• Для компенсации нарушений восприятия и запоминания
слуховой информации используйте зрительные и тактиль
ные подсказки. Они помогают поддерживать внимание
ребенка. Объединяйте слуховую информацию со зритель
ными и двигательными обучающими средствами.
• Инструкции, воспринимаемые только на слух, разбейте
на короткие указания. Повторяйте их медленно, четко и
настолько часто, насколько требуется для правильного
выполнения.
• Дети лучше выполнят задание, если у них будет достаточ
но времени на обдумывание.
• Правильно выполнять действия обычно помогает словес
ное обдумывание, которое заменяет у детей внутреннее
обдумывание. Если ребенок еще не начал говорить, внеш
нее обдумывание будет выражаться движениями, попыт
ками действовать. Ваши комментарии придадут движени-
78
ям ребенка словесную форму, помогая ему организовать
' свою деятельность. Кроме того, они постепенно приучат
детей к использованию словесного обдумывания для решения задач.
• Важно научить ребенка просить о повторении словесной
инструкции в том случае, если он ее не понял. Проявляй
те инициативу: если ребенок начал неправильно выпол
нять просьбу, остановите его, сказав: «Ты не понял? Я
> повторю. Слушай!»
Как помочь детям концентрировать внимание?
• Чтобы помочь ребенку сосредоточиться на более продол
жительное время, сведите к минимуму посторонние зри-
• тельные и слуховые раздражители.
• Сажайте ребенка ближе к педагогу, это поможет ему скон
центрировать внимание на говорящем.
• Для самостоятельной работы можно рассадить детей ма-
1 ленькими группами так, чтобы свести к минимуму от
влекающие факторы.
• Работая с маленькими детьми, используйте для органи-
I зации их поведения такие команды, как: «Стоп!», «Смот
ри!», «Слушай!». Позже у них появятся навыки самоконт
роля.
• Вместо карандаша и бумаги чаще используйте другие,
более привлекательные развивающие материалы.
• Организуйте занятие так, чтобы воздействовать сразу на
несколько органов чувств. Это положительно влияет на
интерес и мотивацию детей.
• Разбивайте указания на шаги, что поможет детям скон
центрировать на них внимание.
• Старайтесь обеспечить физическую адаптацию (столик с
наклоном, подставка для ног, удобное сидение со спин
кой), чтобы компенсировать плохую осанку, низкий то
нус и другие факторы, которые мешают ребенку сидеть
спокойно и комфортно в течение относительно длитель
ного времени.
Взаимная зависимость процесса обучения и мотивации
I • Организуйте выполнение заданий так, чтобы ребенок в |
Организуйте выполнение заданий так, что? большинстве случаев добивался успеха. Положительный
79
опыт, приобретенный в процессе обучения, обеспечивает мотивацию, которая, в свою очередь, развивает упорство и настойчивость.
• Если материал хорошо усвоен ребенком, измените ситуа
цию так, чтобы он мог закрепить знания, используя ме
тод проб и ошибок.
• Включайте в работу задания, которые дети могут выпол
нить самостоятельно.
• Адаптируйте задачи и пособия в соответствии с уровнем
развития детей.
• Используйте одобрение и поощрение как награду за каж
дый шаг выполнения задачи.
• Используйте вещественные подтверждения хорошей ра
боты ребенка (лакомство, игрушка, просмотр любимой
передачи, чтение книги и т.д.). Для ребенка, мыслящего
конкретно, это значит намного больше, чем общая сло
весная похвала.
• Словесная похвала должна содержать в себе конкретную
информацию, а не общие слова, например: «Ты правиль
но собрал пирамидку», а не «Очень хорошо!»
• Приучайте детей не бояться делать ошибки. Хвалите их за
то, что, сделав ошибку, они продолжают попытки вы
полнить задание.
Развитие навыков самообслуживания
Этапы формирования навыков самообслуживания в норме
Жизнь ребенка социально организована с самого рождения и включает в себя череду бытовых действий, повторяющихся каждый день: сон, умывание, еда, пользование туалетом, одевание и раздевание. Сензитивный период формирования культурно-гигиенических навыков приходится на раннее детство. Навык - это частично автоматизированное действие, сформированное в результате многократных повторений. При хорошем навыке все действия, которые мы совершаем, не осознаются, они производятся как бы сами собой. Навык, ставший потребностью, называется привычкой. Задача родителей и педагогов - эту привычку воспитать.
В основе самообслуживания лежат культурно-гигиенические навыки
80
К их числу относится все, что связано с повседневной жизнью: с приемом пищи, умыванием, мытьем, туалетом, одеванием и раздеванием, подготовкой и уборкой постели, гигиеной жилья.
Для того, чтобы есть, ребенок должен научиться пользоваться ложкой и вилкой, чтобы умываться - мылом и полотенцем, чтобы пить - чашкой, чтобы причесываться — расческой, то есть ему необходимо развивать предметную деятельность. Становление предметной деятельности совпадает с формированием культурно-гигиенических навыков (табл. 8), когда малышей начинают учить пользоваться ложкой, чашкой, салфеткой, мылом, полотенцем и другими предметами.
Таблица 8