,
где T д — время работы двигателя, ч.
Удельный эффективный расход топлива
,
где Ne — эффективная мощность двигателя, кВт.
С учетом удельного эффективного расхода топлива определим его путевой расход:
,
где величина ge выражена в г/(кВт∙ч), Ne — вкВт, a v — в м/с.
Билет №5.
СТОА - станция технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей. Современные СТОА — это многофункциональные предприятия, которые можно классифицировать:
· по назначению (степени специализации);
· месторасположению;
· производственной мощности (числу производственных постов и участков);
· конкурентоспособности.
В зависимости от расположения СТОА подразделяют:
-на городские;
-дорожные;
Данное разделение определяет разницу в числе производственных постов и технологическом оснащении СТОА.
Дорожные СТОА являются универсальными, имеют от одного до пяти рабочих постов и предназначены для выполнения моечных, смазочных, крепежных, регулировочных работ, устранения мелких отказов и неисправностей, возникающих в пути, а также для заправки автотранспорта топливом и маслом. Дорожные станции, как правило, сооружаются в комплексе с автозаправочными станциями.
По степени специализации автомобилей предприятия автосервиса подразделяются:
-на комплексные (универсальные);
-специализированные по видам работ;
-СТОА самообслуживания.
Комплексные СТОА выполняют весь комплекс работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. Они могут быть универсальные — для обслуживания и ремонта нескольких марок автомобилей или специализированные — для обслуживания одной марки автомобиля.
Специализированные предприятия автосервиса также классифицируются по конкретным маркам и моделям автомобилей и видам работ (техническое обслуживание и ремонт в гарантийный период, техническое обслуживание и ремонт в послегарантийный период).
СТОА подразделяются по уровню специализации:
-техническое обслуживание и ремонт автомобилей только иностранного производства — доля иномарок в общем автопарке составляет 23 %, но обслуживанием иномарок занимается 28 % автосервисных предприятий;
-техническое обслуживание и ремонт автомобилей только отечественного производства — 75 % парка, но только 21 % предприятий автосервиса (обслуживание);
-техническое обслуживание и ремонт автомобилей как отечественного, так и иностранного производства — 51 %.
По видам работ СТОА подразделяются:
на диагностические;
ремонта и регулировки тормозов;
ремонта приборов питания и электрооборудования;
ремонта автоматических коробок передач;
ремонта кузовов, шиномонтажа, моечные и др.
По производственной мощности (исходя из числа производственных постов и участков) городские СТОА можно подразделить на малые, средние, большие и крупные.
Малые станции обслуживания с числом рабочих постов до 10 выполняют следующие виды работ: моечно-уборочные, экспресс-диагностику, техническое обслуживание, смазку, шиномонтажные, электрокарбюраторные, кузовные, подкраску кузова, сварочные, ремонт агрегатов. Основную долю этой группы составляют специализированные СТОА. Как правило, они заняты выполнением только профилактических видов работ и располагаются в радиусе, не превышающем 10—15 км от потребителя.
Средние станции обслуживания с числом рабочих постов от 11 до 30 выполняют те же виды работ, что и малые станции. Кроме того, здесь проводится полная диагностика технического состояния автомобиля и его агрегатов, окраска всего автомобиля, замена агрегатов, а также может производиться продажа автомобилей.
Большие станции обслуживания с числом постов более 30 выполняют все виды обслуживания и ремонта в полном объеме. На этих СТОА могут находиться специализированные участки для проведения капитального ремонта агрегатов и узлов. Для выполнения работ по диагностике и техническому обслуживанию могут применяться поточные линии. Как правило, на этих СТОА осуществляется продажа автомобилей.
По конкурентообразующим характеристикам рынок автосервисных услуг можно подразделить следующим образом.
Первая группа — фирменные (дилерские) СТОА, которые продают и обслуживают автомобили конкретных фирм и работают непосредственно с фирмами, концернами, предприятиями-производителями — авторизированные центры. Эти специализированные СТОА имеют современное технологическое оборудование, оригинальные запасные части, широкий выбор услуг по конкретной марке автомобилей, подготовленные кадры с высоким уровнем культуры обслуживания клиентов, высокую репутацию и высокие цены.
Фирменные СТОА выполняют функции, связанные с обслуживанием и ремонтом автомобилей в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации. Кроме того, их можно рассматривать как подразделения автозаводов, обеспечивающие их достоверной информацией о качестве выпускаемых автомобилей. Одновременно фирменные СТОА могут выступать центрами по производственно-техническому обучению персонала.
Вторую группу составляют прежние государственные СТОА, которые имеют большой опыт работы в автосервисе, специально спроектированные помещения, выгодное расположение, хорошие традиции, но устаревшие взгляды на отношение к потребителю и инерцию, затрудняющую их полную и эффективную адаптацию к условиям рынка. На этих СТОА хорошее, но нередко устаревшее оборудование, наработанные связи с потребителями, которые привыкли пользоваться их услугами, как правило, невысокие цены, им доверяют, поскольку они со старых времен привыкли придерживаться законов, имеют неплохой имидж, но не наилучшее качество запасных частей. По охвату рынка с точки зрения номенклатуры услуг их можно назвать универсальными.
К третьей группе относятся частные, вновь созданные СТОА, которые появились после перехода к рыночной экономике. В целом они имеют такие же характеристики, что и вторая группа.
К четвертой группе относятся автосервисы на производственно-технической базе автотранспортных и других предприятий. Здесь сравнительно низкий уровень технологии технического обслуживания и ремонта, низкая культура обслуживания, низкая квалификация кадров, низкая эстетика производства, завышенная продолжительность выполнения работ и узкая специализация по моделям автомобилей.
К пятой группе автосервисных предприятий относятся гаражные автосервисы. По характеристикам они уступают предприятиям предыдущей группы.
2. Трансмиссионные масла используют для смазки шестерен и других трущихся деталей задних мостов, коробок передач, раздаточных коробок, агрегатов гидромеханических передач, бортовых и колесных редукторов, рулевых механизмов и других агрегатов трансмиссии автомобилей. К трансмиссионным маслам относят также масла для гидромеханических передач, гидроусилителей и гидрообъемных передач.
Помимо смазывания, уменьшения износа и коррозии и других функций смазок, трансмиссионные масла выполняют роль рабочего тела для передачи мощности в гидромеханических трансмиссиях.
Условия работы трансмиссионных масел разнообразны, так как они применяются в различных механизмах, но во всех они весьма напряженные. Температура масла зависит от скорости вращения шестерен (скорости скольжения трущихся поверхностей зубьев), удельного давления в зоне контакта. Среднеэксплуатационная температура обычно составляет 60–90°С.
Скорости скольжения в различных агрегатах от 1,5 до 9–12 м/с, а в червячных передачах – до 20–25 м/с.
Удельные нагрузки в цилиндрических и конических передачах составляют 0,5–2,0 ГПа, в гипоидных вдвое выше. Это ухудшает условия смазки. В таких условиях масло может быстро окисляться, терять вязкостные и смазывающие свойства, что приводит к быстрому износу, коррозии и другим, связанным с этим негативными последствиям. По этим причинам трансмиссионные масла должны обладать высокой термической и термоокислительной стабильностью, хорошими противокоррозионными, противоизносными и противозадирными свойствами, пологой вязкостно-температурной кривой в широком интервале температур, быть инертными в отношении к уплотнительным материалам узлов трансмиссий.
К важнейшим эксплуатационным свойствам трансмиссионных масел относятся вязкостно-температурные. Вязкостно-температурные свойства определяют возможность начала движения при низких температурах, способность бесперебойно смазывать поверхности трения, мощностные показатели агрегатов трансмиссии. Нижний допустимый уровень вязкости масла определяется надежностью уплотнений, а максимально допустимая вязкость – величиной, допускающей свободное начало движения автомобиля без подогрева масла в агрегатах. При установившемся рабочем режиме вязкость должна быть достаточной для предотвращения износа при больших удельных нагрузках.
Требования к вязкостно-температурным свойствам противоречат требованиям к смазывающим, так как снижение износа, предотвращение заедания возможны при достаточно высокой вязкости, когда масло способно образовывать слой между трущимися поверхностями. Однако, при повышении вязкости растут потери на трение.
Стандартами вязкостно-температурные характеристики трансмиссионных масел контролируются по нескольким показателям (таблицы 13,14,15).