Характеризуя на «арене инноваций» координату «приложения» (новая продукция или услуги), отметим взаимосвязь инновационных технологий с производством продукции инновационного типа. Представляя научно-технологическое развитие как закономерный и вероятностный процесс развития инноваций, при дальнейшей детализации его элементов приходим к двум различным субстанциям: 1) технологии как объективной, материально организованной форме осуществления инновации и 2) продукту как результату этой технологии. Иначе говоря, инновационное развитие характеризуется появлением и распространением новых технологий и продуктов. Технологические сдвиги влекут за собой исчезновение не только отдельных видов продукции, но и целых отраслей, а темпы развития в современных условиях определяются прежде всего скоростью и масштабами внедрения новых технологий. В свою очередь, новые продукты могут привести к формированию новых рынков и их развитию.
Закономерности взаимосвязей инновационных технологий с производством продукции инновационного типа важны прежде всего потому, что любая, даже самая прогрессивная технология может дать экономический эффект только посредством производства продукции более высокого качества и более эффективной (а следовательно, и более конкурентоспособной на рынках товаров и услуг). Именно через продукцию выявляется конечный эффект инновационных технологий. Этот эффект должен быть положительным, чтобы окупить дополнительные затраты, с которыми связан переход на новые технологии. Но в отдельных случаях он может быть и отрицательным; в этом случае применение новой технологии может в качестве конечного результата дать не дополнительную прибыль, а нанести ущерб предпринимателю.
|
|
В условиях рыночной экономики единые закономерности интегрированного развития технологий и продукции проявляются в жизненном цикле продукции (ЖЦП), который характеризует изменение потребности в освоенной продукции. Он включает фазы внедрения в потребительскую сферу, роста производства, зрелости продукции, насыщения потребности, снижения потребности. Такой подход полезен для ближайших целей (производство и реализация разработанного продукта), однако определяет лишь тактику повеления. Для выработки стратегии развития необходимо управление нововведениями путем выбора технологий по всем фазам инновационного процесса.
Организационная структура и менеджмент
Важной закономерностью является синхронизация инновационного развития и организационных структур, включая развитие новых подходов к менеджменту инноваций. Суть этой закономерности заключается в том, что качественные изменения в технологическом развитии объективно вызывают изменения в организационной структуре фирмы, в организации производства и развитии новых подходов к управлению, уровне квалификации работников и развитии новых компетенции. В решении задачи повышения инновационной активности важнейшая роль принадлежит совершенствованию организационных структур предприятий (фирм)[12]. Синхронизация уровня научно-технического прогресса и организационно-экономических форм и структур производства предполагает, что совокупность технологий, образующих ядро нового технологического уклада, должна быть реализована через адекватные хозяйственные структуры инновационного типа, обладающие потенциалом развития.
|
|
Особую роль в управлении инновационными процессами в настоящее время должны сыграть менеджеры нового поколения — инновационные менеджеры, обладающие соответствующими знаниями. Неспособность современной отечественной науки реализовать в промышленных масштабах накопленный потенциал инноваций объясняется прежде всего нехваткой управленцев, способных реализовать коммерческий потенциал изобретений. Именно из-за отсутствия профессионального менеджмента Россия теряет научные кадры и уникальные наработки[13]. В стране назрела потребность в разработке и реализации широкомасштабной программы подготовки инновационных специалистов-менеджеров по коммерциализации технологий и управлению инновационными фирмами. По оценкам, ежегодная потребность инновационных фирм в кадрах составляет около 25 тыс. человек[14]. Для того чтобы управлять инновационным развитием фирмы, такие специалисты должны не только познать общие закономерности инновационного развития, но и обладать необходимыми знаниями по вопросам трансфера и коммерциализации технологий, охраны и использования интеллектуальной собственности, управления инновационными проектами, бизнес-планирования, прогнозирования и оценки коммерческой значимости (потенциала) новых продуктов и технологий.
Комплексность и сбалансированность координат
Итак, инновация может быть результатом внедрения новой технологии, использования нового приложения (новых продуктов и услуг), формирования новых рынков и применения новых организационных форм (новых подходов в менеджменте). Следовательно, инновации можно рассматривать и как событие, возникновение в мире бизнеса чего-то нового, и как процесс, при котором одно новшество вызывает другое. Изменение в технологии приводит к появлению нового продукта, который, если он используется эффективно, требует изменения в организации бизнес-процессов. В конечном счете новые продукты также могут привести к формированию новых рынков и их развитию. Таким образом, инновация — не изолированное событие, а скорее траектория, состоящая из различных взаимосвязанных событий. В большинстве случаев это комбинация множества факторов, взаимодействующих и влияющих друг на друга. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих и иных мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.