Источники бизнес-идеи

Кафедра Экономической теории и корпоративного управления.

ЛЕКЦИИ

ДИСЦИПЛИНЫ

Бизнес-планирование

Направление подготовки

Менеджмент 38.03.02

Квалификация

Прикладной бакалавр

 

Форма обучения

Очная, заочная

 

Сыктывкар 2017
Основы бизнес-планирования.


Сущность бизнес-планирования: цели, задачи, функции. Роль в современном предпринимательстве.

1.Бизнес-план – объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в то же время – необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуации.

2.Бизнес-план – это одновременно поисковая(научно-исследовательская) и проектная работа.

3.Бизнес-план – программа деятельности и развития бизнеса, где разрабатываетсястратегия и тактика, направленные на достижение цели организации, и основанная на потребностях рынка и возможностях получения необходимых ресурсов.

4.Бизнес-план – это итоговый документ, четко структурированный, описывающий цели, пути достижения и их последствия для предприятия.

5.Бизнес-план – предпринимательский проект, сочетающий производственную, финансовую, техническую, кадровую стороны деятельности фирмы с маркетинговой ориентацией.

6.Бизнес-план – это краткое точное доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.

В российской практике, целями бизнес-планирования могут быть:

- реализация инновационного проекта;

- осуществление расширения или реорганизации действующего предприятия;

- вывод предприятия из предкризисного или кризисного состояния.

В западных источниках: Бизнес-план – описание будущего бизнеса.

Назначение бизнес-плана:

1. Бизнес-план – документ, который позволяет управлять бизнесом;

2. Средство получения необходимых инвестиций;

3. Инструмент внутрифирменного планирования;

4. Реклама для предполагаемого бизнеса;

5. Страхует успех предполагаемого бизнеса;

6. Инструмент самообучения.

В качестве внешнего документа выступает при установлении или расширении контактов с контрагентами: инвесторами; поставщиками сырья, материалов, топлива; посредниками в реализации; спонсорами.

Потребность в бизнес-плане возникает при решении следующих задач в деятельности предпринимательства:

1. Подготовка заявок на получение кредита существующих и вновь создаваемых фирм;

2. Открытие нового дела и определение профиля;

3. Перепрофилирование фирмы и выбор новых направлений действия;

4. Получение муниципальных и государственных дотаций;

5. Привлечение внешних инвесторов (выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвесторов).

Для бизнес-планов требуется следующая информация:

1. Идея и цели нового проекта;

2. Объем потенциального спроса;

3. Оценка производственных возможностей для реализации проекта;

4. Оценка управленческой команды.

Обязательными элементами бизнес-плана являются:

1. Оценка конкурентоспособности предприятия;

2. Маркетинговая стратегия, включая ценовую политику и оценку спроса;

3. Объем реализации: прогноз на 3-5 лет;

4. Показатели финансовой деятельности проекта;

5. Предложение потенциальным инвесторам.

Цели, задачи, принципы и функции составления бизнес-плана.

Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленный периоды времени в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Главная цель – это выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетинга.

 

Другие цели разработки бизнес-плана:

- обоснование предполагаемого бизнеса и оценка результатов за определенный период времени;

- получение кредитов или привлечение инвестиций;

- доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы;

- убеждение сотрудников фирмы в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте;

- бизнес-план, являясь «визитной карточкой» фирмы или организации, может стать хорошей рекламой для бизнеса;

- страхование успеха предполагаемого бизнеса, поскольку бизнес-план показывает готовность предпринимателя идти на риск.

Задачи составления бизнес-планов:

1. Определить конкретное направление деятельности, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

2. Сформулировать цели и тактику деятельности;

3. Выбрать номенклатуру товаров и услуг, рассчитать(оценить)издержки по их созданию и реализации;

4. Оценить соответствие кадров фирмы, и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

5. Определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, по ценообразованию, по каналам сбыта и др. аспектам системы маркетинга;

6. Добиться максимизации прибыли в конкретных условиях, предусмотреть возможные трудности и риски;

7. Обеспечить жизнеспособность своей фирмы в условиях жесткой конкуренции.

Выгоды бизнес-плана:

1. Заставляет руководителя активно заниматься перспективами фирмы;

2. Позволяет осуществлять более четкую координацию усилий по достижению поставленных целей;

3. Устанавливает показатели деятельности фирмы, необходимые для полноценного контроля;

4. Заставляет менеджера четче, конкретнее определить цели, стратегии и тактики их достижения;

5. Делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночной ситуации, уменьшает время адаптации;

6. Устанавливает обязанности и персональную ответственность всех руководителей фирмы по достижению целей.

В современной практике бизнес-план выполняет следующие функции:

1. Его использование для разработки стратегии бизнеса в период создания предприятия и при выработке новых направлений деятельности;

2. Планирование, которое позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности и контролировать процессы внутри фирмы;

3. Позволяет привлекать извне денежные средства(кредиты и ссуды);

4. Привлечение к реализации планов фирмы потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию;

5. Вовлечение всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана. Бизнес-план информирует сотрудников о предстоящих действиях, о распределении обязанностей, позволяет скоординировать усилия сотрудников и повышает их мотивацию по достижению целей;

6. Учет возможных рисков и минимизация потерь;

7. Рекламирование бизнес-проекта и формирование убеждений у потенциальных потребителей в способности фирмы производить достаточные объемы продукции высокого качества;

8. Снижение вероятности банкротства, благодаря выявлению возможных дорогостоящих ошибок на этапах разработки бизнес плана;

9. Определение основных потребителей;

10. Оценка конкурентов и выработка стратегии конкурентной борьбы;

11. Повышение квалификации менеджеров за счет оценивания возможностей предприятия, его конкурентов, что обеспечивает принятие более квалифицированных управленческих решений.

Таким образом, Бизнес-план – это документ, который убедительно демонстрирует способность компании произвести и продать достаточно товаров и услуг, чтобы при этом размеры прибыли и возврат вложений удовлетворяли потенциальных инвесторов или кредиторов. Поэтому бизнес-план – это не просто набор управленческих решений в области маркетинга, стратегии производства и продаж, организации и финансов – он позволяет удачно продать бизнес или банку или инвестиционной компании, или партнеру.

В бизнес плане сочетаются: производственные и рыночные аспекты, финансовые и технические аспекты, внутренние и внешние аспекты деятельности предприятия.

Принципы разработки бизнес-планов:

1. Научность – применять научные методы в планировании;

2. Системность – внутренняя среда должна выступать как единый комплекс и вписываться во внешнюю среду;

3. Координация – взаимодействие всех организационных звеньев одного уровня;

4. Интеграция – согласование действий между единицами различных уровней;

5. Точность – заданную степень точности достигает через многовариантность плана. Каждый из вариантов адекватен определенному состоянию внешних и внутренних условий. Из нескольких вариантов выбирается тот, который позволит с наименьшими затратами в заданных условиях достигнуть поставленной цели предприятия;

6. Гибкость и непрерывность – уже составленные разделы бизнес-плана необходимо постоянно уточнять;

7. Интерактивность – предусматривает творческий характер планирования;

8. Участие в разработке бизнес-плана максимально возможных участников бизнес-плана;

9. Нужно адекватно отражать реальные проблемы и самооценки в процессе планирования.

Отличия бизнес-плана от других плановых документов:

1. Технико-экономическое обоснование - в нем есть расчет технико-экономических показателей, но не рассматриваются партнер и инвесторы, не определяются риски, нет связи с окружающей средой и является жесткой конструкцией, не предусматривающей изменений. Особый акцент в ТЭО сделан на производственно-технический аспект плана, в то время, как коммерческие, рыночные проблемы не раскрываются. В то же время бизнес-план имеет стратегическую направленность, обеспечивает гибкое сочетание производственного, технического, финансового и рыночного аспекта деятельности на основе внутренних возможностей и внешнего окружения.

2. Бизнес-план является элементом стратегического планирования и документом, необходимым для ведения необходимых переговоров с инвесторами, кредиторами и для государственных управляющих органов. Стратегический план охватывает длительный период. Различия между стратегическим планом и бизнес-планом:

a. бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием нового определенного бизнеса, причем эти цели должны быть выполнены к определенному сроку.

b. Чаще всего бизнес-план ориентирован только на развитие, в то время, как стратегический план может включать и другие типы стратегий организации.

c. Стратегические планы – это обычно план с растущим горизонтом времени. По мере выполнения очередного годичного плана, его результат анализируется, что отражается на корректировке или пересмотре стратегического плана. Затем к стратегическому плану добавляется очередной годичный период

d. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены. Бизнес-план является проектом с его конкретной проработкой и определенной самодостаточностью

e. В Бизнес-плане функциональные составляющие (такие как производственный, маркетинговый план) имеют гораздо более весомые значения, чем в стратегическом плане. Бизнес-план является частью стратегического плана с конкретной проработкой определенной проблемы

3. В условиях рыночной экономики функции ТЭО выполняют инвестиционные проекты, которые наиболее близки к бизнес-плану по структуре и характеру изложения материала. Понятие «инвестиционного проекта» можно употреблять в двух случаях: «инвестиционная деятельность», то есть совокупность работ или деятельность по разработке новых или существующих изделий (технологических процессов) и созданию производственных мощностей по их выпуску(техническому перевооружению, реконструкции и расширению), «инвестиционный проект» - это система организационно-правовых, аналитических, инженерно-технических, экономических и расчетно-финансовых документов, необходимых для обоснования и проведения соответствующих работ по реализации проекта, в том числе инжиниринга.

4. Бизнес-план по отношению к инвестиционному проекту представляет собой планы разработки и реализации соответствующей части инвестиционного проекта. К началу разработки бизнес-плана проведены все необходимые исследования и научно-технические разработки, которые предшествуют принятию инвестиционного решения. Осуществлен предпроектный анализ и после этого возникает необходимость в итоговом, максимально компактном документе, который позволяет предпринимателю не только принять обоснованное решение, но и указать, что и когда нужно делать. Является главным документом для кредиторов и основным инструментом для предпринимателя. Для краткосрочных и небольших по объему, то есть локальных инвестиционных проектов, не требующих значительных затрат и непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план может заменить инветиционный проект

Подходы к разработке бизнес-плана

Подготовка и эффективное использование бизнес-плана имеет первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы.

Существуют два основных подхода к разработке бизнес-плана:

1. Инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов.

2. Инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Разработчиками бизнес-плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.

При составлении бизнес-плана надо, прежде всего, представлять, кому он будет адресован: собственнику, кредитору или инвестору, поскольку у этих двух групп заимодавцев различные цели, а, следовательно, и различные принципы оценки бизнес-плана.

В зарубежной практике принято, что разработка бизнес-плана осуществляется с привлечением экспертов и консультантов, но с обязательным участием руководителей предприятия.

Другой взгляд: надо как можно шире привлекать в составление бизнес-плана сотрудников предприятия, используя различные методы групповой работы. В этом случае генерируются больше идей, легче реализовать план, следуя принципу «сами составляем - сами выполняем!». Руководители должны непосредственно участвовать в процессе бизнес-планирования, и главные выгоды дает именно участие в этом процессы. Никто кроме руководителей фирмы не может ставить цели, определять задачи, разрабатывать стратегию развития, принимать окончательное решение по выбору того или иного варианта из рассматриваемых альтернатив.

Менеджеры, участвующие в процессе планирования должны:

- грамотно ставить задачи перед специалистами, участвующими в процессе планирования

- нужно разговаривать с командой на одном языке, контролировать их работу

- уметь использовать результаты

Обучающий характер в процессе бизнес-планирования – это инструмент самообучения команды, позволяющий ей приобретать знания, опыт и профессионализм в ходе разработки плана. Менеджеры используют бизнес-планирование для создание эффективной команды с одной стороны, а с другой стороны участие сотрудников в разработке бизнес-плана способствует формированию команды единомышленников, способных эффективно добиваться реализации поставленных целей.

Виды бизнес-планов

1. Типология (классификация): наиболее широкая классификация:

a. Бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта

b. Бизнес-план компании (группы предприятий)

c. Бизнес-план структурного подразделения

d. Бизнес-план – заявка на кредит

e. Бизнес-план – заявка на грант

f. Бизнес-план – развитие региона или даже страны

2. Типология бизнес-планов по объектам бизнеса:

a. По бизнес-линиям предприятия (продукция, работы, услуги, технические решения)

b. По предприятию в целом:

i. Новому

ii. Действующему, в том числе:

1. На развитие предприятия Всего предприятия и производственного подразделения

2. Оздоровление предприятия (может быть финансовое, маркетинговое, организационное)

 

3. По типу проекта по сферам деятельности:

a. Технологический

b. Организационный

c. Социальный

d. Экономический

e. Смешанный

4. По классу проекта:

a. Монопроект

b. Мультипроект

c. Мегапроект

5. По масштабности:

a. Мелкие

b. Средние

c. Крупные

d. Очень крупные

6. Межгосударственные, национальные, межрегиональные, региональные, отраслевые, межотраслевые, корпоративные, проект 1й фирмы.

7. По длительности проекта:

a. Краткосрочные (до 1 года)

b. Среднесрочные (3-5 лет)

c. Долгосрочные (свыше 5)

8. По сложности:

a. Простые

b. Сложные

c. Очень сложные

По характеру бизнес-планов:

a) Инновационные

b) Организационные

c) Научно-исследовательские

d) Учебно -образовательные

e) Смешанные

Большинство бизнес-проектов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций зависит от масштаба, длительности, сложности проекта.

К инвестиционным относят проекты, в которых главной целью являются вложение средств в различные виды бизнеса с целью получения прибыли.

Инновационные проекты, связанные с созданием нового продукта или услуги или способами их производства. В составе инновационных проектов выделяют:

a. Организационные проекты: связанны с реформированием предприятия, реализацией концепции новой системы управления, создание новой организации или проведение международного(регионального) форума

b. Экономические проекты: создание аудиторской системы, приватизация, введение новой системы налогов.

c. Социальные проекты: реформирование системы здравоохранения, образования, соц.защиты необеспеченных слоев населения или малоимущих, преодоление последствий природных и социальных потрясений.

 

По конечным потребителям, бизнес-планы могут быть предназначены:

1) для внутреннего пользования

- предприниматели, руководство фирмы

2) для внешнего пользования

- банками, инвесторами, акционерами

-для региональной регистрации, МО

- бизнес-партнерам, т.е. спонсорам, покупателям, лизингодателям

По гибкости плана:

- директивные, т.е. планы сверху вниз с четко заданными показателями

- индикативные, т.е. направляющие с нечеткими рамками и возможностью внешних коррективов

По стадии развития организации:

- для зрелой фирмы – масштабные

- на начальной стадии развития фирмы – нечеткие и небольшие

По стадии развития проекта на момент составления бизнес-плана:

- идея

-эскизный проект

-рабочий проект

- опытная партия

- действительное производство

По объему:

-сжатые

-развернутые

По особенностям оформления:

-с приложениями

- без приложений

По условиям конфиденциальности:

- официальный (для партнеров, инвесторов, спонсоров) – дает понятие об общей цели

- рабочий (должны быть особо конфиденциальные, так как содержит информацию, которую не включают в официальный бизнес-план, а именно: капитал, сведения о конкурентах, маркетинговая стратегия) - повседневный документ для руководителя, команды разработчиков и консультантов

- специальный бизнес-план финансово-экономического характера:

a. Бизнес-план эмиссии ценных бумаг, акции и облигации

b. Обоснование предложений по приватизации, государственных предприятий

c. Выкуп акций ОАО, ЗАО или пая в товариществах при выходе их состава одного из акционеров, учредителей или пайщиков.

d. Бизнес-план санации и банкротов

e. Подготовка к продаже обанкротившихся предприятий, выставленных на конкурс.

По использованию программного обеспечения:

- ProjectExpert

- собственные расчеты в Excel

Рекомендации по написанию бизнес-плана

1. Оформлять бизнес-план в соответствии с определенными стандартами;

2. Быть убедительным и кратким;

3. Излагать следует самое главное по каждому разделу бизнес-плана;

4. Представлять бизнес-план в доступной для понимания форме (должен быть понятен широкому кругу людей);

5. Не перегружать бизнес-план техническими подробностями и статистическими данными;

6. Объемную доказательную базу разместить в приложениях;

7. Для наглядного восприятия информации лучше использовать графики, диаграммы, схемы, таблицы, то есть не один текст;

8. Иметь объективную оценку со стороны главных специалистов, которые непосредственно участвуют в разработке и выполнения бизнес-плана, чтобы избежать ошибок;

9. Использовать достоверные источники информации (интернет, деловая литература, пресса, справочники, базы данных, маркетинговые исследования, поставщики оборудования, сырья и материалов, независимые торговые представители(могут дать информацию спросе), конкуренты(могут дать информацию, если рынок не насыщен), опыт схожей фирме, находящейся в другом регионе);

10. Стиль изложения: простота и отсутствие языкового и терминологического барьеров, должен быть убедительным, лаконичным и вызывать интерес;

11. Должна быть объективная оценка трудностей на пути реализации бизнес-плана(учет рисков);

12. Бизнес-план должен представлять собой честный анализ, основанный на реалистичных прогнозных предположениях, которые подкреплены ссылками на источники информации, проведенные исследования рынка, заключениями лиц, которые будут вести бизнес с данной компанией (партнеры, инвесторы, кредиторы);

13. Точность финансовых расчетов;

14. Должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ;

15. Ставить четкие цели в бизнесе

16. Длина бизнес-плана: достаточно 20-25 страниц, но возможен вариант 15-35 страниц. Более 30 страниц – только план для сложного бизнеса или товара. 40 страниц – план, ориентированный на искушенного специалиста. План состоящий менее чем из 10 страниц производит впечатление поверхностного бизнес-плана

17. Будьте осторожны с превосходными степенями. Вместо того, чтобы сказать: «Наш товар будет лучшим на рынке, потому что он превосходит все остальные», - лучше написать: «Наш товар будет не только обладать всеми достоинствами уже существующих продуктов, но предоставит потребителям дополнительные возможности…; кроме того, его цена на … рублей меньше, чем стоимость товара нашего ближайшего конкурента. Никто из наших соперников не предлагает товары с аналогичными возможностями».

Организация процесса бизнес-планирования

Для успешной организации бизнес-планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов), которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес-планирования коммерческой организации.

 

Во-первых, коммерческая организация должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированы, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения бизнес-плана образует аналитический блок (или компонент) процесса финансового планирования.

 

Во-вторых, для того чтобы разрабатывать финансовые планы, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия и внешняя информация.

 

В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующие организационную структуру и систему управления, составляющие организационный блок процесса. Понятие организационной структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входят разработка, контроль и анализ бизнес-плана коммерческой организации, совокупность структурных подразделений, которые ответственны за исполнение бизнес-плана.

 

В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов информации. Программно-технические средства, используемые в процессе финансового планирования и контроля, составляют программно-технический блок системы финансового планирования.

 

Бизнес-планирование - это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.

 

Можно выделить следующие основные стадии процесса бизнес-планирования:

1) подготовительную стадию;

2) стадию разработки бизнес-плана;

3) стадию продвижения бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности;

4) стадию реализации бизнес-плана.

Ключевыми моментом подготовительной стадии бизнес-планирования является формирование перспективной бизнес-идеи. Бизнес-идея - это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения и др.

Источниками новых идей могут быть:

1) отзыв потребителей;

2) продукция, выпускаемая конкурентами;

3) мнение работников отдела маркетинга;

4) публикации федерального правительства о патентах;

5) проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Бизнес идея

Бизнес-идея – концепция бизнеса, которая связана с понимание ценности предлагаемой потребителю.

Бизнес-идея может быть:

А) Собственной (новой, оригинальной);

Б) Заимствованной извне (приобретение компаний; совместные предприятия; враждебное поглощение)

Разработка бизнес-идея требует понимание рынка, изучение потребности потребителя, его поведение, видение перспективного рынка.

Инновационные бизнес-идеи порождают нечто качественно новое. При этом в качестве инноваций может выступать:

- новый продукт (услуга);

- организационная структура;

- разработка новых технологий;

- внедрение новых технологических форм деятельности.

Инновационные бизнес-идеи позиционируют по двум признакам:

1. Продукт или услуга, которая предполагает бизнес-идею;

2. Способ, которым продукт или услуга разработан, произведен или предлагается на рынок;

При разработке новых продуктов акцент должен быть сделан на увеличение выгоды потребителя.

Сначала идея должна пройти проверку на реалистичность и жизнеспособность:

- сделать грубую проверку рыночных возможностей, реализация ее инновационности;

- предварительное проведение широкого и тщательного обсуждения с экспертами, клиентами, друзьями.

Источники бизнес-идеи

Источниками бизнес-идеи могут служить:

1. Отзывы потребителей;

2. Отзывы родителей;

3. Мнение работников торговли;

4. Продукция, выпускаемая конкурентами;

5. Публикация СМИ;

6. Местная администрация, правительство;

7. Архивы патентного бюро;

8. Собственные НИОКР фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: