Вопросы занятости населения сегодня находятся в центре внимания государства, поскольку они затрагивают не только экономическую, но и социальную сферы жизнедеятельности российского общества. В настоящее время целью проводимой социально-экономической политики государства является увеличение уровня занятости и нацеленность на предупреждающие мероприятия по борьбе с безработицей.
В России разработана и реализуется Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 гг. и на период до 2020 г.», которая нацелена на повышение уровня комфортности условий жизни в сельской местности, посредством улучшения жилищных условий для населения, престижности труда в сельской местности и формирование в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни, улучшения демографической ситуации, развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского права [24].
Социально-экономическая защищенность важна для населения нашей страны, поэтому государство обеспечивает ее на законодательном уровне.Государство гарантирует минимальный размер пособия по безработице, который на 2017 г. не изменился и составил 850 рублей, а максимальный – 4900 рублей, что значительно меньше прожиточного минимума. Проводится субсидирование безработицы, которое нацелено на трудоустройство инвалидов, стажировку работников и выпускников, профессиональное обучение, а также замещение свободных рабочих мест, выплата стипендий, выдаваемых в процессе профессионального обучения, и т.д. [22]
Все большую роль в регулировании занятости и оповещении о наличии свободных мест на рынке труда играют центры занятости населения, которые являются представителями государства и выполняют возложенные на них функции, об оказании помощи безработным. Реализация программных мероприятий способствует созданию условий для устойчивого развития рынка труда и обеспечивает достижение положительных результатов, определяющих социально-экономическую эффективность [5].
В 2017 г. государство проводило следующие мероприятия по борьбе с безработицей:
- стажировка (выпускники школ, ссузов и вузов);
- переподготовка (повышение квалификации);
- профессиональное обучение (смена вида деятельности);
- создание собственного дела (самозанятость);
- общественные и временные работы;
- переезд в другую местность с целью временного трудоустройства.
Также принимались следующие меры борьбы с безработицей в 2017 г.:
- введение квот на иностранную рабочую силу (квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности);
- содействие созданию дополнительных рабочих мест и трудоустройству граждан на предприятиях малого и среднего предпринимательства;
- формированию пятилетнего прогноза о востребованности кадров со средним профессиональным образованием по стране и регионам на 5 лет;
- переход на частные и государственные платформы онлайн-обучения. С участием вузов и частных компаний, имеющих передовые учебные курсы, был составлен набор программ для переподготовки в области цифровой экономики [5].
В 2017 г. продолжалась смена модели регулирования безработицы: сокращение неэффективных рабочих мест. Данная мера потребовала реструктуризации градообразующих предприятий, создания программ для повышения квалификации, освоения новой специальности. В 2017 г. разрабатывались программы по стимулированию позднего выхода на пенсию для наиболее квалифицированных работников.
Трудовая деятельность мигрантов регулируется законом № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривающих упрощение привлечения в РФ высококвалифицированных специалистов (ВКС), а также легализацию трудовых мигрантов, прибывающих в РФ в безвизовом режиме и осуществляющих трудовую деятельность по найму у физических лиц, путем внедрения патентов на осуществление такой деятельности.Законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы и желающий осуществлять трудовую деятельность в сферах жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания, обязан владеть русским языком на уровне не ниже базового. Патенты, дающие возможность мигрантам работать у частных лиц, были введены в России в июле 2010 г. [29]
Таким образом, в последние годы в России менялась модель регулирования безработицы – упор был сделан на сокращение неэффективных рабочих мест. К числу внешних факторов регулирования безработицы можно отнести дальнейшее развитие сотрудничества с ключевыми торгово-экономическими партнерами, в том числе в сфере строительства газопроводов с Китаем и Турцией.