Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни.
Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д.
К числу наиболее значимых оснований относятся:
По масштабам решаемых социальных проблем:
универсальные социальные технологии;
частные социальные технологии.
К универсальным технологиям можно отнести технологии социальной диагностики состояния какого-либо социального явления, а к частным - конкретную технологию, используемую при решении конкретной задачи, например, технологию педагогического воздействия.
По уровню социальной деятельности:
глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества;
региональные социальные технологии, дающие эффект при решении
проблем в условиях конкретного региона;
национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т.п.;
государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах
конкретного государства;
муниципальные и пр.
По характеру решаемых задач:
функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;
инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество; - технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.
По характеру воздействия на социальные процессы:
формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;
стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;
сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;
разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.
По характеру и содержанию используемых средств:
организационно-распорядительные и административные социальные технологии;
социально-правовые технологии;
медико-социальные технологии;
психологические технологии;
педагогические технологии и т.п.
Интересным представляется выделение определённых типов социальных технологий по такому основанию как цели функционирования. В этом случае можно говорить о таких типах социальных технологий:
социальные технологии, ориентированные на созидание;
социальные технологии, ориентированные на изменение или исправление условий протекания процесса или квазитехнологии;
социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение, исчезновение или антитехнологии3.
Таким образом, социальные технологии - это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Глава 2. ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Социальная терапия
Социальная терапия - это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации6. Из этого определения следует, что социальная терапия это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект. Процесс социальной терапии направлен на решение самых разнообразных задач. Их характер и содержание определяются конкретной проблемой или группой проблем, стоящих перед субъектом и требующих своего решения. Тем не менее, можно говорить о существовании основных типов задач социальной терапии. Среди них:
исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта;
предупреждение дисфункций;
обеспечение нормального развития субъекта;
самоутверждение личности субъекта.
Решение всех этих задач с необходимостью предполагает использование различных методов, основные из которых:
Административные. Характерными особенностями этих методов является, во-первых, жёсткое следование формальным нормам и правилам, существующим в обществе (законы, инструкции, положения и т.п.).
Экономические методы. Данная группа методов социальной терапии предполагает, что в процессе их использования могут быть учтены и проанализированы экономические интересы и экономическое положение того или иного социального субъекта. Примерами подобных методов являются экономические льготы, экономическая поддержка (пособия, пенсии и т.п.) и экономические санкции.
Психолого-педагогические методы. В отличие от административных и экономических методов социальной терапии, психолого-педагогические методы направлены, в первую очередь, на отдельного человека или на малые социальные группы. Использование этих методов на практике предполагает воздействие как на систему взаимоотношений в малых группах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций и идеалов.
В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды социальной терапии.
Индивидуальная, которая применяется в отношении отдельного человека, разрешение проблем которого требует конфиденциальности (сексуальное насилие, семейные неурядицы и т.п.) к тем, кто не желает или по каким-либо причинам не может участвовать в групповой терапии.
Групповая, представляющая собой стратегию воздействия, направленную на оказание помощи людям в преодолении личностных нарушений или социального неустройства с использованием групп (при руководстве социального работника или иного специалиста - психолога, врача, педагога). Группы могут формироваться по многим принципам: возрастные, половые, профессиональные, учебные, для совместной деятельности и т.п.
Семейная терапия - работа социального работника или другого специалиста с семьёй, которая рассматривается как целостная единица. Стремясь оказать необходимую помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, специалист стремится раскрыть внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к более гибкому поведению и т.п.