Апробация и внедрение результатов научного исследования, различия между ними

Слово «апробация» латинского происхождения и дословно означает «одобрение, утверждение, установление качеств» (не путать с опробованием, т.е. проверкой на практике). В современном понимании это установление истинности, компетентная оценка и конструктивнаякритика оснований, методики и результатов работы. В роли ценителей, судей, критиков, оппонентов выступают отдельные компетентные в областиисследования ученые и практики, а также научные и педагогические коллективы.

Апробация может проходить в форме публичных докладов, обсуждений, дискуссий, а также в форме рецензирования (устного или письменного) представленных работ. Официальная апробация выполненных работ часто связана с их публичной защитой (защита проекта, отчета, курсовой или выпускной работы, диссертации).

Большие возможности для апробации полученных результатов исследования представляют научные практические и методические конференции, дискуссии, творческие диспуты и другие формы обсуждения проблемы исследования или смежных с ней тем. В ходе этих мероприятий демонстрируются, иллюстрируются, разъясняются материалы, раскрывающие суть предлагаемых новинок и показывающие их преимущества перед привычными, давно используемыми.   

Немаловажную роль играет и неофициальная апробация: беседы, спорысо специалистами и коллегами.

Практика - критерий истины. Поэтому, обязательным элементом решения любой научной проблемы является внедрение разработанных положений и идей в педагогическую практику. Это – завершающий этап исследования и его следует отличать от внедрения результатов научной работыпосле ее завершения. Первое – уточняет, развивает, совершенствует психолого-педагогическую теорию и методику, второе – претворяет в жизньуже проверенные, отработанные выводы и рекомендации.

Методические рекомендации воплощаются в педагогическую практику обычно путем разработки учебных, учебно-методических и методических пособий, методик обучения и воспитания.

Широтой, глубиной и объемом внедрения результатов исследования впрактику определяется их научная новизна, теоретическая и практическаяценность.

Процесс внедрения результатов исследования в практику можно разделить на следующие этапы:

– ознакомление потребителей с выводами и рекомендациями исследования;

– формирование положительного отношения, интереса к ним;

– практическое обучение преподавателей умению использовать, применять новые идеи, правила, методы и приемы в практике воспитания иобучения;

– предъявление этим лицам требований об активном внедрении результатов исследования в образовательный процесс и контроль за выполнением этих требований.

Все эти звенья охватывают и информацию о результатах исследованияи организацию их внедрения в массовую практику.

Ознакомление общественности с материалами исследования – половинадела. После того как уяснена суть выводов и рекомендаций, необходимонаучить руководителей, преподавательский состав практическому использованию предложенного, нового. Для этого используются показные, пробные, открытые занятия, воспитательные мероприятия и т.п. Большую помощь в этом оказывают школы передового опыта, краткосрочные курсыповышения квалификации, университеты педагогического мастерства.

После усвоения новых психолого-педагогических рекомендаций, к соответствующим руководителям образовательного процесса предъявляются

требования активного применения нововведений, внедрения их в жизнь.

Одновременно организуется действенная помощь и контроль.

Итоги проверки результатов исследования в экспериментальном, опытном порядке, в ходе экспертизы окончательно определяют теоретическуюи практическую значимость выполненного научного труда. Его выводыстановятся обязательными требованиями к работе педагогов, доводятся докафедр в форме методических и научно-практических рекомендаций, приказов и указаний руководства вуза, требований нормативных документов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: