Западноевропейская наука

Западная Римская империя была практически разрушена нашествиями вар­варов. Единство и порядок церкви в значительной степени обеспечивали основу для существования власти на территории империи. Более того, уси­лия церкви были направлены на обращение в христианство варваров, по­являвшихся в пределах империи.

В центры научных знаний превращались монастыри.

В 529 г. Бенедикт Нурсийский основал католический монастырь близ Не­аполя по образцу христианских монастырей в Малой Азии, Сирии, Египте. Монахи-бенедиктинцы были обязаны заниматься наукой.

При монастырях и церквях, начиная с VI в., существовали школы, обес­печивающие необходимый для священнослужителей уровень образования. Но школы давали и элементы светского образования, в частности, грамма­тика, риторика и диалектика составляли так называемый «триувиум» (три пути познания). Отсюда возник термин «тривиальный». Позднее в школах стали преподавать арифметику, геометрию, астрономию и музыку, составив­шие «квадриум» (четыре пути познания). Эти семь дисциплин назывались «семью свободными искусствами». Обучение в школах при монастырях не имело возрастного ценза: дети и взрослые учились вместе, по единой про­грамме.

Преподававшие в монастырских школах ученые монахи достигали порой значительных результатов во всех областях научных знаний. В VI — VII вв. их сочинения носили обобщающий, компилятивный характер. Начиная с Х в., появляются сочинения практической направленности. К числу таких сочинений можно отнести «Записки о различных ремеслах» монаха Теофи-ла (X в.), где описаны практически все области технической деятельности того времени.

54

Монастырские школы стали со временем рас­ширять сферы своей деятельности. К преподава­нию в них стали привлекаться ученые иностран­цы. В первой половине XI в. из монастырских школ возникают университеты, но уже как свет­ские учебные заведения. Слово «университет» оз­начает совокупность, общность (лат. ип1уег8На8 — совокупность). Любопытно, что слово «декан» (лат. оесапшп), означающее «старший над десятью монахами в монастыре», прямо указывает на про­исхождение университетов от монастырских школ.

Образцом для организации университетов стал Болонский университет, созданный в 1119 г. В 1150 г. был основан Парижский университет. Вышедшая в 1167 г. из Париж­ского университета группа студентов обосновалась в Оксфордской монас­тырской школе, основав затем Оксфордский университет. Выпускники Ок­сфорда составили ядро Кембриджского университета (1209 г.). Таким обра­зом, Парижский университет стал родоначальником двух английских уни­верситетов. Преподавание в университетах велось на латыни.

В XII в. появились государственные университеты в Испании, Португа­лии, Польше, Чехии.

Прием в средневековые университеты был практически не ограничен. Главным видом занятий являлись лекции и дискуссии. Как правило, в сред­невековых университетах организовывалось три факультета: богословский, юридический и медицинский. Если был четвертый — «артистический» фа­культет (это название по смыслу близко современному «гуманитарный»), то он выполнял роль школы, в которой изучались «семь свободных искусств».

Начиная с XII — XIII вв. западноевропейская наука обогатилась значи­тельным числом переводов с арабского и греческого на латынь. Наряду с со­чинениями Платона, Аристотеля, Евклида, Архимеда, Птолемея стали дос­тупными и сочинения арабских ученых. Начинают развиваться естествен­ные науки, математика. Выдающийся вклад в развитие математики внес Ле­онардо Пизанский (Фибоначчи) (1180—1240), написавший обобщающий ма­тематический трактат «Книгу абака», которая на долгие годы стала класси­ческим образцом изложения математики с использованием арабской алгеб­ры и индийского исчисления. Его книга «Практическая геометрия» обоб­щала данные планиметрии и стереометрии. В «Книге о квадратах» изложе­ны методы решения неопределенных квадратных уравнений.

Широкое распространение в Европе получил трактат Вителлия (около 1225 — около 1281) «Перспектива», в котором изложены открытия в облас­ти оптики, в частности дано объяснение возникновения радуги преломле­нием на каплях воды.

Знаменитый францисканский монах Роджер Бэкон (1214 — 1292) боль­шое значение придавал эксперименту в естествознании. Его труд «Об опыт­ной работе» в значительной части посвящен проблемам эксперимента в фи-

55

зике и оптике. Бэкон считал скорость света конеч­ной и высказал догадку о том, что свет не поток частиц, а представляет собой распространение движения, что близко по смыслу к волновой ги­потезе.

Глубиной разработки вопросов математики, физики, механики отличаются труды английско­го математика из Оксфорда Томаса Брадвердина (1290 — 1349). Важнейшей в его работах является постановка вопроса о дискретных и непрерывных величинах. В трактате «О пропорциях» Томас Брадвердин сделал первую попытку систематизи­ровать научные идеи на математической основе.

В Парижском университете глубоко изучались проблемы движения. Большой вклад в развитие идей в этом направлении внесли ученые универ­ситета Жан Буридан (1297 — 1357), Альберт Сак­сонский (1316 — 1390), Никола Орем (около 1323 — 1382).

Так же, как и в других странах, в Западной Ев­ропе трудились алхимики, основные усилия ко­торых были направлены на отыскание «фило­софского камня», способного превращать небла­городные металлы в золото. С неизменным рве­нием алхимики искали и «эликсир молодости» (от арабского «аль-иксир» — сухое вещество, превращавшее металлы в золото). Подобные по­пытки давали тем не менее реальные практичес­кие результаты, в основном касающиеся прове­дения химических реакций с кислотами, щелочами, солями. В XII в. европейские алхимики получили путем перегонки винный спирт, используемый ими как химический реактив, горючее ве­щество, растворитель.

Бурно развивающиеся с начала XII в. дипломатия и торговля способ­ствовали накоплению географических знаний. Первым западноевропейским справочником-путеводителем, содержавшим различные сведения об азиатс­ких странах, была книга венецианского путешественника Марко Поло (око­ло 1254 — 1324). Марко Поло в течение четырех лет (1271 — 1275 гг.) совер­шил путешествие на Дальний Восток, достиг Пекина, острова Суматра. В своей «Книге о разнообразии мира» он описал виденные им страны, дво­ры великого хана монголов и китайского императора, города, быт, нравы народов далеких стран. Книга Марко Поло послужила развитию геодезии и картографии.

С конца XIII в. начинаются попытки достичь Индии через Атлантичес­кий океан, то есть следуя на Запад.

56


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: