Банковский кредитный рынок: его сегменты, участники, кредитные продукты и кредитные технологии

 

Банковский кредитный рынок является основным, постоянно действующим и развивающимся сегментом кредитного и финансового рынков.

Рынок банковских депозитов (вкладов) как часть банковского кредитного рынка представляет собой рынок по привлечению банками в свой оборот свободных денежных средств для дальнейшего размещения. На этом рынке в качестве кредиторов выступают хозяйствующие субъекты, финансовые организации, государственные органы, население, а заемщиками являются банки, которые конкурируют между собой за объемы и стоимость привлечения клиентских денег, используя для этого депозитную, процентную и маркетинговую политики.

Рынок банковского корпоративного кредитования − самый развитый сегмент банковского кредитного рынка, так как в общей ссудной задолженности банков на кредиты нефинансовому сектору экономики приходится более 65%.

Участниками кредитной сделки на рынке банковского корпоративного кредитования со стороны заемщиков выступают целевые группы заемщиков – нефинансовых организаций. Они выбираются банками исходя из рыночной стратегии развития с учетом опыта обслуживания компаний разных отраслей, форм собственности и величины бизнеса.

По каждой приоритетной для кредитования отрасли устанавливаются требования к стажу работы компании-заемщика, рыночной доле его продукции, структуре корпоративного управления и качеству менеджмента, квалификации персонала, кредитной истории, целей кредитования и кредитных продуктов.

Кредитные продукты выступают конкретным воплощением (способом оказания) кредитной услуги в форме ее четкого определения, или структурирования условий, рассчитанных на конкретного заемщика или на их группу. Кредитный продукт предполагает определенную последовательность совершения банковских операций и банковские документы, удостоверяющие совокупность юридических прав и обязанностей сторон.

В основе кредитных продуктов лежат, по сути, кредитные услуги; в то же время один и тот же кредитный продукт может сочетать в себе несколько банковских услуг. В отличие от банковских услуг, набор которых является относительно постоянным, перечень банковских продуктов практически ничем не ограничен.

В современных условиях банки предоставляют своим клиентам – нефинансовым организациям разнообразные виды кредитов (кредитных продуктов), которые можно классифицировать по различным признакам:

1) по группам заемщиков: кредиты промышленности, торгово-снабженческим организациям, сельскому хозяйству, предприятиям транспорта, строительной сферы и т. д.;

2) по целям кредитования: кредиты на текущие нужды (обслуживают потребности компаний в оборотных средствах) и кредиты на инвестиционные цели (для финансирования инвестиций компаний в основные средства);

3) по срокам предоставления средств:

− кредиты до востребования;

− срочные кредиты, которые подразделяются на: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до трех лет) и долгосрочные кредиты (более трех лет).

4) по размеру: крупные кредиты (размер которых превышает 5% собственных средств (капитала) банков), средние (величиной от 1 до 5% собственных средств банков) и мелкие кредиты (величиной менее 1% собственных средств банков);

5) по обеспечению:

− необеспеченные (бланковые) кредиты;

− обеспеченные кредиты, которые по характеру обеспечения подразделяются на: залоговые кредиты, кредиты под обеспечение поручительствами третьих платежеспособных лиц и банковские гарантиями, застрахованные кредиты;

6) по валюте предоставления средств: кредиты в национальной валюте, кредиты в иностранной валюте, кредиты с правом выбора заемщиком валюты кредита (мультивалютные кредиты);

7) по способам выдачи и погашения кредитов (методам кредитования): разовые, срочные кредиты, кредитные линии, овердрафты, синдицированные кредиты;

8) по периодичности погашения: кредиты, погашаемые единовременно (на определенную дату, обычно в конце срока договора) и погашаемые в рассрочку (частями – равномерными или неравномерными, в сроки, согласованные с банком);

9) по степени риска: стандартные кредиты, нестандартные кредиты, сомнительные кредиты, проблемные кредиты и безнадежные кредиты.

Базовыми видами кредитных продуктов являются краткосрочные (на текущие нужды) и инвестиционные продукты. Они должны обеспечивать индивидуальный подход к заемщикам при стандартных кредитных процедурах банков.

Краткосрочные кредитные продукты банков отличают следующие особенности:

− кредит используется для поддержки действующего бизнеса, не меняет структуру и качество производственных мощностей, не требует разработки и представления в банк инвестиционного проекта и бизнес-плана его реализации;

− источником возврата кредита выступает текущая выручка от реализации продукции (оказания услуг, выполнения работ) и соответственно кредит возвращается сразу после завершения одного операционного цикла предприятия;

− надежность кредита определяется банками на основе анализа общей кредитоспособности предприятия и денежных потоков по его банковским счетам.

В целом, такие кредиты надежным заемщикам существенно снижают кредитные риски банков и риски ликвидности и платежеспособности заемщиков и ускоряют оборачиваемость кредитных вложений банков и капитала заемщиков.

Инвестиционные кредитные продукты банков имеют свою специфику, которая состоит в следующем:

− кредит изменяет качество и структуру производственного потенциала предприятий, т. е. участвует в создании новых, более совершенных, основных фондов и нематериальных активов, технологий и производственных мест;

− обязательным условием получения кредита является представление инициаторами проектов банку бизнес-планов их практической реализации;

− участие банка в кредитовании проектов может осуществляться в разных формах (инвестиционное, проектное кредитование, проектное финансирование, лизинг, покупка ценных бумаг предприятий – инициаторов проекта) и на разных этапах реализации проекта, исходя из уровня риска, который готов принять на себя банк;

− инвестирование банком средств в проект осуществляется в течение длительного срока, определяемого периодом освоения нового производства или окупаемости затрат действующих предприятий. Соответственно кредит является средне- или долгосрочным;

− погашение кредита и процентов по нему осуществляется преимущественно или только за счет доходов от реализации инвестиционного проекта.

 Кредитные технологии. Исходя из понятия технологии как последовательности методов, операций и процедур, их можно рассматривать с нескольких позиций:

− во-первых, как организацию кредитного процесса банка в целом. При этом кредитный процесс определяется нами как комплекс последовательных, регламентированных процедур и действий банка, увязанных с его стратегическими и текущими приоритетами развития, по разработке и продаже кредитных продуктов и управлению отношениями в области кредитования;

− во-вторых, в более узком смысле − как конкретные методы и приемы разработки и продажи кредитных продуктов, выступающие неотъемлемым элементом маркетинговой и кредитной политики банков, а также как способы выдачи и погашения кредитов. В современных условиях методы разработки и продажи кредитных продуктов развиваются в направлении обеспечения клиентоориентированного подхода. Этот подход обеспечивают: CRM (CustomerRelationship Мanagement), дистанционные каналы обслуживания (интернет-банкинг), стратегия совмещенных продаж продуктов банка (и его партнеров) и обратная связь с клиентами.

CRM выступает современной технологией управления взаимоотношениями с клиентами на всех стадиях разработки и продажи продуктов, стратегией организации бизнеса и должна основываться на передовых информационных системах.CRM предполагает наличие единого хранилища информации, где в любой момент доступны все данные о клиентах на всех этапах их жизненного цикла и по всем случаям взаимодействия с ними, систематизацию и постоянный анализ полученной информации о клиентах.IT-системы путем оценки клиентской базы позволяют банкам параметризировать поведенческие характеристики, выявлять специфические потребности клиентов и предлагать соответствующие им кредитные продукты, т. е. обеспечивать индивидуальный подход к клиентам и принятие управленческих решений.

Под совмещенными продажами нами понимается продажа двух или более отдельных продуктов в одном пакете. Например, комбинация банковских кредитных и страховых продуктов или комбинация только банковских продуктов. Совмещенные продажи могут организовываться банками путем выбора продукта первоначального (наиболее частого) пользования клиентом (т. е. основного продукта) и привязки к нему дополнительных продуктов, при этом клиент для получения доступа к последним должен принимать предложение целиком. Например, «кредит» (основной продукт) и «расчетный счет» (дополнительный продукт, причем с обязательством клиента о проведении по нему в определенной доле или полностью оборотов по кредитуемой сделке), или «кредит» и «депозит» (с оформлением прав по нему в залог банку, что делает возможным упрощенную процедуру рассмотрения кредитной заявки).

Преимущества стратегии совмещенных продаж для банков состоят в экономии затрат (на маркетинговые исследования, привлечение новых и удержание старых клиентов) за счет продажи уже имеющимся клиентам не одного, а сразу нескольких видов продуктов и в заранее подготовленном пакете.

Обратная связь с клиентами предполагает их информирование о линейке и преимуществах кредитных продуктов банков и получение от них отзывов, в том числе по уже приобретенным в банке кредитным продуктам, необходимых для приближения этих продуктов и способов их продажи к потребностям клиентов. Она может быть организована с помощью интернет-сайта банка, обращений клиентов в его филиалы, представительства и анкетирования компаний.

В свою очередь, способы выдачи и погашения кредитов регламентированы ЦБ РФ в виде незакрытого перечня: разовое предоставление денежных средств заемщику на его банковский счет, открытие кредитной линии (под лимит выдачи или лимит задолженности), кредитование банковского счета клиента-заемщика при недостаточности или отсутствии на нем денежных средств (овердрафт). Рассмотрим эти способы подробнее.

Так, разовые кредиты – это кредиты, которые предоставляются заемщикам от случая к случаю на удовлетворение различных потребностей. При этом каждый кредит оформляется индивидуальным кредитным договором с указанием цели и суммы кредита, срока его возврата, размера процентной ставки и обеспечения кредита.

Открытие кредитной линии представляет собой принятие банком обязательства предоставлять заемщику кредиты в пределах заранее установленного на определенный срок лимита, который может быть использован им на основании кредитного договора по мере возникновения потребности в дополнительных средствах в пределах установленного срока без дополнительных переговоров с банком и какого-либо документального оформления. Кредитная линия открывается, как правило, на один год, но может открываться и на меньший срок (например, полгода).

Овердрафт представляет собой особую форму краткосрочного кредита, при которой банк осуществляет кредитование расчетного или текущего счета клиента. Под кредитованием счета, согласно ст. 850 ГК РФ, понимается осуществление банком платежей со счета, несмотря на отсутствие или недостаток на нем денежных средств. Кредитование счета клиента может осуществляться только в том случае, если оно предусмотрено в договоре банковского счета. Овердрафт выступает льготной формой кредитования, т. е. он предоставляется самым устойчивым в финансовом отношении заемщикам при кратковременном недостатке (отсутствии) у них на счетах средств для совершения платежей и предоставляется, соответственно, на очень короткий срок.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: