Одно из значений термина «стиль», дошедшее до нас со времен античной риторики, — «индивидуальная манера говорения-письма». Для обозначения именно индивидуального аспекта в стилевой организации речи употребляют сочетание «индивидуальный стиль речи».
Определение этого понятия раскрывается в «Словаре лингвистических терминов» О. С. Ахмановой.
«Стиль индивидуальный — совокупность стилевых элементов, неизменно присутствующих в произведениях данного автора в определенный период его творчества и распространяющихся на все его творчество в целом, своеобразие приемов словоупотребления, конструкций, характеризующее устную и/или письменную речь отдельного лица, независимо от его отношения к писательской деятельности».
Своеобразие приемов есть результат отбора языковых и речевых средств в целях достижения поставленной коммуникативной задачи. Эти ключевые слова — «своеобразие», «индивидуальный отбор», «индивидуальная манера» раскрывает понятие «индивидуальный стиль речи», которым оперирует современная стилистика.
|
|
Успех речевого высказывания во многих сферах общения зависит от того, насколько особенности этого высказывания соответствуют общестилевым чертам, необходимым в данном речевом акте и потому ожидаемым слушателями, и насколько в то же время индивидуально воплощаются эти черты, т. е. проявляется индивидуальный стиль говорящего.
Педагогическое общение создает большие возможности для проявления индивидуального стиля речи учителя.
Индивидуальный стиль речи учителя — своеобразная система речевых средств и приемов педагогического воздействия, свойственная учителю и раскрывающая его неповторимую индивидуальность.
Индивидуальный стиль речи учителя — это индивидуальная реализация риторических приемов педагогического воздействия, проявляющаяся в выборе и сочетании языковых средств их выражения.
Индивидуальный стиль речи учителя складывается из вербального, интонационного и невербального стилей. В основе вербального лежит индивидуальный отбор лексических и синтаксических средств педагогического воздействия, в основе интонационного — отбор интонационных средств, в основе невербального — отбор средств жесткого химического поведения.
В индивидуальном речевом стиле отражается стиль педагогического общения как индивидуальная форма коммуникативного поведения учителя. На него влияют природные свойства личности учителя — темперамент, стиль мышления, способности — и социальные свойства, в частности навыки речевого выражения мысли.
Индивидуальный стиль речи — показатель высокого уровня педагогического мастерства, высокого уровня владения профессиональной речью, так как выбор речевых средств, раскрывающий индивидуальный профессиональный подход, предполагает знание учителем всего богатства этих средств и знание своей индивидуальной риторической природы.
|
|
Стремление создать свой индивидуальный стиль сопряжено с положительными эмоциями поиска и открытия. Индивидуальный стиль избирается учителем потому, что приносит наибольшее удовлетворение в работе. В. А. Кан-Калик отмечал, что уровень педагогического мастерства зависит от того, насколько высока степень усвоения приемов и методов личностью учителя на индивидуально-творческом уровне.