Цели:
— расширять представление о роли машин в выполнении трудоемких работ, особенностях их строения;
— воспитывать интерес к технике и уважение к труду взрослых.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.
Что за дворник удалой Снег сгребал на мостовой? (Снегоуборочная машина.)
У снегоуборочной машины впереди прикреплен большой скребок. Посередине между передними и задними колесами грузовика вращаются мохнатые круглые щетки.
♦ Из чего они сделаны? (Из стальной проволоки.)
♦ Какая у них щетина? (Жесткая, колючая.)
♦ А вот еще одна машина идет убирать снег. Что у нее есть? (Два больших винта.)
♦ Что делают эти винты? (Захватывают снег, как мясорубка мясо, несут его под лопасти вентилятора, который сбрасывает снег далеко в сторону.)
♦ Как называется эта машина? (Снегоочиститель.)
♦ Чем похожи все машины?
♦ К какому транспорту относится снегоочистительная машина? (К специальному.)
Исследовательская деятельность
Сравнить снегоочиститель с машиной «скорой помощи».
|
|
Трудовая деятельность
Очистка от снега участка ипостройка лабиринта.
Цели:
— приучать действовать сообща, доводить дело до конца;
— воспитывать трудовые навыки.
Подвижные игры
«Охотники и звери», «Не попадись», «Быстро возьми, быстро положи». Цели:
— закреплять двигательные навыки;
— развивать эмоциональную сферу, ловкость и смелость.
Индивидуальная работа
«Пройди по мостику».
Цель: упражнять в равновесии.
Прогулка 2
Наблюдение за снегом
Цель: формировать представления об изменениях, происходящих со снегом в конце зимы.
Ход наблюдения
Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает, Со звоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака.
С. Есенин
Есть примета: если вороны и галки садятся на вершины деревьев — быть снегопаду.
Идет зима, растут сугробы и снежный покров постепенно становится плотным. А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели, а когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка — наст. В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени и козы острой коркой снега режут себе ноги, с трудом выкапывают из-под наста мох и листья. Зато зайчишке раздолье! Он по рыхлому снегу ходит, как в валенках, почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Назовите зимние месяцы.
♦ Как называется тонкая корочка льда, появляющаяся на снегу?
|
|
♦ В результате чего она образовалась? Исследовательская деятельность
Измерить глубину снега открытых и защищенных участков детского сада. Ответить, где больше снега и почему?
Трудовая деятельность
Поливка водой ледяной дорожки.
Цель: учить аккуратно носить холодную воду и равномерно разливать ее по всей дорожке.
Подвижная игра
«Два мороза».
Цель: упражнять в ориентировке в пространстве.
Индивидуальная работа
«Кто дальше?».
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах до определенного места.
Прогулка 3
Наблюдение за свиристелью
Цели:
— закреплять представления о птицах (свиристель);
— воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.
Ход наблюдения
Воспитатель проводит с детьми беседу, предлагает ответить на вопросы.
♦ Как выглядит свиристель? (Размером свиристель со скворца, оперение у нее нарядное, розовато-коричневого цвета, более светлые пятна на груди и брюшке, а темнее на спине. Голову свиристели украшают задорные серебристо-розовые хохолки. На крыльях нарисованы ярко-красные полоски.)
♦ Почему это птица получила такое название? (Она тихо посвистывает, будто играет на свирели: свири-свири-свир.)
♦ Почему свиристелей называют северными попугаями? (Оперение у них очень нарядное, яркое, разноцветное.)
♦ Чем питаются свиристели? (Очень любят спелые ягоды рябины, поедают мошек, комаров, ягоды можжевельника, боярышника, калины.)
♦ По каким признакам можно узнать, что эту рябину посетили свиристели? (На снегу под рябиной всегда лежит много ягод.)
♦ А почему свиристели бросают ягоды рябины на снег? (Возвращаясь вновь в свои северные владения, птицы находят сброшенные в снег ягоды и поедают их. В снегу ягоды очень хорошо сохраняются.)
♦ Где живут свиристели летом и весной? (В густых северных лесах.)
♦ Куда улетают свиристели осенью? (Откочевывают к югу, собравшись в стаи, т.е. перемещаются с одного места на другое, на относительно недалекое расстояние и ненадолго в поисках пищи — рябины.)
Предложить детям сымитировать стаю свиристелей. (Как перемещаются, склевывают ягоды рябины, как посвистывают и т.д.)
Прилетели свиристели, Заиграли на свирелях,
Засвистели: «Свири-свир! Мы в лесу устроим пир! Пусть опали с веток листья, Шелестит осенний дождь, Мы клюем рябины кисти — Лучше ягод не найдешь!»
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек, скамейки, бума от снега.
Цель: воспитывать трудолюбие, дружескую взаимопомощь.
Подвижные игры
«Коршун и наседка».
Цели:
— закреплять умения действовать сообща;
— развивать быстроту, ловкость. «Не попадись».
Цель: упражнять в беге в разных направлениях. Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: развивать глазомер при метании снежков (мячей) в цель, добиваясь активного движения кисти руки при броске.
Прогулка 4
Наблюдение за облаками
Цели:
— расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты;
— развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку.
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака.)
Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках, крошечные капельки воды поднимаются в воздух и соединяются — образуются облака. Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. Облака бывают перистые и кучевые. Перистые облака появляются в ясную погоду, а кучевые — перед дождем или снегопадом.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Какие бывают облака?
♦ Из чего они образуются?
♦ На что похожи? Исследовательская деятельность Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые. Трудовая деятельность
|
|
Сгребание снега под кусты и деревья, расчистка дорожек и горки.
Цель: учить работать сообща, получать радость от результата.
Подвижные игры
«Наседка и коршун».
Цель: продолжать учить ловко увертываться от ловящего.
«Хоккей на снегу».
Цель: учить прокатывать шайбу в ворота.
Индивидуальная работа
Разучивание скороговорки.
Пришел Прокоп, кипит укроп, Ушел Прокоп, кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, Так без Прокопа кипит укроп.
Цель: выработать правильное произношение.
Прогулка 5 Наблюдение за лошадью
Цели:
— учить сравнивать животных по их признакам;
— развивать наблюдательность;
— воспитывать любовь к животным;
— закреплять знания о домашних животных. Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Посмотрите на лошадь, какое прекрасное благородное животное. Как выглядит лошадь? (Крупное тело, сильные стройные ноги, густые, пышные грива и хвост.)
♦ Какое это животное? (Лошадь — верный слуга и спутник человека. Она незаменима в сельскохозяйственных работах.)
♦ Чем питаются лошади? (Овсом.)
♦ Сравните лошадь с коровой. Что у них общего? Чем отличаются?
♦ Какую пользу приносят лошадь и корова?
Посмотри на рысака — Лоснятся его бока. Он копытом землю роет, Вьется «пламя золотое» Из расширенных ноздрей — Хочет он скакать скорей.