Кризисы, конфликты в жизни группы и особенности стадий групповой динамики.
В процессе своего развития группы проходят общие стадии (этапы). Предполагается, что таких стадий четыре.
Взаимное признание. На этой стадии выбирается тип группы и распределяются роли. В начальной стадии развития группы ее члены обычно неохотно общаются друг с другом. Как правило, они не хотят выражать свое мнение, отношение, взгляды. До тех пор пока работники не узнают друг друга и не станут доверять друг другу, маловероятно, что они будут склонны к общению.
Общение и принятие решений. После того как в группе достигнуто состояние взаимного признания, ее члены начинают открыто общаться друг с другом. Это приводит к увеличению доверия и большему взаимодействию, группа становится сплоченной и единой. Обсуждения начинают более полно фокусироваться на решении проблемных задач и развитии альтернативных вариантов.
Мотивация и продуктивность. На этой стадии развития совершаются действия для достижения целей группы. Группа работает как кооперативное, а не конкурирующее подразделение. По мере накопления опыта совместной работы увеличивается эффективность групповых решений и действий.
|
|
Контроль и организация. На этой стадии значение приобретает членство в группе, в которой все действуют в соответствии с существующими правилами группы. Цели группы превалируют над индивидуальными целями, соблюдаются существующие положения и осуществляются санкции. Окончательной санкцией является исключение из группы за невыполнение ее задач и правил. Могут применяться другие санкции, например временная изоляция от группы или осуждение другими членами группы.
Конфликт может иметь разрушающие (деструктивные) тенденции и созидающие (конструктивные). Деструктивным конфликт делает: «Спусковое» замечание или действие; - формирование враждебных альянсов; искажение коммуникации; жесткая позиция; концентрация на том, чтобы посильнее задеть другого. Однако в конфликте могут быть и ценности, т.е. конструктивные тенденции: конфликт выявляет проблемы, требующие решения; конфликт позволяет улучшить качество принимаемых решений; конфликт способствует развитию навыков межличностного общения, помогает самопознанию; конфликт является способом разрядки враждебности или обиды, которые возникают вследствие неэффективных взаимоотношений или дележа ресурсов; конфликт может быть стимулирующим и возбуждать азарт.
Функции конфликтов
Стили поведения психолога в конфликтной ситуации
1. Согласительная. Третья сторона (психолог) общается с каждым участником конфликта в отдельности, выслушивает их мнения и предложения, передает их другой стороне, собирает факты и аргументы, выносит свои рекомендации, которые не обязательны для исполнения конфликтующими, но помогают им достичь согласия по проблемным вопросам.
|
|
2. Контролирующая. Третья сторона отказывается от права принимать какие бы то ни было решения или рекомендации, не вмешивается в содержание конфликта, но осуществляет жесткий контроль над самим процессом переговоров, четко определив правила поведения участников конфликта (регламент, использование психологических уловок, проявление эмоций и т.п.).
3. Организующая. Третья сторона создает условия для встречи сторон, предоставляя им помещение или необходимые услуги. Обстановка, в которой проходит встреча, - весьма значимый фактор. Всегда легче настроиться на деловое взаимодействие, если общаешься на нейтральной территории, в просторном и удобном помещении, где чувствуешь себя защищенным от вторжения посторонних людей, где нет отвлекающих раздражителей (приборов, ярких картин, украшений), тебе ненавязчиво предлагают чашечку кофе или чая (причем, не конкуренты, а сторонние люди), опять же предоставляют дополнительную информацию о возможном "веере" определенных процедур по разрешению спорных вопросов и т.д.
4. Экспертная. Третья сторона по приглашению одной либо обеих конфликтующих сторон выполняет функции советника по содержанию обсуждаемых проблем: предоставляет необходимую информацию по конкретным вопросам, дает экспертную оценку или делает анализ, прогнозирует развитие ситуации, помогая конфликтующим принять более взвешенное решение.