Сказки Салтыкова-Щедрина

Тема и задачи урока

Очерк жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина
 Сказки Салтыкова-Щедрина
История одного города

Эпиграф к урокам:

Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России.

М. Е. Салтыков-Щедрин

4.Жизнь и творчество писателя (ФИЛЬМ)

1. Детство и юность будущего писателя Родился 15 января 1826 г. в селе Спас-Угол Тверской губернии в богатой помещичьей семье. Властной и расчетливой помещицей была мать – Ольга Михайловна, отец же Евграф Васильевич Салтыков – слабохарактерный человек. В атмосфере вражды, лицемерия и жестокости прошло детство будущего сатирика.
1836–1844 г. Салтыков-Щедрин учился в Московском дворянском институте, а затем в Царскосельском лицее.  Лицеисты жили напряженной духовной жизнью: читали запрещенные книги, слушали пламенные речи В. Г. Белинского («То было время поклонения Белинскому»), спорили о будущем России.  Знакомство Салтыкова с социалистом-утопистом М. В. Петрашевским переросло в дружбу.
2. Начало литературной деятельности . Повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848). В них писатель затронул тему социального неравенства и выступил с критикой существующего строя.. Повесть наполнена негодованием против угнетения человека человеком. Прогрессивные идеи в первых повестях привели в гнев реакционные круги общества.  А Николай I усмотрел в произведениях Салтыкова «стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу». Несмотря на то что Салтыков служил чиновником в канцелярии военного министерства, по решению Николая I был арестован и сослан в Вятку под надзор полиции. «Вятский плен» продолжался около восьми лет.  После смерти Николая I Салтыков возвратился в Петербург с огромным «запасом» фактов и впечатлений из жизни господствующих классов: «Я видел все безобразия провинциальной жизни, но не вдумывался в них, а как-то машинально впитывал их телом, и только по выезде из Вятки и по возвращении в Петербург, когда снова очутился в литературном кругу, я надумал изобразить пережитое в «Губернских очерках».
3. «Губернские очерки» (1856–1857) Вышли в журнале «Русский вестник» под псевдонимом – Николай Щедрин.Это произведение – разностороннее исследование провинциальной жизни. В «Губернских очерках» наметились такие черты писательской индивидуальности Салтыкова-Щедрина, которым еще предстояло развиться в последующих произведениях.  Это «живое ощущение времени, умение в большом и малом обнаружить и обобщить скрытую суть явления, отсюда тяготение к сатирическим обобщениям, к иронии».  
4. М. Е. Салтыков-Щедрин на государственной службе В Министерстве внутренних дел (вице-губернатор в Рязани и Твери, председатель казенной палаты – в Пензе, Туле, Рязани). Справедливый и принципиальный, Салтыков-Щедрин держался решительно, ему удалось пресечь немало нарушений, возбудить несколько дел о жестоком обращении помещиков с крестьянами, отстранить от службы погрязших в должностных преступлениях местных чиновников. Отношение Салтыкова-Щедрина к крестьянской реформе 1861 г. сложное. Сознавая ее половинчатый характер, писатель «предвидел и далеко идущие последствия юридической ликвидации крепостного рабства».  
5. Работа М. Е. Салтыкова-Щедрина в «Современнике» и «Отечественных записках» С 1862 года Салтыков-Щедрин работает в «Современнике», а с 1868 года сначала вместе с Некрасовым, а с 1878 года после смерти Некрасова возглавляет «Отечественные записки».  Журнальной деятельности писатель-сатирик отдает все свои силы и знания. Служба для писателя закончилась. В чине действительного статского советника М. Е. Салтыков-Щедрин ушел в отставку: «…о времени моей службы я стараюсь забыть… Я – писатель, в этом мое призвание».  
6. Создание произведений «История одного города» (1869–1870); «Господа Головлевы» (1875–1880); «Пошехонская старина» (1887–1889); «Сказки (для детей изрядного возраста)» В условиях постоянных цензурных гонений Салтыков-Щедрин умел говорить читателям правду. В апреле 1884 г. «любимое детище» Салтыкова-Щедрина – журнал «Отечественные записки» был закрыт навсегда. «Теперь у меня все… отняли. Можно ли представить себе что-нибудь более жестокое, унизительное, позорное», – писал он. Последние пять лет жизни писателя были особенно трудны. Он чувствовал себя одиноким. Единственным спасением была работа. «Он работал… до последнего вздоха… продолжая выпускать произведение за произведением, умирал в полном смысле этого слова воином на поле битвы», – рассказывал один из современников писателя-сатирика.  
Пошехонская старина» «– итоговое произведение писателя, завещание людям. М. Е. Салтыков-Щедрин незадолго до смерти написал «завет» своему семнадцатилетнему сыну Косте: «Милый Костя, так как я каждый день могу умереть, то вот тебе мой завет: люби мать и береги ее, внушай то же и сестре… Старайся хорошо учиться и будь безусловно честен в жизни. Вот и все. Любящий тебя отец. Еще паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому»*.  
   

Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ядовитому ехидству, очаровывают своим языковым совершенством.

Сказки Салтыкова-Щедрина

Сказочный жанр привлекал внимание Салтыкова-Щедрина. Еще в 1869 г. он написал три сказки («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть»).

В 80-е годы XIX века Салтыков-Щедрин за короткий срок создал книгу сказок (около 30). «Голова до сих пор полна… между прочим, сказками. Надобно отказаться от этой книги, которая не повредила бы мне…» – писал сатирик.

80-е годы – «разгул» реакции, цензурные гонения, закрыты «Отечественные записки». У писателя, по его словам, «отняли, скомкали и запечатали душу».

 Обращение Щедрина к сказкам нельзя объяснять только произволом цензуры, более важными оказались содержательные возможности сказок.

Сказки были напечатаны с многозначительным подзаголовком: «для детей изрядного возраста».

Один из цензоров сказал: «То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки – та же сатира, и сатира едкая… направленная против общественного и политического нашего устройства». Многие сказки так и не появились в печати при жизни писателя.

основные тем сказок.   1. Народ и самодержавие. («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Сказка о ретивом начальнике».) 2. Народ и господствующие классы. («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга».) 3. Народ и буржуазная обывательская интеллигенция. («Премудрый пискарь», «Либерал», «Карась-идеалист», «Вяленая вобла».)  
литературные термины Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным); гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении; «эзопов язык» (Эзоп – древнегреческий баснописец, создатель жанра басни) – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками.) Фантастика – несуществующее в действительности, выдуманное. Пародия – произведение, подражающее другому произведению, автору или течению с целью их осмеяния. Пародия состоит в «передразнивании», «переворачивании» оригинала. Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект в ироническом высказывании достигается тем, что истинный смысл события замаскирован. При иронии высказывается прямо противоположное тому, что подразумевается. Сарказм – едкая язвительная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии. Литота – это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления
   
«Повесть о том,как один мужик двух генералов прокормил» (1869 ФИЛЬМ 1) Какими изображает автор генералов и помещика? Как и в чем проявляется авторское отношение к генералам и помещику? 2) Каким изображает Салтыков-Щедрин русского мужика? 3) Что в сказках правдиво отражает действительность тогдашнего времени? 4) Над чем смеется автор? Какие человеческие пороки отмечает
 «Премудрый пискарь» (1882–1883) Время написания и публикация сказки – трудная пора реакции и террора в стране. Салтыков-Щедрин: «Уж очень худое время наступает». В нравственную атмосферу жизни проникают недоверие, подозрительность, трусость, равнодушие. Вопросы: 1) Как вы понимаете смысл заглавия сказки «Премудрый пискарь»? Что означает эпитет «премудрый»? 2) Какие советы дает своему сыну старыйпискарь? 3) Какова жизненная позиция пискаря? 4) Итог жизни пискаря. Что за мысли «посещают» его перед смертью? М. Е. Салтыков-Щедрин пишет: «И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто… только дрожит да одну думу думает: слава богу! кажется, жив!» Изображением жалкой участи трусливого пискаря, замуровавшего себя в тесную норку, сатирик высказал свое презрение всем тем, кто, покорясь инстинкту самосохранения, уходил от общественной жизни в узкий мир личных интересов. Салтыков-Щедрин приписал мелкой и жалкой рыбешке человеческие черты и вместе с тем показал, что человеку присущи «рыбьи» черты.  
«Вяленая вобла» 1) С чего начинается сказка? (Все высушено, и мозги тоже, все выветрилось.) 2) Как же жила вобла? Как объясняет свой ум-разум? (Умна, что вовремя провялили, лишили мыслей, чувств, совести. Как рефрен звучат слова: «Уши выше лба не растут».) 3) Какие явления современной действительности высмеивает сатирик в этой сказке? (Проповедью идеала аккуратности и умеренности во имя самосохранения, своими спасительными речами вобла оправдывает и прославляет низменное существование трусливых и жалких «премудрых пискарей». Процесс «вяления», омертвения и оподления душ показывает сатирик.  
«Медведь на воеводстве» (1884) 1) Каковы впечатления от прочитанной сказки? 2) Как автор называет Топтыгина I? 3) Расскажите о судьбе Топтыгиных. Чего же им надо? («Кровопролитиев» – вот что нужно. Судьба Топтыгина I – «погорел на ерунде, хоть потом все погромил – был отчислен. Топтыгин II – распоясался, все уничтожил, но мужиков «взорвало», они и проучили его рогатиной. Топтыгин III выбрал золотую середину: ничего не делал, но и его «постигла участь всех пушных зверей».) Политический смысл сказки был понятен современникам писателя. (Сказка была написана спустя три года после убийства Александра II.) По требованию цензуры произведение Щедрина было изъято из журнала «Отечественные записки». 4) Какие же явления современной действительности высмеял сатирик? Против кого направлена сказка? (М. Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности.Медведь под пером сатирика приобретает черты мракобеса – администратора, который притесняет народ, истребляет крамолу, уничтожает просвещение.)  
Художественное своеобразие сказок Сказки Салтыкова-Щедрина – политические сказки-сатиры, но они связаны с устным народным творчеством. Писатель использует традиционные сказочные образы, сказочные формулы и зачины, а также пословицы и поговорки. Будучи писателем-реалистом, Щедрин создал в сказках множество типических образов, художественных обобщений.  В сказках сочетается реальное и фантастическое, сказочное. Писатель мастерски пользовался эзоповской манерой письма («эзопов язык»), прибегал к заострению образов с помощью гипербол, гротеска, иронии.
«Истории одного города» (главы «Опись градоначальникам» и «Органчик», «Подтверждение покаяния»). Фильм 1. Когда и где происходят события «Истории одного города»? (Город Глупов.) 2. Расскажите о глуповцах и градоначальниках, управлявших городом в 1731–1836 гг. Какова роль главы «Опись градоначальникам» в произведении? 3. Какие сходные черты можно отметить в образах Брудастого, Бородавкина, Прыща, Угрюм-Бурчеева? 4. Расскажите о художественных средствах, использованных писателем в «Истории одного города». Приведите примеры. (Гипербола, гротеск, «эзопов язык», смешение времен, пародирование законодательных документов, стилизация летописного слога.) 5. В чем смысл соединения реалистического и фантастического в образах градоначальников? 6. Глава «Органчик». Что подчеркивает автор в поведении глуповцев? Чему они радуются? Почему в органчике только две мелодии? Кто или что является объектом сатиры? 7. Глава «Подтверждение покаяния». Чем завершается проект преобразования города Глупова в Непреклонск? Что удалось и что не удалось Угрюм-Бурчееву в его правление? 8. Прокомментируйте финал «Истории одного города». 9. Определите жанр произведения. (Сатирический роман, пародия на летопись, сатирические очерки.) «История одного города» – величайшее сатирическое произведение, «наполненное» подлинными событиями и фактами русской жизни, поднятыми на уровень грандиозного обобщения. Автор обратился к историческому прошлому России, чтобы облегчить современный ему государственный строй. За городом Глуповым «проступают» контуры Российского государства с его горестями, уродствами, мрачными и деспотичными правителями, бесправным и пассивным народом.  Последняя сцена смерча и ее гневно-очистительный итог сатирически многозначны. Великий сатирик не решается предсказать, чем может смениться глуповское царство.  Может, наступившая катастрофа не принесет с собою ничего положительного?  Но потрясение Глупов испытывает сильнейшее. «Оно пришло… История прекратила течение свое». Литературоведы утверждают, что Оно – это грядущая революция. «История одного города» – это сатира на государственный строй России 70–80-х годов XIX века. И. С. Тургенев: «История одного города», в сущности, сатирическая история русского общества.  
   

 

6. Итоги урока. Рефлексия

7. Задания для самостоятельной работы

Сообщения севастопольские рассказы

Конспекты

Учебник стр 3-29

тест

М.Е.Салтыков-Щедрин


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: