(лекции – 2 часа; семинары – 2 часа; самостоятельная работа – 8 часов)
Характер китайского этноса. Особенности этнокультурной уникальности. Причины этно- культурных различий. Традиционное отношение к соседним народам. Понятие личности в представлениях китайцев. Стереотипы поведения. Положение женщины в семье и обществе. Воспитание детей. Дружба и социальные связи.
Темы для обсуждения на семинаре:
1. Урбанизация в КНР: состояние и перспективы
2. Демографическая политика в КНР
3. Миграция населения в КНР
4. Пенсионная система КНР – этапы формирования и текущее положение
Литература:
Малявин В.В. Китайская цивилизация, М.: "Астрель", 2003.
Кузык Б.Н., Титаренко М.Л. Китай-Россия 2050: стратегия соразвития, М., 2006
Chuanglin Fang, Danlin Yu. China’s New Urbanization Developmental Paths. Springer: 2016 (springer.com)
Ran Liu. Spatial Mobility of Migrant Workers in Beijing, China. Springer: 2015. (springer.com)
Tai-Chee Wong, Hongmei Zhang et al. (eds.). Population Mobility, Urban Planning and Management in China. Springer: 2015 (springer.com)
Население, социально-культурная стратификация и социальные группы Японии. Миграции и диаспоры (Климов А.В.)
(лекции – 2 часа; семинары – 2 часа; самостоятельная работа – 8 часов)
Динамика численности населения, этнический и конфессиональный состав, размещение населения по территориям, городское и сельское население, возрастная и половая структура населения, демографическая политика
Темы для обсуждения на семинаре:
1. Крупнейшие города и культурные центры Японии (Токио; Осака; Нара; Киото).
2. Индекс развития человеческого потенциала в Японии.
3. Самоидентичность японцев.
4. Японский менталитет.
5. Айну в современной Японии.
6. Иностранная рабочая сила в Японии.
Литература:
Арин О.А. Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность. М., 1997.
Берндт Ю. Лики Японии. М., 1988.
Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после Второй мировой войны (1945–1995). М., 1997.
Симонова-Гудзенко Е.К. Ориентационная система в Японии VII-X вв. на примере первого территориально-административного деления. – Япония. Путь кисти и меча. М., 2002, №4, с. 20-26.
Арутюнов С.А. Японцы в Бразилии. – «Расы и народы», М., 1972, вып. 2, с. 256-265.
Страна восходящего солнца. История и культура Японии. Изд. «Феникс» Ростов-на-Дону, 2006
Лещенко Н. «Сегуны Токугава: Иэясу» // Япония сегодня – 2002 г. – февраль
Мельянцев В.А. "Восточноазиатская модель" экономического роста: важнейшие составляющие, достоинства и изъяны. М., 1998.
«Символ единства народа» // Япония сегодня. – 2001 г. – декабрь
The Human Mortality Database. http://www.mortality.org/
Мировой Атлас Данных http://knoema.ru/atlas
Население, социально-культурная стратификация и социальные группы Кореи. Миграции и диаспоры (Щепинина П.Н.)
(лекции – 2 часа; семинары – 2 часа; самостоятельная работа – 8 часов)
Этногенез корейцев. Понятие корейского этноса. Основные антропологические и этнолингвистические характеристики корейского этноса. Антропонимия в Корее. Виды социальных групп в традиционной Корее. Роль семьи в корейском обществе: традиция и современность. Социально-культурная стратификация в традиционном корейском обществе. Ее отражение в этнической психологии современных корейцев.
Темы для обсуждения на семинаре:
1. Этногенез корейцев.
2. Основные антропологические и этнолингвистические характеристики корейского этноса.
3. Роль семьи в корейском обществе: традиция и современность.
4. Социально-культурная стратификация в традиционном корейском обществе и ее отражение в этнопсихологии современных корейцев.
Литература:
1. Алкин С.В. Археологические культуры Корейского полуострова (каменный век – ранний железный век): краткий обзор современного состояния изученности // Вестник НГУ. – 2010, 9 (№5). – Новосибирск. – сс. 18-24;
1. Воробьев М.В. Корея до второй трети VII века. Этнос, общество, культура и окружающий мир. СПб., 1997;
3. Воробьев М.В. Очерки культуры Кореи. – СПб., 2002;
4. Курбанов С.О. История Кореи с древности до начала XXI века. – СПб., 2009;
5. Ланьков А.Н. Корея. Будни и праздники. – М, 2000;
6. Ларичев В.Е. Путешествие археолога в страну утренней свежести. – Новосибирск: Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, 2012;
7. В.М.Тихонов, Кан Мангиль. История Кореи. В двух томах. – М., 2011.
Население, социально-культурная стратификация и социальные группы в Юго-Восточной Азии. Миграции и диаспоры (Григорьева Н.В.)
(лекции – 2 часа; семинары – 2 часа; самостоятельная работа – 8 часов)
Этнолингвистическая классификация населения стран ЮВА. Религиозный состав. Этнические и религиозные меньшинства. Внутрирегиональные и внерегиональные миграции, диаспоры за пределами ЮВА.
Темы для обсуждения на семинаре:
Мусульмане Юго-Восточной Азии.
Христиане Юго-Восточной Азии.
Буддисты Юго-Восточной Азии.
Хуацяо (этнические китайцы) в Юго-Восточной Азии.
Индекс человеческого развития (ИЧР) и ситуация в странах Юго-Восточной Азии.
Литература:
Абраменко В.Г. Юго-Восточная Азия (справочник). М.: Кристалл, 1996. — 168 с.
Афонасьева А.В., Экономическое влияние хуацяо в Юго-Восточной Азии: перспективы для Китая // Общество и государство в Китае. Т. XLIV, ч. 2, М.: ИВ РАН, 2014. – 900 стр. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 15 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). С. 179-186.
Вся Азия. Географический справочник (под. ред. Н.Н. Алексеевой и И.Е. Тимашева). М.: Изд-во АСТ, Муравей-Гайд. 2003. – 311 с.
Ефимова Л.М. Ислам в Юго-Восточной Азии: XXI век: учеб. пособие / Л.М. Ефимова; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. востоковедения. – М.: МГИМО-Университет, 2014. – 205 с.
Иванова И.С., Социально-экономическая география зарубежной Азии. Юго-Восточная Азия: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2005 – 184 с. (http://www.geogr.msu.ru/cafedra/segzs/nauchd/pubs/posobie_SEAsia.pdf).
Новакова О.В. Крест и дракон: У истоков вьетнамской католической церкви (XVI-XVII века). М.: Ключ-С, 2012. 320 с.
Шпажников Г.А. Религии стран Юго-Восточной Азии. М., 1980.
TheWorldFactbook- https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/
Особенности традиционной культуры стран и регионов Азии и Африки
(лекции – 16 часов; семинары – 44 часа; самостоятельная работа – 176 часов)