Новая продукция (услуги) и новые рынки

Характеризуя на «арене инноваций» координату «приложе­ния» (новая продукция или услуги), отметим взаимосвязь инно­вационных технологий с производством продукции инноваци­онного типа. Представляя научно-технологическое развитие как закономерный и вероятностный процесс развития инноваций, при дальнейшей детализации его элементов приходим к двум различ­ным субстанциям: 1) технологии как объективной, материально организованной форме осуществления инновации и 2) продук­ту как результату этой технологии. Иначе говоря, инновацион­ное развитие характеризуется появлением и распространением новых технологий и продуктов. Технологические сдвиги влекут за собой исчезновение не только отдельных видов продукции, но и целых отраслей, а темпы развития в современных услови­ях определяются прежде всего скоростью и масштабами внедрения новых технологий. В свою очередь, новые продукты могут при­вести к формированию новых рынков и их развитию.

Закономерности взаимосвязей инновационных технологий с производством продукции инновационного типа важны прежде всего потому, что любая, даже самая прогрессивная технология может дать экономический эффект только посредством произ­водства продукции более высокого качества и более эффектив­ной (а следовательно, и более конкурентоспособной на рынках товаров и услуг). Именно через продукцию выявляется конечный эффект инновационных технологий. Этот эффект должен быть положительным, чтобы окупить дополнительные затраты, с ко­торыми связан переход на новые технологии. Но в отдельных случаях он может быть и отрицательным; в этом случае приме­нение новой технологии может в качестве конечного результата дать не дополнительную прибыль, а нанести ущерб предприни­мателю.

В условиях рыночной экономики единые закономерности интегрированного развития технологий и продукции проявля­ются в жизненном цикле продукции (ЖЦП), который характери­зует изменение потребности в освоенной продукции. Он вклю­чает фазы внедрения в потребительскую сферу, роста производ­ства, зрелости продукции, насыщения потребности, снижения потребности. Такой подход полезен для ближайших целей (про­изводство и реализация разработанного продукта), однако определяет лишь тактику повеления. Для выработки стратегии раз­вития необходимо управление нововведениями путем выбора технологий по всем фазам инновационного процесса.

Организационная структура и менеджмент

Важной закономерностью является синхронизация инноваци­онного развития и организационных структур, включая развитие новых подходов к менеджменту инноваций. Суть этой законо­мерности заключается в том, что качественные изменения в тех­нологическом развитии объективно вызывают изменения в орга­низационной структуре фирмы, в организации производства и развитии новых подходов к управлению, уровне квалификации работников и развитии новых компетенции. В решении задачи повышения инновационной активности важнейшая роль принад­лежит совершенствованию организационных структур предпри­ятий (фирм)[12]. Синхронизация уровня научно-технического про­гресса и организационно-экономических форм и структур про­изводства предполагает, что совокупность технологий, образующих ядро нового технологического уклада, должна быть реализована через адекватные хозяйственные структуры инно­вационного типа, обладающие потенциалом развития.

Особую роль в управлении инновационными процессами в настоящее время должны сыграть менеджеры нового поколения — инновационные менеджеры, обладающие соответствующими зна­ниями. Неспособность современной отечественной науки реа­лизовать в промышленных масштабах накопленный потенциал инноваций объясняется прежде всего нехваткой управленцев, способных реализовать коммерческий потенциал изобретений. Именно из-за отсутствия профессионального менеджмента Россия теряет научные кадры и уникальные наработки[13]. В стране назрела потребность в разработке и реализации широкомасштабной про­граммы подготовки инновационных специалистов-менеджеров по коммерциализации технологий и управлению инновационными фирмами. По оценкам, ежегодная потребность инновационных фирм в кадрах составляет около 25 тыс. человек[14]. Для того что­бы управлять инновационным развитием фирмы, такие специалисты должны не только познать общие закономерности инно­вационного развития, но и обладать необходимыми знаниями по вопросам трансфера и коммерциализации технологий, охраны и использования интеллектуальной собственности, управления инновационными проектами, бизнес-планирования, прогнози­рования и оценки коммерческой значимости (потенциала) но­вых продуктов и технологий.

Комплексность и сбалансированность координат

Итак, инновация может быть результатом внедрения новой технологии, использования нового приложения (новых продук­тов и услуг), формирования новых рынков и применения новых организационных форм (новых подходов в менеджменте). Сле­довательно, инновации можно рассматривать и как событие, воз­никновение в мире бизнеса чего-то нового, и как процесс, при котором одно новшество вызывает другое. Изменение в техно­логии приводит к появлению нового продукта, который, если он используется эффективно, требует изменения в организации бизнес-процессов. В конечном счете новые продукты также могут привести к формированию новых рынков и их развитию. Таким образом, инновация — не изолированное событие, а скорее траек­тория, состоящая из различных взаимосвязанных событий. В большинстве случаев это комбинация множества факторов, вза­имодействующих и влияющих друг на друга. Инновационная дея­тельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих и иных мероприя­тий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: