Однако подходя к анализу ПИС более основательно, нельзя не заметить,что предметом воспроизведения нередко является не внешняя сторона предметов, а именно их смысл (пр. портрет)

Проблемы интерпретации традиционной культуры

4.10.11

Интерпретация.

Чаще всего термин И. Употребляется в литературоведении, искусствоведении. И. Всегда имеет отношение к определенному тексту. Текст - определенным образом устроенная совокупность знаков, формально связанная и содержательно цельная.

       В таком виде, определение текста является основой семиотики как науки. С точки зрения семиотики, текстом является всё, что создано людьми (причем не только предмет, но даже явление). Появление термина “И.” появляется из необходимости понимания текста.

       Идею, что мир для человека это совокупность текстов. Высказал Жак Деррида и Лотман (культура – совокупность текстов).

       Более широкая трактовка у Лотмана, который не только считает культуру  совокупностью текста, но и механизм, которым позволяет создавать текст.

       Исследователи 2й половины 20 века добавляют еще 1 важную вещь: текст, даже который уже существует, находится в законсервированном состоянии, они постоянно меняются, так как в каждой новой ситуации они по-новому интерпретируются.

       Если рассмотреть, как текст произведения живописи и КМ (визуальное ИС), то первый из исследователей а именно Эмиль Бенвенист выделяет 4 главных составляющих визуального текста (признаки, которые характерны для всех визуальных знаков):

Операторный способ – способ, посредством которого текст воздействует на человека, то есть, главное – ощущение с помощью чего мы текст воспринимаем.

2. визуальный способ (зрение). Сейчас дети воспринимают оттенки так как все вокруг слишком яркое.

3. сфера действия текста - где этот текст существует (для нас это ИС, культура).

4. природа (характер) – и количество знаков – язык.

5. тип функционирования – включает 3 составляющих: пространственность, континуальность (единство и целостность), иконичность.

Одна из самых главных характеристик – это характеристика текстов как системы знаков.

Михаил Бахтин: “Знак – объект, имеющий всегда 2 стороны и представляющий некий другой объект. Знак изменяет действительность и может искажать ее под определенным углом зрения. Из всех других знаков в искусствоведении, особое внимание уделяется знакам иконическим (знак изображения). Одна из самых ярких характеристик ИЗ – внешнее визуальное сходство с объектом (денотатом) – то, что мы изображаем.

       ИЗ несет информацию о своем денотате (этим он отличается от символа и образа), Чальз Пирс назвал ИЗ “непосредственными образами”.

Знаки изучали также представители формальной школы, других школ искусствознания и философии. Чальз Пирс, который выделяет в знаках 3 составляющих (знак триединства):

  1. изображение
  2. индекс
  3. символ

Некоторые авторы рассматривают изобразительное искусство как систему иконических знаков, которые непрерывно приближаются к своим денотатам. Важность знаков для сохранения традиции во всем, в том числе и в Искусстве отмечает английский исследователь Бейтс, который говорил, что знак это способ сохранить хотя бы частичные знания об объекте (приводит в пример первобытное искусство).

       Пирс считал, что ИЗ ближе всего к объекту, называя его еще непосредственным образом и считал, что они очень похожи. Именно из-за своей похожести с объектом, ИЗ является простым и понятным. Самым мотивированным (объясняется связь с объектом). В связи с этим, система ИЗ (живопись, архитектура, скульптура, музыка, балет, невербальная коммуникация) характеризуется честной связью между двумя основными связями этой системы – между планом выражения и планом содержания.

       Иконическая система очень насыщена эмоционально и образно (это отличает ее от других знаков). Как отмечают многие авторы, например, последователи Пирса, Чальз Моррис, степень сходства знаков и денотата (“степень иконичности”) может быть разной. Эта степень подобия определяет стилистику текста изображения. Это правило можно распространить на изо и другие визуальные техники.

        По мнению большинства авторов, классический пример иконических знаков системы – это реалистическая живопись. К 20 веку в культуре – степень иконичности снижалась и повышалась степень знаковости. Сами художники объясняют это усложнение объектов (пр.: футуристы). Максима движения достигает в абстракционизме, где фактически знак теряет иконичность.

18.10 11

Отличительной особенностью ИЗ от двух других типов (символ и индекс) является наличие значимой материальной субстанции, которая состоит из 2х аспектов: формы и материала. Для восприятия других знаков (индекс и символ, конвенциальные знаки) материал безразличен, то для иконических знаков он очень важен, т.к. часто определяет тип и особенности иконических знаков. С этой важностью связана необходимость определения техники исполнения (материал влияет на восприятие).

       Таким образом, иконические знаки со своей внешней стороны совмещает 2 важных составляющих, каждая из которых несамостоятельна, т.е. форму от материала оторвать нельзя (художник, выбрав форму, затем выбирает материал).

       Осоенность иконических знаков схематически выражает так называемый “треугольник Фреги”: (рис.)

Значение – это социально закрепленная ассоциативная связь между формой и денанатом.

Форма и денатат связаны между собой непосредственно. Знак несет основную информацию.

Для разных ИЗ этот треугольник неодинаковый. У чистого ИЗ – это вообще просто линия. Чем более знак иконичен тем более треугольник сплющен. Чистый ИЗ практически в трактовке не нуждается. Так все дано наглядно.

Жан Бальсатр?? – отказывается признать изображение реалистичной живописи  знаковой системой. Считал что изображение на реальной карте – это то, что изображено на картине. Некоторые другие авторы с ним согласны, но это верно лишь частично.

Однако подходя к анализу ПИС более основательно, нельзя не заметить,что предметом воспроизведения нередко является не внешняя сторона предметов, а именно их смысл (пр. портрет).

Лотман: “Объем художественного текста (изображенные и литературные тексты), обладает таким главным качеством как условность и даже выводит формулу.:

“Я (зритель) знаю, что это не то, что оно изображает, но я ясно вижу, что это то, что оно изображает”. (т.е. имеется в виду, что человек знает, что ПИС это не реальная вещь, но получится тем не менее что ИС создает копию объекта).

То есть ПИС это не реальный объект, а то, что его отображает. 15-16 вв. Может воздействовать сильней, чем реальный объект. Искусство это вторая реальность, но это все же реальность, которая вызывает иногда очень сильные чувства. Иногда обращают внимание на то, что в обыденной жизни иногда не замечают.

25.10.11

Тем не менее, иконичая концепция?, художественный язык не является общепринятой. Нередко они предлагают вообще отказаться от термина ИЗ, и для искусства использовать только понятием символа или образа. Часть этих авторов представители русского искусство (зн-е 20 в.).

Из российских авторов в 1 из самых авторитетных, изученных символы – Якобсон (осн.! –ние – ИС-ву средневековье). Конкретно иконой занимается Успенский (о семиотике иконы также отмечает большое значение символа и рассматривает символическую природу Искусства – Зидельмайер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: