Кафедра Экономической теории и корпоративного управления.
ЛЕКЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
Бизнес-планирование
Направление подготовки
Менеджмент 38.03.02
Квалификация
Прикладной бакалавр
Форма обучения
Очная, заочная
Сыктывкар 2017
Основы бизнес-планирования.
Сущность бизнес-планирования: цели, задачи, функции. Роль в современном предпринимательстве.
1.Бизнес-план – объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в то же время – необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуации.
2.Бизнес-план – это одновременно поисковая(научно-исследовательская) и проектная работа.
3.Бизнес-план – программа деятельности и развития бизнеса, где разрабатываетсястратегия и тактика, направленные на достижение цели организации, и основанная на потребностях рынка и возможностях получения необходимых ресурсов.
4.Бизнес-план – это итоговый документ, четко структурированный, описывающий цели, пути достижения и их последствия для предприятия.
|
|
5.Бизнес-план – предпринимательский проект, сочетающий производственную, финансовую, техническую, кадровую стороны деятельности фирмы с маркетинговой ориентацией.
6.Бизнес-план – это краткое точное доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.
В российской практике, целями бизнес-планирования могут быть:
- реализация инновационного проекта;
- осуществление расширения или реорганизации действующего предприятия;
- вывод предприятия из предкризисного или кризисного состояния.
В западных источниках: Бизнес-план – описание будущего бизнеса.
Назначение бизнес-плана:
1. Бизнес-план – документ, который позволяет управлять бизнесом;
2. Средство получения необходимых инвестиций;
3. Инструмент внутрифирменного планирования;
4. Реклама для предполагаемого бизнеса;
5. Страхует успех предполагаемого бизнеса;
6. Инструмент самообучения.
В качестве внешнего документа выступает при установлении или расширении контактов с контрагентами: инвесторами; поставщиками сырья, материалов, топлива; посредниками в реализации; спонсорами.
Потребность в бизнес-плане возникает при решении следующих задач в деятельности предпринимательства:
1. Подготовка заявок на получение кредита существующих и вновь создаваемых фирм;
2. Открытие нового дела и определение профиля;
3. Перепрофилирование фирмы и выбор новых направлений действия;
|
|
4. Получение муниципальных и государственных дотаций;
5. Привлечение внешних инвесторов (выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвесторов).
Для бизнес-планов требуется следующая информация:
1. Идея и цели нового проекта;
2. Объем потенциального спроса;
3. Оценка производственных возможностей для реализации проекта;
4. Оценка управленческой команды.
Обязательными элементами бизнес-плана являются:
1. Оценка конкурентоспособности предприятия;
2. Маркетинговая стратегия, включая ценовую политику и оценку спроса;
3. Объем реализации: прогноз на 3-5 лет;
4. Показатели финансовой деятельности проекта;
5. Предложение потенциальным инвесторам.
Цели, задачи, принципы и функции составления бизнес-плана.
Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленный периоды времени в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Главная цель – это выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетинга.
Другие цели разработки бизнес-плана:
- обоснование предполагаемого бизнеса и оценка результатов за определенный период времени;
- получение кредитов или привлечение инвестиций;
- доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы;
- убеждение сотрудников фирмы в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте;
- бизнес-план, являясь «визитной карточкой» фирмы или организации, может стать хорошей рекламой для бизнеса;
- страхование успеха предполагаемого бизнеса, поскольку бизнес-план показывает готовность предпринимателя идти на риск.
Задачи составления бизнес-планов:
1. Определить конкретное направление деятельности, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
2. Сформулировать цели и тактику деятельности;
3. Выбрать номенклатуру товаров и услуг, рассчитать(оценить)издержки по их созданию и реализации;
4. Оценить соответствие кадров фирмы, и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
5. Определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, по ценообразованию, по каналам сбыта и др. аспектам системы маркетинга;
6. Добиться максимизации прибыли в конкретных условиях, предусмотреть возможные трудности и риски;
7. Обеспечить жизнеспособность своей фирмы в условиях жесткой конкуренции.
Выгоды бизнес-плана:
1. Заставляет руководителя активно заниматься перспективами фирмы;
2. Позволяет осуществлять более четкую координацию усилий по достижению поставленных целей;
3. Устанавливает показатели деятельности фирмы, необходимые для полноценного контроля;
4. Заставляет менеджера четче, конкретнее определить цели, стратегии и тактики их достижения;
5. Делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночной ситуации, уменьшает время адаптации;
6. Устанавливает обязанности и персональную ответственность всех руководителей фирмы по достижению целей.
В современной практике бизнес-план выполняет следующие функции:
1. Его использование для разработки стратегии бизнеса в период создания предприятия и при выработке новых направлений деятельности;
2. Планирование, которое позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности и контролировать процессы внутри фирмы;
3. Позволяет привлекать извне денежные средства(кредиты и ссуды);
4. Привлечение к реализации планов фирмы потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию;
5. Вовлечение всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана. Бизнес-план информирует сотрудников о предстоящих действиях, о распределении обязанностей, позволяет скоординировать усилия сотрудников и повышает их мотивацию по достижению целей;
|
|
6. Учет возможных рисков и минимизация потерь;
7. Рекламирование бизнес-проекта и формирование убеждений у потенциальных потребителей в способности фирмы производить достаточные объемы продукции высокого качества;
8. Снижение вероятности банкротства, благодаря выявлению возможных дорогостоящих ошибок на этапах разработки бизнес плана;
9. Определение основных потребителей;
10. Оценка конкурентов и выработка стратегии конкурентной борьбы;
11. Повышение квалификации менеджеров за счет оценивания возможностей предприятия, его конкурентов, что обеспечивает принятие более квалифицированных управленческих решений.
Таким образом, Бизнес-план – это документ, который убедительно демонстрирует способность компании произвести и продать достаточно товаров и услуг, чтобы при этом размеры прибыли и возврат вложений удовлетворяли потенциальных инвесторов или кредиторов. Поэтому бизнес-план – это не просто набор управленческих решений в области маркетинга, стратегии производства и продаж, организации и финансов – он позволяет удачно продать бизнес или банку или инвестиционной компании, или партнеру.
В бизнес плане сочетаются: производственные и рыночные аспекты, финансовые и технические аспекты, внутренние и внешние аспекты деятельности предприятия.
Принципы разработки бизнес-планов:
1. Научность – применять научные методы в планировании;
2. Системность – внутренняя среда должна выступать как единый комплекс и вписываться во внешнюю среду;
3. Координация – взаимодействие всех организационных звеньев одного уровня;
4. Интеграция – согласование действий между единицами различных уровней;
5. Точность – заданную степень точности достигает через многовариантность плана. Каждый из вариантов адекватен определенному состоянию внешних и внутренних условий. Из нескольких вариантов выбирается тот, который позволит с наименьшими затратами в заданных условиях достигнуть поставленной цели предприятия;
|
|
6. Гибкость и непрерывность – уже составленные разделы бизнес-плана необходимо постоянно уточнять;
7. Интерактивность – предусматривает творческий характер планирования;
8. Участие в разработке бизнес-плана максимально возможных участников бизнес-плана;
9. Нужно адекватно отражать реальные проблемы и самооценки в процессе планирования.
Отличия бизнес-плана от других плановых документов:
1. Технико-экономическое обоснование - в нем есть расчет технико-экономических показателей, но не рассматриваются партнер и инвесторы, не определяются риски, нет связи с окружающей средой и является жесткой конструкцией, не предусматривающей изменений. Особый акцент в ТЭО сделан на производственно-технический аспект плана, в то время, как коммерческие, рыночные проблемы не раскрываются. В то же время бизнес-план имеет стратегическую направленность, обеспечивает гибкое сочетание производственного, технического, финансового и рыночного аспекта деятельности на основе внутренних возможностей и внешнего окружения.
2. Бизнес-план является элементом стратегического планирования и документом, необходимым для ведения необходимых переговоров с инвесторами, кредиторами и для государственных управляющих органов. Стратегический план охватывает длительный период. Различия между стратегическим планом и бизнес-планом:
a. бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием нового определенного бизнеса, причем эти цели должны быть выполнены к определенному сроку.
b. Чаще всего бизнес-план ориентирован только на развитие, в то время, как стратегический план может включать и другие типы стратегий организации.
c. Стратегические планы – это обычно план с растущим горизонтом времени. По мере выполнения очередного годичного плана, его результат анализируется, что отражается на корректировке или пересмотре стратегического плана. Затем к стратегическому плану добавляется очередной годичный период
d. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены. Бизнес-план является проектом с его конкретной проработкой и определенной самодостаточностью
e. В Бизнес-плане функциональные составляющие (такие как производственный, маркетинговый план) имеют гораздо более весомые значения, чем в стратегическом плане. Бизнес-план является частью стратегического плана с конкретной проработкой определенной проблемы
3. В условиях рыночной экономики функции ТЭО выполняют инвестиционные проекты, которые наиболее близки к бизнес-плану по структуре и характеру изложения материала. Понятие «инвестиционного проекта» можно употреблять в двух случаях: «инвестиционная деятельность», то есть совокупность работ или деятельность по разработке новых или существующих изделий (технологических процессов) и созданию производственных мощностей по их выпуску(техническому перевооружению, реконструкции и расширению), «инвестиционный проект» - это система организационно-правовых, аналитических, инженерно-технических, экономических и расчетно-финансовых документов, необходимых для обоснования и проведения соответствующих работ по реализации проекта, в том числе инжиниринга.
4. Бизнес-план по отношению к инвестиционному проекту представляет собой планы разработки и реализации соответствующей части инвестиционного проекта. К началу разработки бизнес-плана проведены все необходимые исследования и научно-технические разработки, которые предшествуют принятию инвестиционного решения. Осуществлен предпроектный анализ и после этого возникает необходимость в итоговом, максимально компактном документе, который позволяет предпринимателю не только принять обоснованное решение, но и указать, что и когда нужно делать. Является главным документом для кредиторов и основным инструментом для предпринимателя. Для краткосрочных и небольших по объему, то есть локальных инвестиционных проектов, не требующих значительных затрат и непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план может заменить инветиционный проект
Подходы к разработке бизнес-плана
Подготовка и эффективное использование бизнес-плана имеет первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы.
Существуют два основных подхода к разработке бизнес-плана:
1. Инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов.
2. Инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Разработчиками бизнес-плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.
При составлении бизнес-плана надо, прежде всего, представлять, кому он будет адресован: собственнику, кредитору или инвестору, поскольку у этих двух групп заимодавцев различные цели, а, следовательно, и различные принципы оценки бизнес-плана.
В зарубежной практике принято, что разработка бизнес-плана осуществляется с привлечением экспертов и консультантов, но с обязательным участием руководителей предприятия.
Другой взгляд: надо как можно шире привлекать в составление бизнес-плана сотрудников предприятия, используя различные методы групповой работы. В этом случае генерируются больше идей, легче реализовать план, следуя принципу «сами составляем - сами выполняем!». Руководители должны непосредственно участвовать в процессе бизнес-планирования, и главные выгоды дает именно участие в этом процессы. Никто кроме руководителей фирмы не может ставить цели, определять задачи, разрабатывать стратегию развития, принимать окончательное решение по выбору того или иного варианта из рассматриваемых альтернатив.
Менеджеры, участвующие в процессе планирования должны:
- грамотно ставить задачи перед специалистами, участвующими в процессе планирования
- нужно разговаривать с командой на одном языке, контролировать их работу
- уметь использовать результаты
Обучающий характер в процессе бизнес-планирования – это инструмент самообучения команды, позволяющий ей приобретать знания, опыт и профессионализм в ходе разработки плана. Менеджеры используют бизнес-планирование для создание эффективной команды с одной стороны, а с другой стороны участие сотрудников в разработке бизнес-плана способствует формированию команды единомышленников, способных эффективно добиваться реализации поставленных целей.
Виды бизнес-планов
1. Типология (классификация): наиболее широкая классификация:
a. Бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта
b. Бизнес-план компании (группы предприятий)
c. Бизнес-план структурного подразделения
d. Бизнес-план – заявка на кредит
e. Бизнес-план – заявка на грант
f. Бизнес-план – развитие региона или даже страны
2. Типология бизнес-планов по объектам бизнеса:
a. По бизнес-линиям предприятия (продукция, работы, услуги, технические решения)
b. По предприятию в целом:
i. Новому
ii. Действующему, в том числе:
1. На развитие предприятия Всего предприятия и производственного подразделения
2. Оздоровление предприятия (может быть финансовое, маркетинговое, организационное)
3. По типу проекта по сферам деятельности:
a. Технологический
b. Организационный
c. Социальный
d. Экономический
e. Смешанный
4. По классу проекта:
a. Монопроект
b. Мультипроект
c. Мегапроект
5. По масштабности:
a. Мелкие
b. Средние
c. Крупные
d. Очень крупные
6. Межгосударственные, национальные, межрегиональные, региональные, отраслевые, межотраслевые, корпоративные, проект 1й фирмы.
7. По длительности проекта:
a. Краткосрочные (до 1 года)
b. Среднесрочные (3-5 лет)
c. Долгосрочные (свыше 5)
8. По сложности:
a. Простые
b. Сложные
c. Очень сложные
По характеру бизнес-планов:
a) Инновационные
b) Организационные
c) Научно-исследовательские
d) Учебно -образовательные
e) Смешанные
Большинство бизнес-проектов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций зависит от масштаба, длительности, сложности проекта.
К инвестиционным относят проекты, в которых главной целью являются вложение средств в различные виды бизнеса с целью получения прибыли.
Инновационные проекты, связанные с созданием нового продукта или услуги или способами их производства. В составе инновационных проектов выделяют:
a. Организационные проекты: связанны с реформированием предприятия, реализацией концепции новой системы управления, создание новой организации или проведение международного(регионального) форума
b. Экономические проекты: создание аудиторской системы, приватизация, введение новой системы налогов.
c. Социальные проекты: реформирование системы здравоохранения, образования, соц.защиты необеспеченных слоев населения или малоимущих, преодоление последствий природных и социальных потрясений.
По конечным потребителям, бизнес-планы могут быть предназначены:
1) для внутреннего пользования
- предприниматели, руководство фирмы
2) для внешнего пользования
- банками, инвесторами, акционерами
-для региональной регистрации, МО
- бизнес-партнерам, т.е. спонсорам, покупателям, лизингодателям
По гибкости плана:
- директивные, т.е. планы сверху вниз с четко заданными показателями
- индикативные, т.е. направляющие с нечеткими рамками и возможностью внешних коррективов
По стадии развития организации:
- для зрелой фирмы – масштабные
- на начальной стадии развития фирмы – нечеткие и небольшие
По стадии развития проекта на момент составления бизнес-плана:
- идея
-эскизный проект
-рабочий проект
- опытная партия
- действительное производство
По объему:
-сжатые
-развернутые
По особенностям оформления:
-с приложениями
- без приложений
По условиям конфиденциальности:
- официальный (для партнеров, инвесторов, спонсоров) – дает понятие об общей цели
- рабочий (должны быть особо конфиденциальные, так как содержит информацию, которую не включают в официальный бизнес-план, а именно: капитал, сведения о конкурентах, маркетинговая стратегия) - повседневный документ для руководителя, команды разработчиков и консультантов
- специальный бизнес-план финансово-экономического характера:
a. Бизнес-план эмиссии ценных бумаг, акции и облигации
b. Обоснование предложений по приватизации, государственных предприятий
c. Выкуп акций ОАО, ЗАО или пая в товариществах при выходе их состава одного из акционеров, учредителей или пайщиков.
d. Бизнес-план санации и банкротов
e. Подготовка к продаже обанкротившихся предприятий, выставленных на конкурс.
По использованию программного обеспечения:
- ProjectExpert
- собственные расчеты в Excel
Рекомендации по написанию бизнес-плана
1. Оформлять бизнес-план в соответствии с определенными стандартами;
2. Быть убедительным и кратким;
3. Излагать следует самое главное по каждому разделу бизнес-плана;
4. Представлять бизнес-план в доступной для понимания форме (должен быть понятен широкому кругу людей);
5. Не перегружать бизнес-план техническими подробностями и статистическими данными;
6. Объемную доказательную базу разместить в приложениях;
7. Для наглядного восприятия информации лучше использовать графики, диаграммы, схемы, таблицы, то есть не один текст;
8. Иметь объективную оценку со стороны главных специалистов, которые непосредственно участвуют в разработке и выполнения бизнес-плана, чтобы избежать ошибок;
9. Использовать достоверные источники информации (интернет, деловая литература, пресса, справочники, базы данных, маркетинговые исследования, поставщики оборудования, сырья и материалов, независимые торговые представители(могут дать информацию спросе), конкуренты(могут дать информацию, если рынок не насыщен), опыт схожей фирме, находящейся в другом регионе);
10. Стиль изложения: простота и отсутствие языкового и терминологического барьеров, должен быть убедительным, лаконичным и вызывать интерес;
11. Должна быть объективная оценка трудностей на пути реализации бизнес-плана(учет рисков);
12. Бизнес-план должен представлять собой честный анализ, основанный на реалистичных прогнозных предположениях, которые подкреплены ссылками на источники информации, проведенные исследования рынка, заключениями лиц, которые будут вести бизнес с данной компанией (партнеры, инвесторы, кредиторы);
13. Точность финансовых расчетов;
14. Должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ;
15. Ставить четкие цели в бизнесе
16. Длина бизнес-плана: достаточно 20-25 страниц, но возможен вариант 15-35 страниц. Более 30 страниц – только план для сложного бизнеса или товара. 40 страниц – план, ориентированный на искушенного специалиста. План состоящий менее чем из 10 страниц производит впечатление поверхностного бизнес-плана
17. Будьте осторожны с превосходными степенями. Вместо того, чтобы сказать: «Наш товар будет лучшим на рынке, потому что он превосходит все остальные», - лучше написать: «Наш товар будет не только обладать всеми достоинствами уже существующих продуктов, но предоставит потребителям дополнительные возможности…; кроме того, его цена на … рублей меньше, чем стоимость товара нашего ближайшего конкурента. Никто из наших соперников не предлагает товары с аналогичными возможностями».
Организация процесса бизнес-планирования
Для успешной организации бизнес-планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов), которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес-планирования коммерческой организации.
Во-первых, коммерческая организация должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированы, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения бизнес-плана образует аналитический блок (или компонент) процесса финансового планирования.
Во-вторых, для того чтобы разрабатывать финансовые планы, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия и внешняя информация.
В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующие организационную структуру и систему управления, составляющие организационный блок процесса. Понятие организационной структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входят разработка, контроль и анализ бизнес-плана коммерческой организации, совокупность структурных подразделений, которые ответственны за исполнение бизнес-плана.
В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов информации. Программно-технические средства, используемые в процессе финансового планирования и контроля, составляют программно-технический блок системы финансового планирования.
Бизнес-планирование - это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.
Можно выделить следующие основные стадии процесса бизнес-планирования:
1) подготовительную стадию;
2) стадию разработки бизнес-плана;
3) стадию продвижения бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности;
4) стадию реализации бизнес-плана.
Ключевыми моментом подготовительной стадии бизнес-планирования является формирование перспективной бизнес-идеи. Бизнес-идея - это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения и др.
Источниками новых идей могут быть:
1) отзыв потребителей;
2) продукция, выпускаемая конкурентами;
3) мнение работников отдела маркетинга;
4) публикации федерального правительства о патентах;
5) проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Бизнес идея
Бизнес-идея – концепция бизнеса, которая связана с понимание ценности предлагаемой потребителю.
Бизнес-идея может быть:
А) Собственной (новой, оригинальной);
Б) Заимствованной извне (приобретение компаний; совместные предприятия; враждебное поглощение)
Разработка бизнес-идея требует понимание рынка, изучение потребности потребителя, его поведение, видение перспективного рынка.
Инновационные бизнес-идеи порождают нечто качественно новое. При этом в качестве инноваций может выступать:
- новый продукт (услуга);
- организационная структура;
- разработка новых технологий;
- внедрение новых технологических форм деятельности.
Инновационные бизнес-идеи позиционируют по двум признакам:
1. Продукт или услуга, которая предполагает бизнес-идею;
2. Способ, которым продукт или услуга разработан, произведен или предлагается на рынок;
При разработке новых продуктов акцент должен быть сделан на увеличение выгоды потребителя.
Сначала идея должна пройти проверку на реалистичность и жизнеспособность:
- сделать грубую проверку рыночных возможностей, реализация ее инновационности;
- предварительное проведение широкого и тщательного обсуждения с экспертами, клиентами, друзьями.
Источники бизнес-идеи
Источниками бизнес-идеи могут служить:
1. Отзывы потребителей;
2. Отзывы родителей;
3. Мнение работников торговли;
4. Продукция, выпускаемая конкурентами;
5. Публикация СМИ;
6. Местная администрация, правительство;
7. Архивы патентного бюро;
8. Собственные НИОКР фирмы.