. Вскрытие карьерного поля осуществляется горными выработками, обеспечивающими транспортный доступ с земной поверхности к рабочим горизонтам карьера с целью доставки вскрышных пород на отвалы, а полезного ископаемого к пунктам их приема на поверхности. Вскрывающие горные выработки начинаются с поверхности или уже с вскрытого промежуточного рабочего горизонта и заканчиваются на отметке рабочей площадки вскрываемого горизонта. Способ вскрытия характеризуется типом вскрывающих выработок. В большинстве случаев для вскрытия рабочих горизонтов карьера применяют открытые горные выработки. Реже вскрытие осуществляется подземными горными выработками, а также сочетанием открытых и подземных горных выработок.. Схема вскрытия - это совокупность всех вскрывающих горных выработок, обеспечивающих в данный период грузотранспортную связь рабочих горизонтов карьера с горизонтами доставки горной массы. Схема вскрытия характеризуется типом, числом и пространственным положением вскрывающих выработок при фактическом положении горных работ. Система вскрытия - это последовательность изменения схем вскрытия за период существования карьера. Система вскрытия характеризует совокупность применяемых способов и схем вскрытия рабочих горизонтов карьерного поля за период разработки месторождения в целом. По отношению к фронту работ уступов вскрывающие выработки могут иметь фланговое или центральное заложение. При производстве открытых горных работ используются два типа горных выработок - капитальные и разрезные траншеи. Капитальные траншеи - открытые наклонные горные выработки, предназначенные для вскрытия рабочих горизонтов. В зависимости от рельефа поверхности капитальная траншея может иметь поперечное сечение в виде трапеции или неправильного четырехугольника (треугольника). Капитальные траншеи служат длительный срок и используются для расположения в них транспортных коммуникаций.Основными элементами капитальной траншеи являются ширина Вк т ее основания, глубина Нк т, продольный уклон 1К т, угол откоса бортов а т, длина 1 т в плане и строительный объем Ук т.
|
|
Ширина основания капитальной траншеи определяется либо видом карьерного транспорта, либо способом ее проведения. Минимальная ширина основания капитальной траншеи должна быть не менее суммы поперечного размера транспортных средств, безопасных зазоров между ними, поперечного размера площадок, кюветов и других элементов транспортных коммуникаций. Глубина капитальной траншеи равна разности отметок устья капитальной траншеи (начало траншеи на поверхности) и вскрываемого рабочего горизонта. При вскрытии одного уступа глубина капитальной траншеи равна высоте вскрываемого уступа. Продольный уклон капитальной траншеи устанавливается в зависимости от вида карьерного транспорта. В зависимости от продольного уклона капитальные траншеи делятся на наклонные и крутые
|
|
Разделение капитальных траншей
Признак разделения | Основные различия | Траншеи |
Расположение | Расположение вне контура карьера | Внешние |
траншей относитель- | Расположение внутри контура | Внутренние |
но конечного контура | карьера | |
карьера | ||
Число уступов, об- | Один уступ | Отдельные |
служиваемых систе- | Несколько (группа) уступов | Групповые |
мой траншей | Все уступы карьера до конечной | Общие |
глубины | ||
Основное назначе- | Для движения груженых и порож- | Одинарные |
ние траншей | них поездов (маятниковое движение | |
транспорта) | ||
Для движения только груженых | Парные | |
или только порожних поездов (поточ- | ||
ное движение транспорта) | ||
Стационарность | Постоянное расположение за кон- | Стационар- |
траншей | туром или на бортах в конечном | ные |
положении | ||
Временное расположение внутри ко- | Скользящие | |
нечных контуров на бортах, подле- | (временные) | |
жащих разработке |