Место дисциплины в структуре ООП

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет»

Институт истории и социологии

 

 

Кафедра истории Удмуртии, археологии и этнологии

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

«Теория и методология истории»

 

Направление подготовки

46.03.01 ИСТОРИЯ

 

Степень выпускника

БАКАЛАВР (тип ООП Академический)

Форма обучения

ЗАОЧНАЯ

 

Ижевск 2015



Цель и задачи освоения дисциплины

Курс преследует цель формирования историка-профессионала путем выработки у студентов представлений об истории как науке, ее объекте и предмете, научных проблемах, освоения практических методов и теорий исторического познания, навыков теоретического анализа конкретно-исторического материала. Как мы можем узнать свое прошлое? Что такое истина применительно к историческому знанию? Что такое исторический факт? В чем сущность научных методов познания прошлого? Что представляет из себя история как профессия ученого? На эти вопросы призван дать ответы изучаемый курс.

Курс предназначен для ознакомления студентов направления «История» с процессами познавательной деятельности историка и последующего активного овладения нормами профессиональной методологической культуры. Общеисторические и специальные курсы, как правило, излагают результаты исторического познания и не имеют своей целью рассмотрение механизмов получения нового знания. Это приводит к тому, что начинающие исследователи зачастую интуитивно овладевают методологическим арсеналом историка, методом проб и ошибок находят свой путь в исследовательской деятельности.

Поэтому целью настоящего курса является содействие формированию методологической культуры историка, его интеллектуальной культуры в целом.

Это предопределило содержание задач, встающих перед студентами в ходе изучения предложенного курса:

- ознакомление с общими проблемами теории и методологии исторического исследования;

- ознакомление с познавательными возможностями различных теорий исторического процесса;

- овладение арсеналом применяемых в исторических исследованиях общенаучных, специальнонаучных, частнонаучных методов;

 -самообучение студентов в процессе учебной и исследовательской работы. формирование у студентов общих представлений об особенностях истории как науки, ее места в системе социально-гуманитарного знания;

-ознакомление студентов с общими проблемами методологии исторического исследования;

-освоение познавательных возможностей общенаучных, специально-научных, частно - научных методов исторического исследования;

-освоение познавательных возможностей математических методов в историческом исследовании;

-овладение методиками методов в исторических исследованиях.

-формирование представлений о первичных навыках академической работы и научной деятельности;

-ознакомление бакалавров с принятыми в академическом сообществе практиками письменного и устного общения;

-формирование навыков конспектирования лекций и научной литературы;

-формирование навыков работы с сайтом Удмуртского университета и образовательными сайтами в системе Интернет;

-ознакомление студентов с принципами создания визуальных презентаций;

-формирование навыков библиографического описания; правилами цитирования;

-формирование навыков технологии работы с научной литературой;

- формирование навыков оформления научной работы.

Решение поставленных задач позволит студентам глубже осознавать материалы профессиональных курсов, что особенно важно в условиях теоретического и методологического плюрализма. Курс дает возможность понимания сложной структуры истории как науки с многообразным арсеналом ее познавательных средств. Он нацеливает студентов на самостоятельную работу, поиск нестандартных решений исследовательских задач, овладение методическим и техническими приемами изучения исторической реальности.

Результатом такой работы является написание курсовых и выпускной квалификационной работ, в который студент обосновывает методологию исследования, осознанно применяет освоенные в учебном процессе методы и, возможно, разрабатываеторигинальных эффективных решений исследовательских задач. Курс поможет студентам организовать свою исследовательскую деятельность, грамотно оценивать результаты научной деятельности историков, излагаемых в монографиях, статьях, публикациях. Курс окажется полезным для студентов, активно проявляющих себя в самостоятельных научных исследованиях, при написании ими первых научных публикаций.

 

Место дисциплины в структуре ООП

Принципы построения курса:

Курс входит в базовую часть профессионального цикла ООП

Курс адресован студентам 3 курса направления подготовки 46.03.01 «История» (Заочное отделение), обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Теория и методология истории»

Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: «Введение в профессию», «Математические методы исторического исследования», Для успешного освоения курса должны быть сформированы компетенции

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3);(пороговый уровень)

способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области теории и методологии исторической науки (ПК-4););(пороговый уровень)

 

Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин общепрофессиональных дисциплин и подготовке курсовой и выпускной квалификационной работы

Программа курса построена на блочно-модульном принципе

 

1. Основные проблемы методологии истории 2. Основные проблемы теории истории

 

 

Курс имеет практическую часть в виде:

Для студентов заочной формы обучения:

1. Семинарских занятий;

2. Контрольной работы «Структура исторического исследования» (по теме курсовой работы)

Аннотация одной из монографий (или ее раздела). Посвященных проблемам теории и(ли) методология истории (см. список монографий) (желательно близкой по тематике курсовой (выпускной квалификационной) работы).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: