в водной тени и при необходимости оказывает помощь. С лодки можно подать береговой причальный конец на страхуемый плот или оказать помощь человеку на воде. Возможности резиновой лодки как страховочного судна ограниченны. В большинстве своем плотовики не обладают достаточным опытом и не владеют сложной техникой управления резиновыми лодками на быстром течении и в валах. Поэтому страховка с лодки возможна только на сравнительно спокойной воде. Но когда у группы ничего подходящего нет, это все же лучше, чем безоружная страховка с берега.
Самый верный и эффективный способ страховки с воды – с помощью двухместного катамарана, обладающего большой плавучестью, скоростью в любом направлении, возможностью буксировки плота, остойчивостью и устойчивостью на валах. Катамаран может не только стоять у берега, но и пробиться в конец порога и встать там в водной тени за подходящим камнем.
Катамаран может страховать автономно, а может быть связан с берегом веревкой, которую подает на спасаемое судно. Если позволяет количественный состав группы, на катамаран садятся два гребца и страхующий. В случае необходимости последний может перейти на спасаемый плот. При составе в два человека самый опытный командует спасательными действиями и управляет судном, второй оказывает помощь потерпевшим аварию.
На изготовление страховочного катамарана уходит 2–4 ч. Две надувные гондолы длиной от 2,5 до 3,5 м и диаметром от 40 до 60 см имеют подъемную силу от 500 кг и выше, что достаточно для принятия всего экипажа, потерпевшего аварию. Воздушные баллоны крепят к каркасу из жердей диаметром 3–5 см. Остов катамарана связывают капроновым фалом, проволочной скруткой или киперной лентой. Чтобы рама была жесткой и не разболталась, все вязки из хлопчатобумажной тесьмы перед применением смачивают.
В качестве весел используют половины дюралевых байдарочных весел или металлические заготовки. Чтобы не потерять весла при страховочных работах, их рукоятки привязывают полутораметровым куском тесьмы к катамарану. Для удобства управления катамаран можно оборудовать упорами или стременами для ног. На быстром течении катамаран с экипажем в два человека можно вывести на струю, используя его в качестве «кораблика».
Иногда страховочное судно соединяют с берега двумя веревками. На однойего выводят в любое нужное место после порога. Вторую веревку расположенную под углом 30–40° вниз по течению, прикрепляют на берегу. Она служит направляющей основой для индивидуальных страховочных репшнуров, которые соединяют с веревкой скользящими карабинами и укладывают на катамаране, приготовив для броска. Потерпевший принимает от страхующих брошенный репшнур, пристегивается грудной обвязкой и маятником сходит по страховочному концу на берег.
Страховочный катамаран, изготовленный в верховьях или перед первым сложным препятствием, после каждого порога разбирают. Каркас его устанавливают на палубе одного из плотов, а понтоны спускают или привязывают по бортам. При отсутствии лишних емкостей во время постройки плотов сооружают два катамарана и устанавливают их снизу под каждым плотом. По мере надобности их отвязывают и достают из-под плотов. Некоторые конструкции плотов не приспособлены для этого. Поэтому каркас страховочного катамарана транспортируют на плоту, а понтоны достают из-под него во время организации страховки.
Суть береговой страховки заключается в том, чтобы оказать помощь с берега потерявшему управление плоту, не справившемуся экипажу или человеку, оказавшемуся в водном потоке.
На страховку выставляют несколько членов экипажа, если вся группа идет на одном плоту. При наличии нескольких судов их команды поочередно страхуют друг друга. На ключевом участке береговой страховки нужно поставить умелого плотовика, опыт которого гарантирует принятие правильных решений, быстроту и четкость действий в критических ситуациях.
Страховку устанавливают в местах, где струя подходит к берегу. Страхующий на берегу должен быть экипирован полностью как при прохождении порогов на плоту, так как во время страховки он может оказаться в воде.
Среди способов береговой страховки самый простой – «удочкой». Она эффективна на узких местах или там, где струя проходит у самого берега. Для этого используют легкую жердь пли палку длиной 2,5–3,5 м с сучком-крючком на конце, подаваемую с берега плывущему в воде. Этим же крючком можно зацеплять плывущие предметы или обессилевшего туриста.
Когда «удочкой» воспользоваться невозможно, страховочный конец бросают с берега с помощью плавучего спасательного круга, кольца или палки.
Применение спасательного надувного круга целесообразно для страховки оказавшихся в воде туристов на расстоянии от берега (от плота) до 15 м. Круг привязывают вспомогательной веревкой, которую предварительно раскручивают и аккуратно укладывают на берегу бухтой диаметром 50–70 см снаружи внутрь, чтобы веревка не запуталась при броске. Надувные резиновые круги, используемые водниками, обладают малой массой и инерционностью. Поэтому для увеличения дальности заброски 0,2–0,3 объема круга заполняют водой или вокруг круга наматывают и фиксируют тесьмой 4–5 витков веревки.
Чтобы страхующая веревка меньше сдерживала полет спасательного круга, перед броском в одну руку берут круг, в другую – 3–5 витков веревки, отпускаемых с броском круга.
Спасательный круг бросают в сторону плывущего. Точность броска при соответствующей тренировке достигает около 1 м. Пловец цепляется за круг или веревку и его маятником прибивает к берегу. Иногда привязывают поперек круга палку диаметром 35–40 мм и длиной до 80 см. С ее помощью легче забрасывать круг и удобнее закреплять на плоту конец, брошенный с берега. Получив с берега палку на веревке, экипаж, удерживая веревку и упершись ногами в настил, старается затормозить движение плота, давая возможность поймавшему веревку закрепить ее на плоту. Страховочную веревку обматывают вокруг выступающей части плота (подгребицы, стойки). Палку используют как рычаг. Ее конец, где крепится веревка, упирают в раму плота. Поток прибивает заякоренный плот к берегу. Во время этих маневров надо быть начеку и не забывать, что капроновые веревки могут спружинить, сорвавшаяся палка – «выстрелить» и травмировать кого-либо из членов экипажа.
При использовании пенопластового страховочного круга бросаемую веревку одним концом удерживают или закрепляют на берегу (плоту), а другим наматывают в желоб спасательного пенопластового круга, который бросают пострадавшему (рис. 33). На конце веревки, пропущенной внутри круга, закрепляют карабин с защелкой. Чтобы карабин не запутывал веревку при броске, его закрепляют внутри кольца с помощью суровой нитки или лески, которые легко можно оборвать. На этом же конце между простыми узлами веревки вставляют дюралевую пластину толщиной около 5 мм, по размерам не проходящую сквозь карабин. Чтобы не нарушить центровку вращающегося при броске кольца, ее устанавливают, как и карабин, в центре круга. Навивку веревки на кольцо делают правой или левой в зависимости от того, какой рукой бросают. Чтобы кольцо не зарывалось в воде, все его кромки стачивают в виде фасок.
Рис. 33. Пенопластовый страховочный круг
Кольцо бросают, как диск, с подкруткой. Закручивание не должно быть сильным, иначе петли страховочной веревки ослабнут и выскочат из желоба. Веревка или кольцо должны оказаться чуть ниже по течению перед пострадавшим. После тренировки можно довольно точно бросать спасательный круг на 15–20 м.
Для страховки выбирают место, свободное от камней, коряг и других выступов, за которые может зацепиться веревка при приближении к берегу. Длина выбрасываемой веревки должна быть такой, чтобы страхуемый не исчез из поля зрения страхующих (например, за выступом берега или за камнем). Страхующий следит за причаливанием, стравливая или выбирая слабину веревки. Задача страхуемых в том, чтобы к брошенной веревке прицепиться карабином своей грудной обвязки или прицепить к карабину страховочного кольца чалочную петлю средства сплава, а самим, держась за кольцо или веревку, прибиваться маятником к берегу.
Если обессиленный или травмированный человек не реагирует на помощь с берега, применяют способ страховки «на живца». Этот способ используют на сравнительно спокойных чистых участках для перехвата плывущего на расстоянии до 10 м от берега человека или подачи причального конца плоту при невозможности самостоятельного зачаливания.
Для страховки выбирают место, где струя подходит к высокому берегу, чтобы страхующий мог прыгнуть как можно дальше. «Живец» в спасательном комплекте прицепляется к береговой страховочной веревке своей грудной обвязкой с бока, ближнего к берегу, если встать лицом вниз по течению.
При необходимости «живец» бросается в воду и плывет к спасаемому или плоту. Второй береговой страхующий следит за тем, чтобы веревка не спускалась в воду, и при надобности вытравливает ее. «Живец», достигнув цели, хватает страхуемого и прибивается с ним маятником к берегу.
Один из эффективных способов береговой страховки – страховка «корабликом». «Кораблик» – это водяной плавучий змей в виде катамарана, с помощью которого можно завести веревку на расстояние до 25 м от берега для подачи страховочного конца плывущему по реке человеку, снятия пострадавшего и судна с камня, принудительного причаливания плота, передачи веревки на другой берег. Страхующим элементом является не сам «кораблик», а веревка, соединяющая его с берегом. Ее закрепляют на берегу и руками регулируют высоту над водой, в зависимости от того, что или кого надо страховать: плот или человека. Если страхуют плот и человека, применяют основную веревку, если только человека - вспомогательную.
При прохождении под страхующей веревкой плота, плывущего в любом положении, на ней защелкивают чалочный карабин. В случае низкого нависания поводка «кораблика» над водой один из носовых гребцов поднимает веревку над подгребицей и грузом на палубе. Задние гребцы, пристегнув карабином чалку, поднимают нависшую веревку над своей подгребицей. Плывущий в воде человек соединяет грудную обвязку с веревкой и маятником прибивается к берегу.
Поплавки «кораблика» можно изготовить из надувных гондол, дерева или других материалов с малым удельным весом (рис. 34).
Рис. 34. Страховочный «кораблик» Злобина
На рис. 35 показано устройство «кораблика» с использованием надувных гондол. Парус при недостатке материала заменяют куском бревна, привязав его к воздушной емкости снизу. Вместо специальных понтонов можно использовать подручный материал (рис. 36).
Для запуска «кораблика» выбирают участок реки с относительно ровным течением, без водяных теней и обратных струй. Высота волн или валов не должна превышать одной трети его длины, иначе «кораблик» не запустить или он перевернется на струе. Чем быстрее течение у берега, тем легче и быстрее запускается «кораблик». Для запуска скорость течения должна быть больше 0,5 м/с. Оптимальный угол между плоскостью паруса и направлением потока, в зависимости от скорости течения, составляет от 15 до 30° (чем выше скорость, тем меньше угол) и достигается подбором отношения плеч L 1 и L 2 поводка (рис. 35).
Рис. 35. Страховочный «кораблик» на надувных элементах
Для помощи в причаливании плота на быстром течении страхующая команда ожидает его в намеченном месте и помогает экипажу во время швартовки.
На быстром течении не рекомендуется бросать чалку с плота на берег или наоборот. Этот способ страховки ненадежен, часто приводит к неудачам и травмам.
В местах, где трудно или невозможно причалить к нужному берегу, а также в случае аварии плота необходимо пользоваться принудительной чалкой. Существует несколько ее способов: паромный, обрывной, «корабликом», навеской, «удочкой», петлей и веревкой с плавучестью или кругом на конце.
Рис. 36. Деревянный страховочный кораблик
Рис. 37. Принудительное причаливание паромного типа
Суть паромного способа (рис. 37) заключается в том, что плот, идущий по струе в нормальном или перевернутом положении, зацепляется во время движения за страховочную веревку плотовой чалкой длиной 3–5 м со специальным карабином на конце. Веревка натянута надводой под углом 30–40° относительно течения. Пристегнувшийся к ней причальным карабином плот силой течения, иногда с помощью гребцов, подходит к намеченному месту причаливания. Для этогостраховочную веревку натягивают над рекой на высоте около 1,5 м так, чтобы до нее можно было дотянуться как с плывущего, так и с перевернутого плота. Чалку с карабинным приспособлением на конце укладывают по бортам и привязывают так, чтобы ее можно было достать и на перевернутом плоту. При прохождении плота под страхующей веревкой чальщик накладывает на нее рукоятку с карабином (рис. 38). Рукоятка скользит по веревке, захватываемой усиком причального карабина. Чальщик отпускает карабин, и вся команда готовится к рывку плота в момент полного натяжения чалки. Плот, соединенный через чалку и скользящий карабин с натянутой веревкой, под действием давления воды сносится к берегу. После остановочного рывка экипаж помогает гребями подтянуть судно к берегу. Этот способ принудительного причаливания можно использовать
и для страховки оказавшихся за бортом членов экипажа.
Рис. 38. Карабинные приспособления для зачаливания плотов
При ограниченном количестве основной веревки и наличии 15–30-метрового участка без сливов и камней можно применить способ принудительной чалки с обрывом страховочной чальной веревки, натянутой над рекой (рис. 39). Для натягивания страховочной веревки необходимо по одному человеку на обоих берегах. Сначала на противоположный от места страховки берег перебрасывают камень с леской. С ее помощью перетягивают репшнур и привязанную к нему основную веревку. Концы репшнура и страховочной веревки связывают двойной или тройной суровой ниткой. Прочность такой связи на разрыв должна быть 30–50 кг. На конце веревки, висящей над водой, между двумя простыми узлами находится дюралюминиевая квадратная остановочная пластина толщиной 5 мм. Ее размеры устанавливают такими, чтобы она не проскакивала сквозь карабин. Вместо пластины можно привязать палку диаметром 50–60 мм. Чтобы при обрыве страховочной веревки ее конец веревки не тонул, его снабжают поплавком из пенопласта. Веревку натягивают над водой на высоте 1,5 м, чтобы до нее можно было дотянуться как с плывущего плота, так и с перевернутого. На борту страхуемого плота крепят короткую аварийную чалку длиной 3–5 м с крюком-карабином на конце. Такую чалку легко достать и с перевернутого плота.
Рис. 39. Принудительное причаливание с разрывом страховочной веревки:
1 – береговая чалочная веревка; 2 – фиксатор; 3 – поплавок; 4 – нитка;
5 – репшнур; 6 – карабин; 7 – чалочная веревка с плота
На быстром течении к неудобному, допустим, обрывистому берегу можно осуществить принудительное причаливание плота с помощью «удочки» (рис. 40).
Рис. 40. Береговая страховка «удочкой»
Суть способа заключается в том, что на берегу фиксируют толстый конец длинного шеста, нависающего над водой. На конце шеста есть веревочная петля, за которую можно причалить с помощью причального карабина или швартовочного бруска. Если есть возможность для изготовления длинной удочки, то в целях обеспечения надежности причаливания на жерди делают навеску из веревки для принудительного причаливания. На конце веревки привязывают палку, останавливающую причальный карабин, или веревку делают двойной и оба ее конца закрепляют на берегу. При необходимости один из страхующих может регулировать высоту «удочки» над водой. Чальную береговую веревку привязывают к «удочке» нитками, которые выдерживают тяжесть веревки, но рвутся от натяжения плота. Навеску нельзя обматывать вокруг «удочки», так как при этом «удочка» окажется над палубой и помешает работе гребцов или кого-нибудь травмирует. При натяжении чалки плот маятником прибьет к берегу.
Иногда используют для принудительного причаливания страховочную навеску из веревки через всю реку (рис. 41). Этот способ приходится применять, если нельзя натянуть веревку горизонтально на необходимой высоте над водой. Высоту навески над водой можно регулировать. Один из концов навески закрепляют на берегу, к которому необходимо причалить. Второй конец, обмотанный вокруг дерева или камня на противоположном берегу, удерживается страхующим, регулирующим необходимую высоту страховочной веревки над водой. После того как чалку плота соединяют швартовочным карабином с навеской, страхующий отпускает свободный конец веревки. Карабин скользит до узла навески или закрепленного на свободном конце бруска (остановочной пластины). За счет натяжения страхующей веревки плот маятником прибивает к берегу.
Рис. 41. Организация принудительного причаливания страховки с помощью навески
На быстрине, когда плот проходит у самого берега, применяют принудительное причаливание с помощью затягивающейся петли (рис.42). На коротком чалочном конце длиной 2–3 м делают свободно затягивающуюся петлю диаметром около 30–40 см. При прохождении плота вблизи от берега страхующие подают ему причальную веревку, на конце которой закреплена за середину прочная палка-брусок диаметром не менее 5 см и длиной 30–40 см. Палку быстро вставляют в петлю, которая затягивается и соединяет плот с берегом.
Если надежность подачи причального конца с берега вызывает сомнение, тогда петлю устраивают на берегу, а с плота бросают плотовую чалку с палкой на конце, которую страхующий на берегу вставляет в петлю.
Рис. 42. Принудительное причаливание с помощью затягивающейся петли
Этот способ можно использовать и в тех случаях, когда для причаливания нескольких плотов места недостаточно. Тогда на причаленном и проходящем плотах заготовляют короткие кормовые причальные концы, один из которых заканчивается петлей, а другой – палкой. С плота, проходящего борт о борт с зачаленным, швартовочный брусок продевают в петлю веревки, закрепленной на остановленном плоту. После остановки второго плота его зачаливают к берегу основной чалкой.
Во всех случаях принудительного причаливания страховка должна быть рассчитана как на плывущего в воде человека, так и на плот, перевернутый или идущий в нормальном положении.
Страховочную веревку располагают и закрепляют так, чтобы останав-ливаемое судно или спасаемый человек на конце этой страховки не оказа-лись в следующем препятствии или вне видимости страхующих.
Не существует одного универсального способа страховки, поэтому водники вынуждены применять системы страховки, включающие различные способы в зависимости от характера препятствий на конкретном маршруте, уровня воды, ширины реки, строения берегов, количества людей в группе, наличия сплавных и спасательных средств.
Знание способов страховки еще не гарантирует безопасности турист -
ского сплава. Надежность страховки определяется ее отработанностью. Даже самый эффективный способ не поможет, если группа использует его впервые на сложном участке, не опробовав и не освоив на тренировочных занятиях.