Спрос - это потребность, представленная на рынке и обеспеченная денежными средствами, т.е. не любая, а платежеспособная потребность. Спрос показывает, какое количество данного товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.
Индивидуальный спрос - спрос, предъявляемый отдельным покупателем. Рыночный спрос - совокупность индивидуальных спросов. Чтобы получить величину рыночного спроса, необходимо просуммировать спросы индивидуальные.
Экономисты моделируют спрос, т. е. представляют его в виде модели, где спрос рассматривается как функция множества переменных, главная из которых - рыночная цена товара.
При покупке товаров люди неоднократно сталкиваются с тем, что объем спроса на различные товары зависит от цен на них. Чем выше цена товара, тем меньшее его количество люди хотят купить, и наоборот, чем ниже цена, тем больше объем спроса на него. В любой период существует определенная зависимость между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос. Эта зависимость называется законом спроса.
|
|
Закон спроса - при прочих равных условиях, чем ниже рыночная цена товара, тем больше величина спроса, и наоборот, чем выше рыночная цена товара, тем величина спроса меньше. Таким образом, между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.
Связь между ценой (Р) и объемом спроса (Q) на любой товар можно проиллюстрировать с помощью графика спроса (кривой спроса). Кривая спроса - это графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар. Кривая спроса (D) является нисходящей, убывающей, что отражает действие закона спроса.
Кроме цены существуют и другие факторы, определяющие спрос. Основными неценовыми факторами спроса являются:
· Вкусы и предпочтения потребителей, определяемые модой, рекламой, качеством потребляемых благ, обычаями, традициями и т.п. Изменение вкусов потребителей в благоприятную для данного товара сторону и рост числа покупателей на рынке вызывают увеличение спроса на товар и смещение графика спроса вправо.
· Уровень доходов населения. Увеличение дохода потребителей приводит к тому, что они предъявляют спрос на большее количество данного блага при каждой цене, т.е. спрос растет. Соответственно, снижение уровня доходов населения вызывает понижение спроса.
· Цены на сопряженные товары могут повлиять на изменение спроса на данный товар. Речь идет о ценах на взаимозаменяемые, взаимодополняющие и сопутствующие товары.
· Ожидания потребителей. Если потребители ожидают изменения цен на товары, повышения или понижения своих доходов, определенных действий правительства, затрагивающих доступность товаров, то это может повлиять на их желание приобретать товар в данный момент, а, следовательно, вызовет изменение спроса. Так, ожидания будущего повышения цены товара (инфляционные ожидания) подстегивают спрос. Результатом ажиотажного спроса будет смещение графика D вправо.
|
|
· Эффект отложенного спроса, связанный с существованием циклических колебаний спроса во времени - годовые, квартальные, недельные колебания.
Эластичность спроса. Формы эластичности спроса по цене
Степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов позволяет измерить эластичность спроса, которая рассчитывается через коэффициент эластичности. Эластичность – это мера изменения одной переменной при изменении другой, или процентное изменение одной переменной в результате изменения другой на 1%.
Различают эластичность спроса по цене, по доходу и перекрестную эластичность. Эластичность спроса по цене (Ер) показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. При этом различают:
Совершенно неэластичный спрос | Ep(D)= 0 | Объем спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости). Кривая спроса вертикальна. |
Неэластичный спрос | Ep(D)< 1 | Когда объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены). |
Единичная эластичность спроса | Ep(D)= 1 | Изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объема спроса. |
Эластичный спрос | Ep(D)> 1 | Объем спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену). |
Совершенно эластичный спрос | Ep(D)= ∞ | Объем спроса не ограничен при падении цены ниже определенного уровня. Кривая спроса горизонтальна. |
На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
· Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей;
· Консерватизм покупателей во вкусах;
· Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание, тем выше эластичность);
· Удельный вес товара в доходах потребителя (чем больше доля цены товара в доходах потребителя, тем выше эластичность).
Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении доходов на 1 %. Она зависит от следующих факторов:
· Значимость товара для бюджета семьи.
· Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.
· Консерватизм во вкусах.
Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных.
Перекрестная эластичность - это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми, отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие.