Лекция - 4 часа
1.Вступительная часть – 5 минут:
– проверка студентов
- информирование
- объявление темы, цели и задачи
Основная часть – 2час, 30 мин.
1. Китай – третье по величине государство в мире после России и Канады, занимает 1\5 территории Азии. Площадь страны – 9,5 млн. кв.км., население – 1,2 мрлд. чел., т.е. каждый пятый человек на Земле – китаец. Китай разделен на 23 провинции, включая Тайвань, 5 автономных районов и 3 города центрального подчинения
2. Современная экономика Китая представляет собой следующую картину:
- наличие мощного государственного сектора, который производит 30% ВВП страны. Главным направлением реформ в этом секторе является акционирование предприятий при сохранении за государством контрольного пакета акций. 60%. В стране более 118 тыс. предприятий,
- под контролем государства находятся многие базовые отрасли экономики: энергетика, транспорт, металлургия, химическая индустрия, приборостроение, электроника, компьютерная техника и др. Происходят крупные качественные изменения в их структуре и техническом уровне.
|
|
- заметный сдвиг получило производство потребительских товаров, жилищное строительство в городах и деревне, оптовая и розничная торговля и т.д..
- в системе высшего образования Китая учатся свыше 3,2 млн. студентов, в аспирантуре – около 200 тысяч молодых ученых. Программа одаренных студентов финансируется государством полностью. Более 200 млн. молодежи изучают английский язык. По количеству пользователей Интернетом Китай догнал ведущие страны мира. Численность преподавательско-профессорского состава (ППС) – 400 тысяч человек
3.. Частный сектор в Китае создает 7 0% ВВП (и эта доля ежегодно растет), на частных негосударственных предприятиях и фирмах про изводится более 50% промышленной продукции, 37% услуг. Кроме того, 75% занятых в сельском хозяйстве также работают в частных хозяйствах.
Заключительная часть - 3 мин.
- подведение итогов занятия
- постановка задач на самоподготовку
- объявление темы реферата
Дидактический материал
Тезисы лекции
Новая китайская модель экономического развития получила название «Пекинский консенсус». Ее отличительные черты:
- ориентация на национальные традиции и особенности при строительстве социализма;
- первоочередное внимание к науке и образованию;
- курс на длительность проведения реформ, без пресловутых «больших скачков» в экономике;
- использование системы рыночных отношений при общих социалистических принципах управления;
- принцип политической открытости для внешнего мира.
3. Это динамичная модель, способная к развитию, ее стержнем выступает тандем твердой государственной власти и хозяйственного механизма рыночной экономики. Она обеспечивает не просто высокие темпы экономического роста и длительную социальную стабильность, но она оказалась в отличие от многих иных моделей, способной решить главную проблему практически во всех развивающихся странах, а именно проблему борьбы с бедностью
|
|
4. Основные макропоказатели Китая в динамике и на перспективу.
Таблица 7.
Основные макропоказатели | 1985 год | 2005 год | 2010 год | 2020 год |
ВВП(мрлд.долл.): | 1670 | 9520 | 13475 | 23015 |
по обменному курсу(юан/долл) | 290 | 1650 | 2340 | 4000 |
по ППС (1,26 юан/долл) | 1325 | 7555 | 10695 | 18265 |
Среднегодовые темпы прироста ВВП (%): | ||||
- общий объем | 10,7% | 7,5% | 7,2% | 5% |
- на душу населения | 8,9% | 6,9% | 6,6% | 5,5% |
Структура ВВП (%): | ||||
1-ая сфера(с/х) | 28,5% | 16% | 14% | 10% |
2-ая сфера | 45% | 50% | 50% | 50% |
3-я сфера | 28,5% | 34% | 36% | 42% |
Источник: www.ereport.ru.news
5. Главным результатом проводимых в стране реформ надо считать превращение страны в индустриально-аграрную державу, которая имеет гигантские ресурсы для дальнейшего наращивания экономического и военного потенциала.За последние 20-25 лет в Китае внедрено более 440 тысяч крупных научно-технических проектов, из которых 75 тысяч – на общегосударственном уровне. В 80-е гг Китай занимал 2% на мировом рынке высоких технологий; в 90-е гг – 6%, в 2008 г. – 7,5%. В настоящее время Китай является лидером по производству многих видов современных технологий (из области электроники, компьютерной техники, информационного оборудования и др.).
Экономические уклады предприятий в промышленности Китая
Таблица.9.
Название | количество | Доля в промышленном производстве | Доля в промышленной продукции |
Государственные предприятия | 114 тыс. | 28,2% | 29% |
Коллективные предприятия | 1,6 млн. | 35,5% | 39% |
Индивидуальные предприятия | 6 млн. | 18,2% | 16% |
Прочие формы (частные, совместные, иностранные фирмы) | 70 тыс. | 26,1% | 17% |
Источник: www.ereport.ru\newsvideo.online.ua\search\tags\819
Оценивая перспективы и положительные тенденции китайской экономики важно отметить, что:
во-1) Китай стал ключевым фактором развития мировой экономики, поскольку страна ошеломила весь мир своими успехами в реальном секторе и получила шанс повторить опыт послевоенной Японии и южной Кореи.
в-2) китайскую модель рыночных реформ смело можно назвать универсальной в силу того, что опыт Китая основан на внимательном изучении и грамотной адаптации к своим национальным условиям тех закономерностей и пропорций, которые наработаны долгим историческим процессом мировой модернизации экономик в целом.
Лекция 14 ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ и СНГ
Лекция - 4 часа
1.Вступительная часть – 5 минут:
– проверка студентов
- информирование
- объявление темы, цели и задачи
Основная часть – 2час, 30 мин.
1. Переходная экономика – это особое состояние в развитии экономики, когда она функционирует в период перехода одной зрелой экономической модели к другой зрелой экономической системе. Такое движение всегда носит ступенчатый характер
2. К числу общеэкономических закономерностей, свойственных странам с переходной экономики, относятся: неустойчивость развитияальтернативный характер развития; историчность и т.д.
3. Экономические этапы переходной экономики:
- создание политических и институциональных предпосылок (1991г.);
- либерализация экономики (1992г.);
- приватизация (1992 - 1994гг.);
- макроэкономическая (финансовая) стабилизация (1996г. - первое полугодие 1998г., 1999г. - по настоящее время);
- структурная перестройка и др.
Заключительная часть - 3 мин.
- подведение итогов занятия
- постановка задач на самоподготовку
- объявление темы реферата