Реинжинирингкакспособповышенияэффективностибизнес-процессовворганизации

 

Однойизважнейшихпроблемсовременногопредприятияявляетсяпроведениеегореформированиявцеляхсозданиятакойсистемыуправления,котораябыудовлетворялаегозапросыдлянаиболееэффективногодостиженияпоставленныхцелей,быстройадаптациикрезкоменяющейсярыночнойсреде.
Всовременнойэкономическойлитературеипрактикеширокоераспространениеполучилиследующиепонятия,касающиесявопросовреформированиядеятельностикомпании:"реструктуризация","реорганизация","реинжиниринг".
Концепциюреинжинирингавначале90-хгодовпредложилиамериканскиеспециалистывобластиреинжинирингаМ.ХаммериДж.Чампивсвоейкниге"Реинжинирингкорпораций:революциявбизнесе".Авторыдаютследующееопределение:"Реинжинирингбизнес-процессов-этофундаментальноепереосмыслениеирадикальноеперепроектированиеделовыхпроцессовдлядостижениярезких,скачкообразныхулучшенийврешающих,современныхпоказателяхдеятельностикомпании,таких,какстоимость,качество,сервисит.д.".Ключевымипонятиямивуказанномопределенииявляются"процесс"и"радикальноеперепроектирование".
АнглийскиеспециалистыпосовременнымметодамуправлениякомпаниейМ.РобсониФ.Уллахприводятследующееопределение:"Реинжиниринг-этосозданиесовершенноновыхиболееэффективныхбизнес-процессовбезучетатого,чтобылораньше".Этижеавторыдополняютданноеопределение:"Реинжиниринг-этоинструмент,специальноразработанныйдлятого,чтобыпомочьвобстоятельствах,требующихмасштабныхизменений,обеспечитькоторыеиспользуемыесхемыулучшенияпроцессовневсостоянии".Вданныхопределенияхакцентделаетсяпреждевсегонанеспособностисуществующихметодовдобитьсярадикальныхизмененийвэффективностиуправления.Реинжинирингбизнес-процессовтребуетотегоразработчиковтворческихспособностей.Действительно,чтобысоздатьнечтосовершенноновоебезучетатого,чтобылораньше,необходимынестандартностьмышленияитворческаяинтуиция.
Современныеотечественныеспециалистывобластибизнес-реинжинирингаЕ.ОйхманиЭ.Поповопределяютреинжинирингкак"совокупностьметодовисредств,предназначенныхдлякардинальногоулучшенияосновныхпоказателейдеятельностикомпаниипутеманализаиперепроектированиясуществующихбизнес-процессов".Этоопределениеближектому,котороедаютМ.ХаммериДж.Чампи.Реинжинирингнеобходимименнодлякардинальныхизменений,причемэтиулучшениязатрагиваютосновныепоказателидеятельностикомпании.ВопределенииМ.РобсонаиФ.Уллахатакогоуточнениянет.
Анализразличныхсуществующихвнаучнойлитературеопределенийреинжинирингабизнес-процессовдаетнамвозможностьобобщитьихисучетомсовременноговзгляданаособенностиуправленияорганизациейпредложитьследующееопределение.Реинжиниринг-этофундаментальноепереосмыслениеирадикальноеперепроектированиебизнес-процессовдлядостижениясущественныхулучшенийвтакихключевыхдлясовременногобизнесапоказателяхрезультативности,какзатраты,качество,уровеньобслуживанияиоперативность.Вэтомопределениисодержатсячетыреключевыхслова.
Первымключевымсловосочетаниемявляется"фундаментальноепереосмысление".Оноозначает,чтоневозможнопроводитьреорганизациюбизнес-процессов,предварительнонепереосмысливдеятельностькомпанииинеизменивприэтоморганизационнуюструктуру.Переосмыслитьдеятельность-значитпонять,чтовпроцессеееосуществлениякомпаниядолжнаучитыватьнетолькособственныеинтересы,ноиинтересыобщества,природы,каждогоотдельногопотребителя.
Второеключевоеслововопределении-это"радикальный"(производноеотлатинского"radix"-корень).Радикальноеперепроектированиеозначаетобращениексамым"корням"явлений:непроведениекосметическихизменений,арешительныйотказотсуществующихсистемиметодов.Приэтомпредполагаетсясозданиесовершенноновыхспособовработы.Осуществитьреинжинирингбизнеса-этовсеравно,чтосоздатьегозаново.
Третьеключевоеслово-это"существенный".Реинжинирингнеимеетничегообщегоснебольшимичастичнымиилиприростнымиулучшениями,онпризванобеспечитьобщиймощныйрострезультативности.Нарешение"местных"вопросовмогутбытьнаправленыболеепростыеметоды,напримерразработкаподразделениямипрограммпоулучшениюкачестваит.д.Реинжинирингнужентолькотогда,когдавозниклапотребностьосуществитьзначительныйпрорыв.
Четвертоеключевоеслововопределении-"процессы".Большинстворуководителейкорпорацийне"ориентированынапроцесс".Онисосредоточенывосновномназадачах,отдельныхоперациях,структурах,ноненапроцессах.Всвязисэтимважнодатьконцептуальноеопределениеэтогопонятия.Посуществу,построитьлюбуюсистемууправленияможнотольконаосновеоднозначноопределенныхобъектов,изкоторыхонабудетсостоять.Тожесамоеотноситсяксистемепроцессногоуправленияорганизацией.Главнымиобъектамивлюбойсистемеуправленияявляются"объектуправления"-то,чемуправляют,и"субъектуправления"-тот,ктоуправляет.Длясистемыпроцессногоуправленияэтиобъектыопределяютсятерминами"процесс"и"владелецпроцесса"*(1).
Процесс-этоустойчивая,целенаправленнаясовокупностьвзаимосвязанныхвидовдеятельности,котораяпоопределеннойтехнологиипреобразует"входы"в"выходы",представляющиеценностьдляпотребителя.Например,первичным"входом"впроцессесбытаготовойпродукцииможетбытьполучениеотделомпродажподтвержденныхзаказовотпокупателей,первичным"выходом"изэтогопроцесса-отгрузкаготовойпродукциипокупателю.
Понятиесистемыпроцессовопределитьдостаточнотрудно.Сегоднявыделяюттриосновныхгруппыпроцессов:
сквозныепроцессы,проходящиечерезнесколькоподразделенийорганизациииличерезвсюорганизацию,пересекающиеграницыфункциональныхподразделений.Сквозныепроцессычастоназываютмежфункциональными;
процессы(подпроцессы)подразделений,деятельностькоторыхограниченарамкамиодногофункциональногоподразделенияорганизации.Такиепроцессыназываютвнутрифункциональными;
операции(функции)самогонижнегоуровнядекомпозициидеятельностиорганизации,какправило,онивыполняютсяоднимчеловеком.
Ещеоднапроблемасостоитвтом,чтобырешить,надкакимипроцессамиследуетпроводитьреинжиниринг.
ОпытпроведенияреинжиниринганаОАО"Брянскхлебпром"показал,чтореинжинирингвсехбизнес-процессовсталнастоящимиспытаниемдляперсонала.Былапоставленазадача,определитьвкаждомподразделениипроцессы,требующиереформирования.Врезультатебыловыявленосотниединичныхвнутрифункциональныхпроцессов,ноневыделеныглавныепроцессыинепроанализированасовокупностьпроцессовпопредприятию.Очевидно,чтотакойуровеньохватаидетализации,скореевсего,неприведеткжелаемомурезультату.
Чтобыоценитьзначениереинжиниринга,сопоставимфункционированиесуществующейибудущей(послереинжиниринга)моделибизнесанапримерепредприятияОАО"Брянскхлебпром".
ДопроведенияреинжинирингапокупательобращалсянаОАО"Брянскхлебпром"дляприобретенияхлебобулочныхизделийдлясвоегомагазина.Сэтойцельюонзаблаговременнозвонилвотделсбытаиоставлялзаявкунапродукцию,азатемприезжалнаОАО"Брянскхлебпром",гдесотрудникотделасбытавыписывалемураспоряжениедляполученияпродукциисосклада.Носначалаэтораспоряжениенужнобылозавизироватьукоммерческогодиректора.Далееклиентотносилегонасклад,гдеемувыписывалитоварно-транспортнуюнакладную.Покатоварзагружалинаавтомобильныйтранспорт,клиентвизировалнакладнуювбухгалтерии.Последолгогохожденияпокабинетамемувсежеудавалосьоформитьвседокументынавывозпродукциистерриториипредприятия.Ктомувременинапредприятиинаступалобеденныйперерывиклиентнеуспевалполучитьсчет-фактуру,таккакбухгалтернарабочемместеотсутствовал,поэтомуемуприходилосьждатьвтечениечаса,чтобызакончитьначатоедело.
Реинжинирингпредполагаетпринципиальноинуюсхемуорганизацииданногопроцесса.Клиентработаетлишьсоднимменеджеромпопродажам,вкомпетенциюкотороговходятвопросы:
визированиезаявкиукоммерческогодиректоранаотгрузкупродукции;
согласованиеотпускнойценыиобъемаотгружаемойпродукции;
подготовкадокументовпооплате;
резервированиенаскладепродукции,указаннойвзаявке,иподготовкаеекотгрузке.
Клиентуостаетсялишьоплатитьизабратьпродукцию.Толькореинжинирингпроцессареализациииприменениевышеописаннойсхемыпозволилипредприятию:привлечьновыхпокупателейзасчетболеекачественногообслуживанияиупрощенияпроцедурыпродажииотгрузкиготовойпродукции;снизитьзатратырабочеговременисотрудников,вовлеченныхвданныйпроцесс;обеспечитьпланированиепроизводстваиостаткаготовойпродукциинаскладе.
Исследуякатегорию"реинжиниринг",нельзянеопределитьегоместосредидругихкатегорий,определяющихструктурныепреобразованияорганизаций.Однойизтакихкатегорийявляетсяреструктуризация.Реструктуризация-этопроцесскомплексногоизмененияметодовфункционированиябизнесаиегореформирования,осуществляемыйврамкахкомпании.Онаявляетсяпродуктомдеятельностиуправленческойверхушкиинезатрагиваеторганизационно-правовойформыкорпорации,невлияетнасоставегособственниковиразмерихдолей(акций).
Подреструктуризациейподразумеваетсясовокупностьмероприятийпокомплексномуприведениюусловийфункционированиякомпаниивсоответствиесизменяющимисяусловиямирынкаивыработаннойстратегиейееразвития:совершенствованиеструктурыифункцийуправления,преодолениеотставаниявтехнико-технологическихаспектахдеятельности,совершенствованиефинансово-экономическойполитикиинаэтойосновеповышениеэффективностипроизводства,конкурентоспособностипродукциииуслуг,ростпроизводительноститруда,снижениеиздержекпроизводства.Реструктуризацияосуществляетсянаосновебизнес-планаилиинвестиционногопроекта.
Реорганизациейназываетсяпроцессизмененияорганизационно-правовойструктурыкомпаниивформеслияния,разделения,выделенияипреобразования.Онаосуществляетсяисключительнонаосноверешениясобственниковакционерногообществаиизменяетвнешнююструктурубизнеса.
Реструктуризациябизнесавпервуюочередьявляетсяреакциейнавнешнеедавлениесредыи,какследствие,вызванапреодолениемвнутреннихпроблемхозяйствующегосубъекта.
Вотличиеотреорганизациивосновереинжинирингалежатнеобходимостьреволюционныхизмененийвнутреннейструктурыуправленияипреодолениесистемныхпротиворечийворганизациитруда.Такимобразом,задачареинжинирингасостоитневформированиимодели,отвечающейтребованиямконкретногорынка,авсозданииархитектурыбизнеса,способногоэволюционновзаимодействоватьсдинамическиизменяемымисвойствамирынкавцелом.Задачареструктуризации(реформирования)производствазаключаетсявсогласованиитребованийрынка(внешнейкомпоненты)иструктурыбизнесакомпании(внутреннейкомпоненты).
Приреструктуризациииреинжинирингепроисходитзаменадействующейструктурыбизнесакомпаниинановую.Однакоэтипроцессыимеютразныецели,задачииметодыреализациипринятыхрешений.Врезультатевсовременнойинтерпретацииониприобрелидвойнуюсмысловуюнагрузку:"чтоделать?"и"какделать?".
Основнымразличиемреинжинирингаиреструктуризацииявляютсяметодыпроводимыхпреобразований.Вчастности,реструктуризацияпредусматриваетпоэтапноеизменениеорганизованнойструктурыкомпании,основанноенамодификациииулучшениидействующихбизнес-процессов.Реинжиниринг-этовсегдаизменения,вследствиекоторыхкомпанияприобретаетпроцессно-ориентированнуюструктурубизнеса.Впервомслучаеразработчикизучаетпроблемыиегодействиянаправленынаихустранение,вовторомонисследуетвозможности,аегодействияориентированынаихреализацию.
Итак,можносделатьвыводотом,чтопонятия"реструктуризация"и"реинжиниринг"неявляютсяравнозначными.Применениекаждогоизнихможетбытьобусловленоспецифическимисвойствамихозяйствующегосубъекта,атакжестратегическимицелямиегоруководства.Реинжиниринг-сложныйпроцесс.Передегопроведениемнеобходимопонять,ккакимпоследствиямонприведет,тщательнообдуматьвозможностьегоприменениявконкретнойорганизации,проанализировать,каконвпишетсявпроцессулучшенияееработы,азатемужепланироватьиосуществлятьреформированиебизнес-процессовнапрофессиональномуровне.

 

































КлассификацияЭИС

По масштабуЭИС можноклассифицироватьследующимобразом:

-международныеЭИС;

-государственныеЭИС;

-региональныеЭИС;

-отраслевыеЭИС;

-ЭИСподотраслей;

-ЭИСкрупнейшихтранснациональныхкорпораций;

-ЭИСобъединений;

-ЭИСкорпораций;

-ЭИСфинансово-промышленныхгрупп;

-ЭИСконцернов;

-ЭИСучреждений;

-ЭИСпредприятий;

-ЭИСструктурныхподразделений;

-ЭИСотделовкрупныхпредприятий,учреждений,организаций;

-пользовательскиеЭИСит.д.

 

По числупользователейЭИС можноклассифицироватьследующимобразом:

- однопользовательские(илиперсональные) -ЭИС,которыеявляютсяобособленными,несвязаннымииневзаимодействующимипостоянносдругимиЭИС,атакжеиспользуемыетолькосвоимнепосредственнымиединственнымпользователем;

- многопользовательские(илираспределенные) -ЭИС,вкоторыхболеечемодинпользователь.ВтакихсистемахестьвозможностьпозволитьиспользованиеодногоилинесколькихкомпонентоводнойилинесколькихЭИСисоответствующихиминформационныхтехнологийдругимилюдьми(пользователямисистемы).

 

По отраслевойпринадлежностиЭИС можноклассифицироватьследующимобразом:

Прогнозированияявляютсястержнемлюбойторговойсистемы,всвязисэтимграмотносделанныепрогнозыФорексмогутсделатьтебяввысшейстепениденежным.

-ЭИСпромышленности;

-ЭИСсвязи;

-ЭИСтранспорта;

-ЭИСсельскогохозяйстваит.д.

 

По формесубъектовэкономикиЭИС можноклассифицироватьследующимобразом:

-ЭИСгосударственныхорганизаций,предприятий,учреждений;

-ЭИСнегосударственныхичастныхорганизаций,предприятий,учреждений;

-ЭИСмуниципальныхорганизаций,предприятий,учреждений.

 

По сфереприменения(предметнойобласти)ЭИС можноклассифицироватьследующимобразом:

-банковскиеЭИС;

-ЭИСфондовогорынка;

-страховыеЭИС;

-налоговыеЭИС;

-статистическиеЭИС;

-ЭИСпромышленныхпредприятий;

-ЭИСпредприятийиорганизацийнепромышленнойсферы;

-ЭИСпредприятийиорганизацийсферыбытаисервиса;

 

По охватываемымзадачам(поддерживаемымпредметнымтехнологиям)ЭИС можноклассифицироватьследующимобразом:

-ЭИСбухгалтерскогоучета(илибухгалтерииИС);

-ЭИСматериально-техническогоснабжения;

-ЭИСмаркетинга;

-ЭИСпланированияипрогнозирования;

-ЭИСскладскогохозяйства;

-ЭИСосновнымпроизводством;

-ЭИСуправленияперсоналом(кадрами)ит.д.

 


 


Поисковыесистемы

Поисковыесистемы(ПС)ужеприличноевремяявляютсяобязательнойчастьюинтернета.Сегодняонигромадныеисложнейшиемеханизмы,которыепредставляютсобойнетолькоинструментдлянахождениялюбойнеобходимойинформации,ноидовольноувлекательныесферыдлябизнеса.

Многиепользователипоисканикогданедумалиопринципахихработы,оспособахобработкипользовательскихзапросов,отом,какпостроеныифункционируютданныесистемы.Данныйматериалпоможетлюдям,которыезанимаютсяоптимизациейипродвижениесвоихсайтов,понятьустройствоиосновныефункциипоисковыхмашин.

ФУНКЦИИИПОНЯТИЕПС

Поисковаясистема –этоаппаратно-программныйкомплекс,которыйпредназначендляосуществленияфункциипоискавинтернете,иреагирующийнапользовательскийзапроскоторыйобычнозадаютввидекакой-либотекстовойфразы(илиточнеепоисковогозапроса),выдачейссылочногосписканаинформационныеисточники,осуществляющейсяпорелевантности.Самыераспространенныеикрупныесистемыпоиска:Google,Bing,Yahoo,Baidu.ВРунете–Яндекс,Mail.Ru,Рамблер.

Рассмотримпоподробнеесамозначениезапросадляпоиска,взявдляпримерасистемуЯндекс.

Запрособязанбытьсформулированпользователемвполномсоответствииспредметомегопоиска,максимальнопростоикратко.Кпримеру,мыжелаемнайтиинформациювданномпоисковике:«каквыбратьавтомобильдлясебя».Чтобысделатьэто,открываемглавнуюстраницуивводимзапросдляпоиска«каквыбратьавто».Потомнашифункциисводятсяктому,чтобызайтипопредоставленнымссылкамнаинформационныеисточникивсети.

Нодажедействуятакимобразом,можноинеполучитьнеобходимуюнаминформацию.Еслимыполучилиподобныйотрицательныйрезультат,нужнопростопереформироватьсвойзапрос,илижевбазепоискадействительнонетникакойполезнойинформацииподанномувидузапроса(такоевполневозможнопризаданных«узких»параметровзапроса,как,кпримеру,«каквыбратьавтомобильвАнадыри»).

Самаяосновнаязадачакаждойпоисковойсистемы–доставитьлюдямименнототвидинформации,которыйимнужен.Априучитьпользователейсоздавать«правильный»видзапросовкпоисковымсистемам,тоестьфразы,которыебудутсоответствоватьихпринципамработы,практически,невозможно.

Именнопоэтомуспециалисты-разработчикипоисковиковделаюттакиепринципыиалгоритмыихработы,которыебыдавалипользователямнаходитьинтересующиеихсведения.Этоозначает,чтосистема,должна«думать»также,какмыслитчеловекприпоискенеобходимойинформациивинтернете.

Когдаонвводитсвойзапросвпоисковуюмашину,онжелаетнайтито,чтоемунадо,какможнопрощеибыстрее.Получиврезультат,пользовательсоставляетсвоюоценкуработесистемы,руководствуясьнесколькимикритериями.Получилосьлиунегонайтинужнуюинформацию?Еслинет,тосколькораземупришлосьпереформатироватьтекстзапроса,чтобынайтиее?Насколькоактуальнаяинформациябылаимполучена?Какбыстропоисковаясистемаобработалаегозапрос?Насколькоудобнобылипредоставленыпоисковыерезультаты?Быллинужныйрезультатпервым,илинаходилсяна30-омместе?Сколько«мусора»(ненужнойинформации)былонайденовместесполезнымисведениями?Найдетсялиактуальнаядлянегоинформация,прииспользованииПС,черезнеделю,либочерезмесяц?

 

Длятогочтобыполучитьправильныеответынаподобныевопросы,разработчикипоискапостоянноулучшаютпринципыранжированияиегоалгоритмы,добавляютимновыевозможностиифункцииилюбымисредствамипытаютсясделатьбыстрееработусистемы.

ОСНОВНЫЕХАРАКТЕРИСТИКИПОИСКОВЫХСИСТЕМ

Обозначимглавныехарактеристикипоиска:

ПОЛНОТА.

Полнотаявляетсяоднойизглавнейшиххарактеристикпоиска,онапредставляетсобойотношениецифрынайденныхпозапросуинформационныхдокументовкихобщемучислувинтернете,относящихсякданномузапросу.Например,всетиесть100страницимеющихсловосочетание«каквыбратьавто»,апотакомужезапросубылоотобрановсего60изобщегоколичества,товданномслучаеполнотапоискасоставит0,6.Понятно,чточемполнеесампоиск,тембольшевероятность,чтопользовательнайдетименнототдокумент,которыйемунеобходим,конечно,еслионвообщесуществует.

ТОЧНОСТЬ.

Ещеоднаосновнаяфункцияпоисковойсистемы–точность.ОнаопределяетстепеньсоответствиязапросупользователянайденныхстраницвСети.Кпримеру,еслипоключевойфразе«каквыбратьавтомобиль»найдетсясотнядокументов,вполовинеизнихсодержитсяданноесловосочетание,авостальныхпростоестьвналичиитакиеслова(какграмотновыбратьавтомагнитолу,иустановитьеевавтомобиль»),топоисковаяточностьравна50/100=0,5.

Чемпоискточнее,темскореепользовательнайдетнеобходимуюемуинформацию,темменьшеразнообразного«мусора»будетвстречатьсясредирезультатов,темменьшенайденныхдокументовбудутнесоответствоватьсмыслузапроса.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Этозначимаясоставляющаяпоиска,которуюхарактеризуетвремя,проходящеесмоментаопубликованияинформациивинтернетедозанесенияеевиндекснуюбазупоисковика.

Кпримеру,наследующийденьпослевозникновенияинформацииовыходеновогоiPad,множествопользователейобратиласькпоискуссоответствующимивидамизапросов.Вбольшинствеслучаевинформацияобэтойновостиужедоступнавпоиске,хотявременисмоментаеепоявленияпрошлооченьмало.Этопроисходитблагодаряналичиюукрупныхпоисковыхсистем«быстройбазы»,котораяобновляетсянесколькораззадень.

СКОРОСТЬПОИСКА.

Такаяфункциякакскоростьпоискатеснейшимобразомсвязанастакназываемой«устойчивостьюкнагрузкам».Ежесекунднокпоискуобращаетсяогромноеколичестволюдей,подобнаязагруженностьтребуетзначительногосокращениявременидляобработкиодногозапроса.Тутинтересы,какпоисковойсистемы,такипользователяцеликомсовпадают:посетительхочетполучитьрезультатыкакможнобыстрее,апоисковаясистемадолжнаотработатьегозапростожемаксимальнобыстро,чтобынепритормозитьобработкупоследующихзапросов.

НАГЛЯДНОСТЬ.

Наглядноепредставлениерезультатовявляетсяважнейшимэлементомудобствапоиска.Помножествузапросовпоисковаясистеманаходиттысячи,авнекоторыхслучаяхимиллионыразныхдокументов.Вследствиенечеткостисоставленияключевыхфраздляпоискаилиегонеточности,дажесамыепервыерезультатызапросаневсегдаимеюттольконужныесведения.

Этозначит,чточеловекучастоприходитсяосуществлятьсобственныйпоисксредипредоставленныхрезультатов.РазнообразныекомпонентыстраницвыдачиПСпомогаюториентироватьсявпоисковыхрезультатах.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: