Приемы абстрактно-логического метода исследования, их сущность

Абстрактно-логический метод исследования используется для изучения сущности явления в том случае, если недостаточно информации для проведения углубленного анализа или невозможно для этих целей применить экспериментальный метод исследования.

Основными приемами абстрактно-логического метода являются:

1.Выдвижение гипотезы – обоснованного научного предположения о закономерной причинной связи между явлениями. Гипотезы бывают: описательные (предполагается существование какого-то явления), объяснительные (позволяющие вскрыть причины существования явления), описательно-объяснительные. К гипотезе предъявляются определенные требования: она должна включать, как правило, одно положение; в нее нельзя включать не совсем однозначные понятия и категории; гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений; она требует стилистического оформления, логической простоты и соблюдения преемственности.

2.Приемы индукции и дедукции. Индукция предусматривает изучение отдельных составных элементов явления для изучения всего процесса. Например, изучают изменения площадей сельскохозяйственных культур, сортов растений, их предшественников и т.д., т.е. все факторы, которые влияют на их урожайность и на объем валового производства растениеводческой продукции, объем договорных поставок. Применение индукции позволяет сделать общий вывод о признаках совокупности элементов на основе исследования их части. Прием дедукции заключается в изучении сложного явления от общих представлений к частным. Посредством дедукции вывод об отдельном элементе совокупности делается на основе знаний о признаках всей совокупности. В процессе познания индукция и дедукции всегда используются совместно.

3.Приемы анализа и синтеза. Прием анализа заключается в логическом расчленении сложного явления на его составные части и исследовании их отдельно для выявления закономерностей развития. Например, исследование себестоимости растениеводческой продукции по составу затрат на ее формирование. Прием синтеза заключается в мысленном воссоединении отдельных составляющих частей в единое целое с установлением законов его развития. Приемы анализа и синтеза органически связаны между собой и принимают различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования. На стадии поверхностного ознакомления с объектом исследования применяется прямой или эмпирический анализ и синтез, которые позволяют выделить отдельные части объекта исследования, обнаружить его свойства, провести простейшие измерения. Данные приемы используются одновременно при изучении конкретного объекта исследования.

4.Прием аналогии. Сущность состоит в том, что на основе сходства нескольких признаков изучаемого явления делается вывод о сходстве других признаков. Умозаключения по аналогии позволяют переносить знания о достаточно изученном объекте на менее изученный объект, но сходный с первым по существенным свойствам и качествам. Такие умозаключения являются одним из основных источников гипотез. Результаты, полученные с помощью приема аналогии, требуют дополнительной проверки, например, с помощью специальных опытов.

5.Прием сопоставления – это прием, при котором выявляются различия, например, фактических данных с результатами, полученными при моделировании, что позволяет провести корректировку модели изучаемого процесса.

6.Прием восхождения от абстрактного к конкретному представляет собой закон отображения действительности в мышлении. Согласно этому приему процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа. На первом этапе происходит переход от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Например, изучаемый объект мысленно расчленяется и описывается при помощи множества понятий и суждений. На втором этапе происходит переход от абстрактного к конкретному. На этом этапе мысленно восстанавливается целостность исследуемого объекта. Эти два этапа познания тесно взаимосвязаны друг с другом и позволяют сформировать закономерности развития изучаемого объекта, явления или процесса, которые должны проверяться практикой.

7.Системно-структурный прием предполагает системное изучение явления или процесса, т.е. сложное явления расчленяют на составные части (например, сельское хозяйство подразделяется на отрасли, предприятия, производственные подразделения и т.д.), выявляют их структуру, формы организации, функции, определяют возможные показатели развития отдельных частей системы.

8.Приемы формализации и моделирования. Формализация – это описание изучаемого объекта или процесса формальными средствами, т.е. в виде формулы, символами математики, обыкновенными словами и т.д., при этом исследователь отвлекается от конкретного содержания объекта или процесса. Моделирование – это разработка моделей, которые описывают изучаемый объект или процесс, его основные свойства в виде математических формул (математической модели), в виде логических выражений (логической модели), в виде графиков (графической модели).

9.Приемы программирования и прогнозирования. Прием программирования предусматривает разработку мероприятий по достижению определенных целей на ближайшую перспективу, т.е. разработка мероприятий (внесение удобрений, химпрополка, изменение предшественников и сортов для получения определенной урожайности культуры). Прогнозирование позволяет определить возможные тенденции развития процесса или явления и обоснования оптимальных путей достижения целей этого развития.


 


Лекция 5. Монографический метод исследования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: