Приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Портрет как выражение идеалов своего времени. Изображение головы человека в графике, живописи и скульптуре. Сходство внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства создания портрета. Великие портретисты в истории культуры. Портрет в русском искусстве. Судьба портрета в отечественном и зарубежном современном искусстве.
Основная задача этой четверти — приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Приобщение к культуре — это не столько получение знаний, сколько воспитание чувства сопричастности переживаниям, выраженным в произведениях искусства. Каждый учащийся может и должен, стать наследником огромного культурного достояния предков. На уроках изобразительного искусства происходит его первоначальное встраивание в эту культуру.
|
|
Задачи приобщения к жанру портрета — это также развитие наблюдательности, глазомера, композиционного мышления и креативности. Искусство портрета требует специальных умений: умения видеть общую конструкцию и форму объекта, умения устанавливать основные пропорции головы, а также умения взглянуть по-новому на уже знакомое.
Раздел 4: Человек и пространство. Пейзаж
Изображение природы в искусстве разных эпох. Различные способы изображения пространства и их мировоззренческий смысл. Жанр пейзажа в европейском искусстве. Правила построения перспективы. Образ природы в произведениях изобразительного искусства. Пейзаж как выражение духовной жизни общества. Изображение природы как выражение впечатлений и переживаний художника. Становление национального пейзажа в отечественном искусстве. Национальный образ пейзажа и воплощение образа Родины.
Класс.
Изображение фигуры человека и образ человека (9 ч.)
Образ человека стоит в центре искусства. Представление о красоте человека менялись в истории искусства. Овладение первичными навыками изображения фигуры и передача движений человека. Художественно-практическая работа учащихся связана содержательно с изучением истории искусства и развитием навыков восприятия. Изображение фигуры человека в истории искусства. Изображение человека в древних культурах. Красота и совершенство конструкции идеального тела человека (Древняя Греция)
Пропорции и строение фигуры человека. Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека и их индивидуальная изменчивость.
|
|
Лепка фигуры человека. Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Шедевры мирового искусства.
Наброски фигуры человека с натуры. Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве (урок обобщения и систематизации знаний). Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.
Поэзия повседневности (7 ч.)
Учащиеся должны осознать, что в произведениях бытового жанра, при изображении самых простых, обычных действий людей художник способен раскрыть глубину и поэзию понимания мира и себя в этом мире.
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Картины мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов.
Творчество великих художников, художников передвижников. Государственная Третьяковская галерея.
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Понятие жанр в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, мифологический, исторический жанры и тематическое богатство внутри них.
Сюжет и содержание в картине. Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.
Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Произведения искусства на тему будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Бытовые сюжеты на тему жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе.
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник - это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т.е. превращение обычного в необычное.