Для достижения цели настоящего практического занятия студент должен выполнить ряд учебных действий:
1) составить классификационную таблицу терминов, используемых в технологии НИР;
2) дать краткую характеристику каждой группы, отдельных терминов и область их применения, используя рекомендованные источники информации и настоящее методическое пособие;
3) выполнить индивидуальное задание по варианту, указанному преподавателем.
Перечень рекомендуемых источников информации
Литература к практической работе №1: [1,4, 5]
Исходные данные к индивидуальным заданиям
№№ | Содержание задания – термины, которые необходимо расшифровать и привести конкретные примеры использования в практике | Дополнительные указания |
1 | Научный факт; госбюджетные исследования | Привести известные научные факты из курса физики |
2 | Научные тенденции; хоздоговорные исследования | Рассмотреть примеры хоздоговоров по профилирующей кафедре |
3 | Творчество; научные абстракции | Рассмотреть пример творческой деятельности одного из ППС кафеды |
4 | Научные учреждения; научные принципы | Рассмотреть научное учреждение на примере ШахтНИУИ |
5 | Научно-техническая информация; научные законы | Составить перечень источников НТИ по направлению «Горное дело» |
6 | Теоретические исследования; метод индукции | Привести опыт применения метода индукции на профилирующей кафедре |
7 | Экспериментальные исследования; метод дедукции | Описать опыт экспериментальных исследований на кафедре |
8 | Госбюджетные исследования; анализ | Выполнить анализ на примере исследований шахтных погрузочных машин и проходческих комбайнов |
9 | Хоздоговорные исследования; синтез | Изложить пример применения метода синтеза проходческого взрывонаваочного комплекса |
10 | Научные принципы; математические методы | Изложить возможности математических методов при решении задач горного дела |
|
|
Структура отчета по практической работе
1. Цель и задачи практического занятия.
2. Назначение научной терминологии
3. Классификация терминов в области научных исследований.
4. Определения основных понятий для терминов из двух разделов по усмотрению студента.
5. Результаты выполнения индивидуального задания
Контрольные вопросы
1. Научно-техническая революция ХХ-ХХI в.в.
2. Научно-технический прогресс (НТП) и роль науки.
3. Темпы научных исследований в историческом аспекте.
4. Условия ускорения темпов НТП.
6. НТП и высшее образование. Роль курса "Основы научных исследований".
7. Основные понятия и определения в области научных исследований: наука; научное знание; этапы развития науки - путь познания; факты; понятия; категории.
|
|
8. Основные понятия и определения в области научных исследований: абстракции; научные законы; гипотезы; теории; методы исследования; и их разновидности.
9. Основные понятия и определения в области научных исследований: математические методы; моделирование; компьютерное и имитационное моделирование; научное исследование; методология научных исследований.
10. Цель научного исследования.
11. Методология научного исследования
12. Общая структура и программа научного исследования..
13. Эмпирические и теоретические задачи, их единство и различие.
14. Фундаментальные и прикладные научные проблемы. Наблюдение и эксперимент.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2. СТРУКТУРА
НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ
ПРОВЕДЕНИЕ ПАТЕНТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ:
ИЗУЧЕНИЕ НА ПРИМЕРАХ. ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА. ПОСТРОЕНИЕ РЕГРЕССИОННОЙ
ЗАВИСИМОСТИ
Цель и основные задачи работы
Целью практического занятия является освоение на 2-м уровне представлений о структуре научно-исследовательской работы, включая постановку научной задачи, анализ состояния вопроса по литературным и патентным источникам, выбор методов исследования, обработку опытных данных, оценку достоверности результатов и другие важнейшие разделы общей структуры НИР.
Основные задачи практического занятия:
– ознакомление с общей структурой НИР;
– изучение классификации методов исследований, их особенностей и области применения;
– освоение общих подходов к применению методов экспериментального исследования, включая планирование эксперимента, обработку опытных данных;
– ознакомление с содержанием и особенностями патентных исследований;
– освоение методики построения регрессионных зависимостей по результатам эксперимента.
Программа практического занятия
2.2.1 Изучение общей структуры научного исследования, в том числе на конкретном примере
2.2.2 Ознакомление с современной классификацией методов исследования, методами эмпирического и теоретического исследований.
2.2.3 Изучение общего понятия «патент», примеров патентования технических решений и сущности патентных исследований в составе структуры НИР.
2.2.4 Изучение принципов построения структуры экспериментального исследования, видов и планирования экспериментов на конкретных примерах.
2.2.5. Изучение общих подходов к обработке экспериментальных данных и построению регрессионных зависимостей.
По каждому из пунктов 2.2.1…2.2.4 студент приводит краткие обзоры, классификацию и сущность методов исследований, приводит примеры, используя лекционный материал, рекомендованный список литературы и информацию в сети Интернет.
В п.2.7. решается конкретная задача построения однофакторной регрессионной зависимости.
Основные теоретические положения по методике