За двусоставными предложениями, которые ребёнок усвоил, и которые состоят из существительного и глагола (мама спит, ляля ест, папа едет, сестра плачет), следуют трёх и четырёхсоставные, используем вопросы: «Где спит? Что ест? Куда едет? Почему плачет?»
ОБЪЕКТ.
Дети постепенно усваивают вопросы и дополняют предложения. Проще усваиваются вопросы, в которых то, о чём спрашиваем, скрыто. Например: мать ребёнка, которая присутствует на занятии, прячет что-то в руке. Мы говорим: «У мамы....», а ребёнок, когда мама открывает и показывает, что она держит в руке, дополняет предложение «У мамы кукла». Для упражнения используем картинки, на которых можно менять объект. К тому, что скрыто, ставим вопрос «Кого?» или «Что?» и таким образом расширяем предложение. (От двухсоставного к трёхсоставному). Например: Утка ловит...Кого? Рыбу.
Утка ловит рыбу.
Вова пьёт....Что? Сок.
Вова пьёт сок.
Анна ест.... Что? Яблоко.
Анна ест яблоко.
Папа несёт., -Кого? Сестру.
Папа несёт сестру.
КОСВЕННЫЙ ОБЪЕКТ.
|
|
Для инсценирования ситуации используем игрушки на столе и показ разных картинок, упражняем в ответах на вопросы: Кому кто-то что-то несёт? Откуда что-то взяли? Для кого что-то нарисовали? О ком или о чём думаешь? С кем играешь? Чем что-то делаешь? и т.д.
Так детей учим высказываниям, например: «Несём цветы маме. Вова рисует карандашом. Анна моет руки мылом. Вова рисует для мамы. Боря думает о маме» и т.д.
Место
Односоставные предложения можно расширить уточнением места, инсценируя разные ситуации. Например, с разными куклами на столе перед ребёнком создаём ситуацию, когда кукла и мишка идут к авто, в ванную, к кровати, в школу, в лес и т.д.. Затем используем картинку, на которой часть дороги закрыта и спрашиваем: «Кукла идёт.... Куда?». Постепенно ребёнок самостоятельно говорит целое предложение.
При игре в прятки упражняем в вопросе ГДЕ? И составляем предложения: «Кукла... тут, там,... в воде,..... в комнате,.... под столом,... на полу».
При игре-поручении говорим: «Положи карандаш на стол,... под бумагу,... в сумку,... под платок» и т.д.. Используем понятия вверху, внизу, дома, вон, за (тобой, мной) и глаголы: «Иди читать, спать, есть, пить, смотреть телевизор, пи-пи...». Затем вводим понятия: около, внутри, близко, далеко, высоко, низко, глубоко.
Наконец, вопрос ПОЧЕМУ? И ответ на него ПОТОМУ ЧТО: хочу, нет, не знаю, потому что не хочу, потому что не могу и т.д..
Например, при вопросе «Что делаешь?» используем глаголы: слушаю, смотрю, несу, говорю и т.д. Одновременно можно расширять предложение вопросом С КЕМ?: с мамой, с папой, с мишкой. При ответе на вопросы: С кем читаешь? С кем спишь? С кем едешь? и т.д..
|
|
При изучении вопроса «Чем?» используем ранее изученные глаголы в сочетании с существительными (инструментами): ест (Чем?) ложкой, копает лопатой, моет руки мылом, едет автобусом.
На вопрос «Как?» отвечают слова: так, хорошо, медленно, срежне, неряшливо, дружно, как мама, как пёс, как я....
Количество обозначаем разными числительными. Сначала до 5, а затем до 10 и учим вопросу: «Сколько?», «Сколько раз?» и «Который по порядку?.
Вводим выражения: ещё, мало, столько, все, хватит, много, первый, второй, третий, последний и т.д..
Достаточно рано начинаем включать выражения: как хочешь, возьми, дай, как можешь, принеси, поцелуй меня и др..
Со временем ребёнок запоминает слова и начинает называть их. Сначала это будут понятия «много» и «мало». Дни считает на пальцах. Например, на вопрос: «Когда мама приедет?» отвечает (считая на пальцах):
спать, спать, спать и вот мама. Что означает, что мама приедет через три
ДНЯ.
Позднее, постепенно вводим вопросы «Когда? Куда? Откуда?». Учим использовать в ответах слова «сейчас, после, перед, снова, вчера, сегодня, утром, вечером, ночью, днём, через день, через ночь, позднее» и т.д. Названия дней педели дети усваивают обычно в подготовительном классе школы в течение года, а названия месяцев в первом классе. Используем выражения: когда был дождь, когда придёт мама, куда поедешь, пока спал..., когда идёшь спать..., так постепенно подходим к сложным предложениям. Начинаем вводить прошедшее и будущее время.
Для изучения понятий «сначала» и «потом» используем серии картинок. Это может быть две или три картинки. Картинку, на которой действие происходит сначала, ребёнок кладёт слева, а на которой потом - справа.
Когда ребёнок научится читать, то даём таблички «сначала» и «потом». Например: «Рыбак поймал рыбу, пожарил и съел» или «Человек шёл под дождём без зонта, купил зонт и идёт с зонтом под дождём».
Упражнения на усвоение просодических качеств.
Просодия даёт возможность усвоения ритма слов и предложений. Для усвоения ритма используется слуховое восприятие, движение, выделение ударения.
Учим основным речевым ритмам, которые детям необходимо усвоить. В русском языке существует множество ритмов в связи с нефиксированным ударением:
А) -V- (машина)
V- V- V- Маша моет куклу. Мама варит кашу.
V- V -- V - Вова едет на речку.
V- V- V -- V - Мама любит Машу и Вову.
V- V- V - Кошка ловит мышку.
V -- -V- Комната большая.
И другие комбинации, которые педагог может составить сам.
V (дом), V- (мама, каша), V-- (бабушка), -V (вода, сова), -V-(корова), --V (молоко)
Б) Различение некоторых тонких различий в речи - пробуем подвести ребёнка к распознаванию и подражанию разной высоты.
Наиболее важной задачей является передача ритма и интонации изучаемых слов и предложений, что облегчает восприятие и понимание речи ребёнка, а также облегчает восприятие ребёнку речи других людей.
В) Для усвоения ритма и произношения новых звуков и фонетических структур часто используем фонетико-ритмические упражнения и письмо к некоторым иллюстрациям и картинкам.
Обозначения:
V ударный слог
- неударный слог