Принцип верховенства конституции, его действие, Охрана конституции

ПВК п. 2 ст. 4: отражается утверждение конституционного строя, стремление к созданию правового государства, к подчинению государства праву. В принципе верховенства Конституции отражается и федеративный характер нашего государства. Ей должны соответствовать конституции республик РФ. Ч. 1 ст 15: ее приоритетное положение в системе юридических актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Правовая Охр. Кон – совок-ть юр ср-в, напр-х на предупр-е и пресеч-е нарушений конст норм, а тж их восст-е в случае нарушения; Система ПОК (элементы): - конст нормы, обесп-е стабильн-ть и реальность КРФ; - принципы прав-й системы РФ. Субъекты ПОК: сист гос органов, осущ-х контроль и надзор за соблюд конст норм, а тж прим-х меры конст отв-ти, их деят-ть, напр-я на защиту норм основн закона гос-ва, прим мер гос принуж-я в сл их нарушения; ПОК в более широком смысле – созд-е необх усл-й, разв-е соотв гарантий, соверш-е гос-прав ср-в и методов обеспеч действия конст норм. Прим-ся специф конст-прав-е ср-ва в целях обесп-я верх К в прав-й системе. Особое положение ПОК во всех сферах обществ жизни происходит из признаков КРФ как основного закона общества и государства, ее верхов-ва и высшей нормативной, юр силы. ПОК осущ-ся соотв инст-ами, кот явл средс-ми, предст-ми собой механизм прав охраны КРФ.

 

 

3. Конституционный контроль как функция властей в правовом государстве. КК - одна из форм правосудия, заключ-ся в проверке конст законодат и правоприм-й практики. Необх-ть КК обусл-на наличием КРФ, потребн-ю дейс-я конст закр-х норм и принц-в для уст-я и поддерж баланса полном-й высш органов власти. Главная задача КК в обесп верхов-ва и стабильн-ти К, сохр-и конст разд-я властей и гарант-ии защиты конст прав и свобод ЧиГ. S-ты осущ-е КК: 1. Президент; 2. Парламент; 3. Прав-во и др органы исп власти; 4. ОМСУ; 5. Прокуратура, иные правоох орг. КК - одно из ср-в обес­п верхов-ва конст предп-й, признак демокр гос-ва. Осн-е назнач-е – выявл-е ПА и дейс-й гос органов, ДЛ, противо­р-х конст предпис-м, а тж принятие мер по устр-ю выявл отклонений. Формы КК: 1.Предварит-й - это контр за конст-ю законов, осущ на стадии их принятия. В РФ КС правом осущ предварит КК не наделен. 2. Послед-й (текущ) КК осущ-ся в отнош принятого и вст-го в силу закона (иного па). Выделяют: 1. Конкретный КК – опр-е конст-ти закона при рассмот конкр суд дела; 2. Абстрактный КК – опр-е конст-ти закона вне завис-ти от наличия конкретного суд дела. В РФ прим-ся последняя форма контроля, имеют место и прояв-я конкретн КК. Задачи КК:1) опр-е конст-ти прав актов ОГВ (конст-ть - это соотв-е юр актов, дейст ОГВ действ КРФ); 2) лиш-е неконст акта юр силы, т.е. призн-е его недейств.

4 История развития института конституционного контроля. Конституционный контроль — это проверка соответствия Конституции РФ решений (действий, бездействия), принятых (осуществленных) юридическими и физическими лицами (органами и должностными лицами). Функция конституционного контроля в соц. странах признавалась в первую очередь (или даже исключительно) за высшими представительными органами государственной власти, которые могли осуществлять ее непосредственно либо с помощью создаваемых ими постоянно действующих органов общей компетенции.
Во всех Конституциях СССР (и в конституциях республик) предусматривалось, что контроль за соблюдением Конституции относится к ведению высших органов государственной власти и управления СССР.

 В некоторых социалистических государствах (в особенности на первых этапах их развития) осуществление функций конституционного контроля признавалось за высшими судебными инстанциями.
Так, в первые годы после образования СССР Верховный Суд участвовал в процедуре конституционного контроля. Основные же полномочия по осуществлению конституционного контроля принадлежали Президиуму Центрального Ис-полнительного Комитета (ЦИК) СССР. В бывшем СССР в его "перестроечный период" был учрежден специальный орган конституционного контроля - Комитет конституционного надзора СССР

Комитет конституционного надзора СССР прекратил свою деятельность в связи с распадом СССР и заключением 8 декабря 1991 года Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

 

5 Понятие и сущность конституционного контроля. Соотношение понятий «конституционный контроль», «конституционное правосудие», «конституционная юстиция». КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ — одна из форм правосудия, заключающаяся в проверке конституционности законодательства и правоприменительной практики. Необходимость К.к. обусловлена наличием Конституции, потребностью действия конституционно закрепленных норм и принципов для установления и поддержания баланса полномочий высших органов власти. Поэтому главная задача К.к. заключается в обеспечении верховенства и стабильности Конституции, сохранении конституционного разделения властей и гарантировании защиты конституционных (основных) прав и свобод человека и гражданина. Принято различать две формы К.к.: предварительный (превентивный) и последующий, или текущий (иногда еще его именуют репрессивным). Предварительный К.к. — это контроль за конституционностью законов, осуществляемый на стадии их принятия. Такая форма контроля существует в Швеции, Финляндии, Канаде, Италии, а также частично во Франции, где Конституционный совет обладает правом проверки закона до его вступления в силу. Такая превентивная мера слежения за конституционностью предотвращает возникновение ситуаций, требующих применения жестких мер, связанных, к примеру, с приостановлением действия нормативных актов. Есть страны, где применяются обе формы К.к. (Франция, Ирландия, Никарагуа, Панама). В РФ федеральный Конституционный Суд правом осуществления предварительного К.к. не наделен. Текущий К.к. осуществляется в отношении уже принятого и вступившего в силу закона (иного правового акта). Кроме того, принято различать: конкретный К.к. — определение конституционности закона при рассмотрении конкретного судебного дела; абстрактный К.к. — определение конституционности закона вне зависимости от наличия конкретного судебного дела. В РФ применяется последняя форма контроля, хотя имеют место и проявления конкретного К.к.

Сущность К.к. заключается в решении двух задач: 1) в определении конституционности правовых актов органов государственной власти (конституционность — это соответствие юридических актов и действий органов государства действующей Конституции); 2) в лишении неконституционного акта юридической силы, т.е. признании такого акта недействительным.

От понятия "К.к." необходимо отличать понятие конституционного надзора. В отличие от контроля надзор сводится лишь к обнаружению неконституционных актов, он обращен к органу, принявшему неконституционный акт (или вышестоящему по отношению к нему органу), с требованием отмены данного акта. Назначение конституционного надзора заключается в том, что надзирающий орган осуществляет систематическое наблюдение (мониторинг) за соответствием правовых актов Конституции. Такая деятельность может осуществляться как по чьей-либо собственной инициативе, так и по сообщениям об имеющих место нарушениях. В отношении актов федеральных министерств (иных ведомств), актов органов государственной власти субъектов РФ функцию государственного надзора в РФ выполняют органы прокуратуры. К.к. помимо специализированного судебного органа — Конституционного Суда осуществляют также Президент РФ, парламент, Правительство, суды общей юрисдикции. В некоторых странах К.к. и конституционный надзор объединены, т.е. осуществляются одним государственным органом. Право К.к. дает такому органу право отмены или признания недействительным акта, противоречащего Конституции.

6 Классификация конституционного контроля: понятие, значение, виды (предварительный и последующий; консультативный и постановляющий; обязательный и факультативный конституционный контроль; материальный и формальный; абстрактный и конкретный конституционный контроль и т.д.). По времени осуществления конституционный контроль может быть предварительным или последующим. При предварительном контроле акт проверяется до его вступления в силу (закон – до санкционирования и промульгации, но уже после принятия парламентом). Последующий контроль распространяется в принципе на действующие, по крайней мере официально опубликованные, акты.

По месту осуществления конституционный контроль может быть внутренним и внешним. Внутренний контроль проводится самим органом, который издает акт, внешний – иным органом, например главой государства, к которому на подпись или для промульгации поступил принятый парламентом закон.

С точки зрения правовых последствий конституционный контроль может быть консультативным или постановляющим. Решение в порядке консультативного контроля обладает моральной, а не юридической силой – юридически оно никого не обязывает и не связывает. Напротив, решение, принимаемое в порядке постановляющего контроля, обязательно.

По обязательности проведения конституционный контроль может быть обязательным или факультативным. В первом случае акт обязательно подвергается конституционному контролю, обычно предварительному. Наиболее часто конституционный контроль бывает факультативным: проводится по требованию управомоченного органа или должностного лица либо же индивида, у которого возникли сомнения в конституционности акта.

По форме конституционный контроль может быть абстрактным или конкретным. Абстрактный контроль означает проверку конституционности акта или нормы вне связи с каким-либо делом. Предварительный контроль может быть только абстрактным (но не наоборот). Конкретный же контроль осуществляется только в связи с каким-то, чаще всего судебным, делом, при разрешении которого подлежат применению определенные норма или акт, оспариваемые с точки зрения конституционности. Он, стало быть, – всегда последующий.

По объему своему конституционный контроль может быть полным или частичным. Полный контроль охватывает всю систему общественных отношений, урегулированных конституцией. Частичный же контроль распространяется лишь на определенные их сферы, например на права человека и гражданина, на федеративные отношения и т.д.

По содержанию конституционный контроль бывает формальным или материальным. При формальном контроле проверяется соблюдение конституционных условий и требований, относящихся к изданию акта, то есть входило ли издание акта в компетенцию издавшего органа, соблюдены ли процедурные требования при этом, в надлежащей ли форме издан акт. Материальный же контроль имеет дело с содержанием акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям конституции.

С точки зрения действия во времени (обратной силы), также наблюдаются две формы. Первая форма – extunc – означает, что решение о признании неконституционности имеет обратную силу и норма или акт, объявленные неконституционными, считаются недействительными с самого начала: с момента их издания или с момента вступления в силу конституционной нормы, которой они стали противоречить. Отсюда следует, что должны быть восстановлены отношения, существовавшие до этого момента, возмещен ущерб, причиненный их изданием, и т.д.

Поэтому чаще применяется вторая форма – exnunc, – означающая, что решение о неконституционности действительно только на будущее, а все прежние последствия действия неконституционной нормы или неконституционного акта остаются в силе. Конституция Румынии в ч. 2 ст. 145 прямо устанавливает: «Решения Конституционного Суда являются обязательными и имеют силу только на будущее» (предложение первое).

7 Американская модель организации конституционного контроля и ее разновидности. Американская модель характеризуется тем, что соответствующими полномочиями наделены суды общей юрисдикции. Эта модель иначе называется децентрализованной и «дифузивной». Ее характеризует трактовка конституционного контроля, как сугубо правовой функции. Такая модель действует в Аргентине, Бразилии, Мексике, Японии и других странах.

При этом существуют следующие разновидности судебных органов, наделенных правом осуществлять конституционный контроль:

1. Конституционный контроль могут осуществлять все суды общей юрисдикции, но окончательное решение принимает высший суд государства.

2. Конституционный контроль осуществляют только высшие суды государства.

3. Конституционный контроль осуществляют высшие суды субъектов федерации.

При американской модели должности судей верховных судов замещаются, как правило, по решению главы государства, санкционированному парламентом.

К достоинствам данной системы относятся: возможность обращения в суд по вопросу конституционности правового акта любой стороной судебного процесса; возможность рассматривать дело о неконституционности правового акта в любом суде; обеспечение принципа состязательности в процессе. К недостатками системы можно отнести следующие: при такой системе возможен только последующий конституционный контроль, когда вступивший в силу закон, може иметь разнообразные последствия, а признание его неконституционным может привести к нестабильности и запутанности юридических отношений; вопрос о конституционности правового акта решается судьей, который, как правило, не является профессионалом в конституционном праве; доведение дела до суда последней инстанции, которая принимает окончательное решение, может заняь очень много времени.

В некоторых странах (Колумбия. Перу) создается Палата конституционных гарантий, которая действует отдельно либо в составе Верховного суда.

Теоретическое обоснование европейская модель получила в работах австрийского юриста и философа Ганса Кельзена и впервые была реализована в Австрии в 30-е гг. ХХ века.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: